Введение в экзистенциализм Ж.П. Сартра

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Жан-Поль Сартр (1905-1980), безусловно, является одной из наиболее ярких личностей в философии двадцатого века. Имеются вполне резонные основания полагать, что этот человек во многом опередил свою эпоху. Он известен во многих сферах, например, как автор художественных произведений и литературный критик. Но, в первую очередь, Сартр - крупнейший философ-интеллектуал и свои взгляды он активно выражал во всех своих трудах, хотя, по большому счёту, единственной его крупной фундаментальной философской работой является книга под названием «Бытие и Ничто» (1943).

Прежде всего, его имя связывают с таким известным и ныне популярным направлением как экзистенциализм. Но, как и любое широкое философское течение, оно не было однородным и концепции Сартра отличаются по своей сути от философских систем современников и более поздних мыслителей. Поэтому в данной работе будет уделено внимание наиболее важным аспектам философии Сартра.

Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра сложилась в годы кульминации острейшего геополитического кризиса в Европе, разразившегося второй мировой войной. Поэтому многие концепты Сартра являются логичной реакцией на события 1930-1940-х годов. Философа волновали проблемы свободы, человеческих взаимоотношений и природы зла, которую он, безусловно, находил в «существовании» (экзистенции). Если намеренно упрощать его философское кредо, то вся онтология Сартра сводится к вопросу «Что значит быть?», поэтому практически всё своё творчество писатель посвятил поиску ответов на этот отнюдь не риторический вопрос.

Тема свободы занимает особое место в философских построениях французского философа. На этом следует остановиться поподробнее. Согласно Сартру, свобода – огромная ответственность и неумение ей распоряжаться ведёт к страданию, соответственно, свобода может быть и положительным и отрицательным свойством.

«Человек обречён на свободу» - одно из самых культовых высказываний Сартра, ставшее афоризмом. Философ говорит о том, что человек по определению не свободен, хотя все внешние признаки говорят об обратном.

Действительно, человек имеет гражданские права, возможность действовать, так как он пожелает в тех или иных бытовых ситуациях, к тому же, рабство давно изжило себя как социальный институт. Какая же это не свобода? Но дело в том, что рано или поздно перед человеком возникает более глубинная и сложная проблема – проблема экзистенциального выбора. Жизнь человека поворачивается так, что его же собственная свобода, по большому счёту, является бесполезной. Можно привести следующий пример. Представим полноценную семью, в которой муж и жена прожили много времени вместе и нажили несколько детей, но спустя долгие годы, муж понимает, что так он жить больше не может и привычный быт утратил для него всяческий смысл, а семейная жизнь только делает его несчастным. Муж встречает другую женщину, с которой бы он хотел быть, так как она пробуждает в нём давно забытые чувства и эмоции. Тут и встаёт проблема выбора. Остаться в семье и быть несчастным или потерять ту, что позволила тебе вновь почувствовать себя живым? По сути, такая распространённая ситуация является безысходной, что и есть не свобода, хотя человеку предоставляется несколько сценариев для развития дальнейшей жизни, в случае принятия того или иного решения. Но можно привести и куда более жёсткие примеры необходимости экзистенциального выбора, не правда ли?

Человеку необходимо сделать выбор потому, что по-другому быть не может, ведь нельзя вечно прибывать в состоянии неопределённости. И в любом случае, человек до конца не будет удовлетворён своим решением, а это будет разрушать его личность. Грубо говоря, человек не может убежать сам от себя, от своих переживаний и страхов, а ответственность за свой выбор ни на кого нельзя перенести.

За основу своей философии Сартр берет следующий тезис –«существование предшествует сущности». Суть данного тезиса подчёркивает уникальность человека в сравнении с другими существами. Когда насекомое появляется на свет и развивается, оно всё равно остаётся насекомым, а человек диалектичен по своей природе и мы не знаем какой сущностью он будет являться в дальнейшем. Соответственно, человек есть некая незавершённость, и неизвестно каким будет его будущее. Тот, кто сегодня был никем, завтра может стать всем, разумеется, это работает и в обратном направлении.

На этой основе Сартр строит собственную теорию и терминологию. Философ выделяет несколько видов бытия. Сартр антагонизирует из них два вида, один из которых – это «бытие-в-себе». Именно этот вид бытия есть бытие объективно существующей действительности. Это есть мир такой, каким он является вне человеческого восприятия. Второй вид бытия – это «бытие-для-себя», которое отождествляется с «человеческой реальностью», то есть мышлением и сознанием, или, другими словами, это бытие самого человеческого самосознания. «Бытие-для-другого» - третий вид бытия, выделяемый Сартром, который обнаруживает глубокий конфликт внутри человеческих взаимоотношений. Поскольку человек не живёт автономно от других людей и всего общества, а также его стандартов, трендов, табу, стереотипов и так далее, то он не может не поддаваться влиянию других в ущерб себе. Человеческое сознание – это не вакуум, поэтому своё существование индивид подстраивает под «другого». Сартр говорит о том, что человек до конца не может быть открытым, быть самим собой перед «другим» в каких бы близких отношениях они не были.

Весь экзистенциализм Сартра – это анализ внутреннего мира человека. Размышляя на тему, чем же является сознание, Сартр приходит к выводу, что сознание («бытие-для-себя») – это Ничто. Почему же так категорично? Да потому что в мире нет ни одного предмета или явления, которое коррелировало бы с человеческим сознанием, утверждает Сартр. Попросту говоря, сознанию нет должно выразимого эквивалента. Сознание независимо и неопределённо, но именно оно есть мера человеческого существования, так как именно сознание позволяет индивиду определить, кто есть Я и идентифицировать себя в окружающем мире. Но чистого сознания, как такового, по Сартру, не существует и это отличие французского автора от многих идеалистов. И всё же, если ставить вопрос о том, каким же существом является человек в первую очередь: бессознательным (ортодоксальный фрейдизм современный Сартру) или сознательным, то Сартр выбрал бы второй вариант.

Сартр противопоставляет бытие материи и бытие сознания. Этот факт очень осложняет задачу тем, кто любит делить философов по двум категория: материалисты и идеалисты. В случае с Сартром, это очень неправильный подход. Действительно, он очень остро критиковал различные материалистические доктрины, но при этом сам являлся атеистом, поэтому применительно к его философии часто можно услышать формулировки в духе «атеистический экзистенциализм».

Французский мыслитель протестует против давления материального мира, то есть «мира вещей». Сартр отвергает материализм и исключительное внимание к материи. Ему представляется, что материализм уравнивает человека с более простыми биологическими видами, а это, согласно его логике, неверно, так как человек с его бытием и сознанием более сложная система. Материя видится Сартром в крайне неприглядном виде, он называет ее «постоянной угрозой нашей жизни», «колдовской материей», искажающей, уродующей человеческие действия.

Но при этом, Сартр не является и идеалистом, несомненно, эпоха, в которой творил автор наложила свой отпечаток. Сартр не может согласиться с трансценденталистами (в частности, с феноменологами), которые просто считают все материальное вторичным по отношению к сознанию. В философской онтологии, по мнению Сартра, исходным должно быть не отгороженное от мира, не "порождающее" мир бытие-сознание, но бытие, которое обладает онтологическим первенством перед сознанием. Вместе с тем надо найти такую точку отсчета, благодаря которой преодолевался бы дуализм трансцендентного (т.е. независимого от сознания) бытия и сознания.

Пытаться понять Сартра – достаточно сложная задача, но освоив его категориальный аппарат, можно вникнуть в суть его нетривиальной концепции. Чтобы более глубоко изучать Сартра, следует ознакомиться с работами его идейных вдохновителей, первенство среди которых занимают Г. Гегель, М. Хайдеггер и Э. Гуссерль. Влияние феноменологических наработок последнего особенно заметно в философии экзистенциализма, хотя француз весьма активно его критиковал . Но фактом остаётся то, что Сартр абсолютно уникален сам по себе и его труды во многом явились «ренессансом» для философии новейшего времени.


Источник: m.vk.com

Комментарии: