Введение в экзистенциализм Ж.П. Сартра |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-02-06 18:30 Жан-Поль Сартр (1905-1980), безусловно, является одной из наиболее ярких личностей в философии двадцатого века. Имеются вполне резонные основания полагать, что этот человек во многом опередил свою эпоху. Он известен во многих сферах, например, как автор художественных произведений и литературный критик. Но, в первую очередь, Сартр - крупнейший философ-интеллектуал и свои взгляды он активно выражал во всех своих трудах, хотя, по большому счёту, единственной его крупной фундаментальной философской работой является книга под названием «Бытие и Ничто» (1943). Прежде всего, его имя связывают с таким известным и ныне популярным направлением как экзистенциализм. Но, как и любое широкое философское течение, оно не было однородным и концепции Сартра отличаются по своей сути от философских систем современников и более поздних мыслителей. Поэтому в данной работе будет уделено внимание наиболее важным аспектам философии Сартра. Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра сложилась в годы кульминации острейшего геополитического кризиса в Европе, разразившегося второй мировой войной. Поэтому многие концепты Сартра являются логичной реакцией на события 1930-1940-х годов. Философа волновали проблемы свободы, человеческих взаимоотношений и природы зла, которую он, безусловно, находил в «существовании» (экзистенции). Если намеренно упрощать его философское кредо, то вся онтология Сартра сводится к вопросу «Что значит быть?», поэтому практически всё своё творчество писатель посвятил поиску ответов на этот отнюдь не риторический вопрос. Тема свободы занимает особое место в философских построениях французского философа. На этом следует остановиться поподробнее. Согласно Сартру, свобода – огромная ответственность и неумение ей распоряжаться ведёт к страданию, соответственно, свобода может быть и положительным и отрицательным свойством. «Человек обречён на свободу» - одно из самых культовых высказываний Сартра, ставшее афоризмом. Философ говорит о том, что человек по определению не свободен, хотя все внешние признаки говорят об обратном. Действительно, человек имеет гражданские права, возможность действовать, так как он пожелает в тех или иных бытовых ситуациях, к тому же, рабство давно изжило себя как социальный институт. Какая же это не свобода? Но дело в том, что рано или поздно перед человеком возникает более глубинная и сложная проблема – проблема экзистенциального выбора. Жизнь человека поворачивается так, что его же собственная свобода, по большому счёту, является бесполезной. Можно привести следующий пример. Представим полноценную семью, в которой муж и жена прожили много времени вместе и нажили несколько детей, но спустя долгие годы, муж понимает, что так он жить больше не может и привычный быт утратил для него всяческий смысл, а семейная жизнь только делает его несчастным. Муж встречает другую женщину, с которой бы он хотел быть, так как она пробуждает в нём давно забытые чувства и эмоции. Тут и встаёт проблема выбора. Остаться в семье и быть несчастным или потерять ту, что позволила тебе вновь почувствовать себя живым? По сути, такая распространённая ситуация является безысходной, что и есть не свобода, хотя человеку предоставляется несколько сценариев для развития дальнейшей жизни, в случае принятия того или иного решения. Но можно привести и куда более жёсткие примеры необходимости экзистенциального выбора, не правда ли? Человеку необходимо сделать выбор потому, что по-другому быть не может, ведь нельзя вечно прибывать в состоянии неопределённости. И в любом случае, человек до конца не будет удовлетворён своим решением, а это будет разрушать его личность. Грубо говоря, человек не может убежать сам от себя, от своих переживаний и страхов, а ответственность за свой выбор ни на кого нельзя перенести. За основу своей философии Сартр берет следующий тезис –«существование предшествует сущности». Суть данного тезиса подчёркивает уникальность человека в сравнении с другими существами. Когда насекомое появляется на свет и развивается, оно всё равно остаётся насекомым, а человек диалектичен по своей природе и мы не знаем какой сущностью он будет являться в дальнейшем. Соответственно, человек есть некая незавершённость, и неизвестно каким будет его будущее. Тот, кто сегодня был никем, завтра может стать всем, разумеется, это работает и в обратном направлении. На этой основе Сартр строит собственную теорию и терминологию. Философ выделяет несколько видов бытия. Сартр антагонизирует из них два вида, один из которых – это «бытие-в-себе». Именно этот вид бытия есть бытие объективно существующей действительности. Это есть мир такой, каким он является вне человеческого восприятия. Второй вид бытия – это «бытие-для-себя», которое отождествляется с «человеческой реальностью», то есть мышлением и сознанием, или, другими словами, это бытие самого человеческого самосознания. «Бытие-для-другого» - третий вид бытия, выделяемый Сартром, который обнаруживает глубокий конфликт внутри человеческих взаимоотношений. Поскольку человек не живёт автономно от других людей и всего общества, а также его стандартов, трендов, табу, стереотипов и так далее, то он не может не поддаваться влиянию других в ущерб себе. Человеческое сознание – это не вакуум, поэтому своё существование индивид подстраивает под «другого». Сартр говорит о том, что человек до конца не может быть открытым, быть самим собой перед «другим» в каких бы близких отношениях они не были. Весь экзистенциализм Сартра – это анализ внутреннего мира человека. Размышляя на тему, чем же является сознание, Сартр приходит к выводу, что сознание («бытие-для-себя») – это Ничто. Почему же так категорично? Да потому что в мире нет ни одного предмета или явления, которое коррелировало бы с человеческим сознанием, утверждает Сартр. Попросту говоря, сознанию нет должно выразимого эквивалента. Сознание независимо и неопределённо, но именно оно есть мера человеческого существования, так как именно сознание позволяет индивиду определить, кто есть Я и идентифицировать себя в окружающем мире. Но чистого сознания, как такового, по Сартру, не существует и это отличие французского автора от многих идеалистов. И всё же, если ставить вопрос о том, каким же существом является человек в первую очередь: бессознательным (ортодоксальный фрейдизм современный Сартру) или сознательным, то Сартр выбрал бы второй вариант. Сартр противопоставляет бытие материи и бытие сознания. Этот факт очень осложняет задачу тем, кто любит делить философов по двум категория: материалисты и идеалисты. В случае с Сартром, это очень неправильный подход. Действительно, он очень остро критиковал различные материалистические доктрины, но при этом сам являлся атеистом, поэтому применительно к его философии часто можно услышать формулировки в духе «атеистический экзистенциализм». Французский мыслитель протестует против давления материального мира, то есть «мира вещей». Сартр отвергает материализм и исключительное внимание к материи. Ему представляется, что материализм уравнивает человека с более простыми биологическими видами, а это, согласно его логике, неверно, так как человек с его бытием и сознанием более сложная система. Материя видится Сартром в крайне неприглядном виде, он называет ее «постоянной угрозой нашей жизни», «колдовской материей», искажающей, уродующей человеческие действия. Но при этом, Сартр не является и идеалистом, несомненно, эпоха, в которой творил автор наложила свой отпечаток. Сартр не может согласиться с трансценденталистами (в частности, с феноменологами), которые просто считают все материальное вторичным по отношению к сознанию. В философской онтологии, по мнению Сартра, исходным должно быть не отгороженное от мира, не "порождающее" мир бытие-сознание, но бытие, которое обладает онтологическим первенством перед сознанием. Вместе с тем надо найти такую точку отсчета, благодаря которой преодолевался бы дуализм трансцендентного (т.е. независимого от сознания) бытия и сознания. Пытаться понять Сартра – достаточно сложная задача, но освоив его категориальный аппарат, можно вникнуть в суть его нетривиальной концепции. Чтобы более глубоко изучать Сартра, следует ознакомиться с работами его идейных вдохновителей, первенство среди которых занимают Г. Гегель, М. Хайдеггер и Э. Гуссерль. Влияние феноменологических наработок последнего особенно заметно в философии экзистенциализма, хотя француз весьма активно его критиковал . Но фактом остаётся то, что Сартр абсолютно уникален сам по себе и его труды во многом явились «ренессансом» для философии новейшего времени. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|