«Мы переживаем эпидемию цифрового аутизма»: доктор Курпатов рассказал о вреде гаджетов на завтраке Сбербанка в Давосе

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


На Всемирном экономическом форуме в Давосе, традиционно проходящем в конце января, спикеры технически продвинутых корпораций любят порассуждать о цифровом будущем, о том, какие неземные блага и комфорт дарят людям электронные технологии, о незаменимой помощи наших «друзей»-гаджетов. На этом фоне контрастно смотрелся деловой завтрак Сбербанка в рамках ВЭФ, где настоящий фурор произвело выступление известного психотерапевта Андрея Курпатова, с начала 2019 г. занимающего должность научного руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера. Пока доктор Курпатов со ссылками на многочисленные международные исследования рассказывал о том, как смартфоны и просиживание в соцсетях делают человечество глупее, его ментор Герман Греф прямо-таки весь сиял, с восхищением слушая своего сотрудника.

Известно, что Курпатов с большой настороженностью относится к искусственному интеллекту и его влиянию на человеческий социум. В своей книге «Четвертая мировая война. Будущее уже рядом» он описывает сценарии, похожие на сюжеты многосерийного фильма «Терминатор», как нейросети неизбежно выйдут из-под контроля и захотят избавиться от, с их точки зрения, неоптимизированного и нерационального человечества. Соответственно, на поглощение человека цифровизацией и изменения работы его мозга Курпатов также смотрит весьма скептически. Предлагаем вашему вниманию выдержки из его выступления на деловом завтраке. Тема действительно крайне важная, так что мы решили почти не сокращать тезисы докладчика.

«Мы говорим обычно о цифровизации бизнес-процессов, управления, образования. Но я бы хотел поговорить о том, как изменилась человеческая психология, психика, как меняется наш мозг в ситуации, когда мы цифровизуем, по сути дела, уже человека. Очевидно, что мы состоим из тех химических элементов, которые потребляем из окружающей среды. «Мы – то, какую информацию мы потребляем».

Мы наблюдаем фундаментальную трансформацию: переезжаем из «галактики Гутенберга» и «галактику Вексельберга». Из цивилизации текста и системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического, ни системного мышления.

Раньше мы думали, что мозг человека организован по локальному принципу: есть отдельные участки, которые отвечают за зрение, слух, осязание и так далее. Но теперь мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых 25 лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга. Прирастают нейронные связи, которые будут отвечать за все базовые режимы работы мозга. По сути, мы создаем программный сервер, который будет отвечать за процесс мышления в более взрослом возрасте. И человек не просто будет получать знания о мире, пока он образовывается. По сути, молодой человек в это время (до 25 лет) программирует свой мозг.

Первая неприятная вещь, с которой сталкиваются молодые люди сегодня – подавление работы «дефолт-системы» мозга. Исследовательница Эшли Чен показала, что когда вы активизируете центральную исполнительскую сеть нейронов (а при постоянном потреблении информации она все время активна), это значит, что в зоны мозга, отвечающие за мышление, энергия не поступает. По сути дела, ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из «Твиттера» и «Инстаграм», редко включают голову, мыслят крайне стереотипно, шаблонно и не РФ развиваются.

Пока мы говорим про взрослых людей, давайте теперь поговорим о наших детях. Данные по-настоящему шокируют: 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн, то есть постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательны в этом плане. Но к 14-18 годам ситуация сравнивается, и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку, он у них просто не формируется.

Но это не единственная проблема. Как нам рассказала Глория Марк, чтобы дефолт-система включилась и начала думать над серьезной проблемой, ей нужно время – примерно 23 минуты. Если этих 23 минут не будет, вы будете продолжать находиться в другом пространстве. Посмотрите на данные исследования 2016 года. Уже тогда среднестатистический человек проводил около 80 телефонных интернет-сессий в день. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут. Фактически, у него не было времени, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить ее необходимыми интеллектуальными объектами.

И это еще не все. Дефолт-система мозга была создана, чтобы мы поддерживали отношения с другими людьми. Это самая социальная система. Но уже в 1997 году количество нашего экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратим на живое общение с людьми. В момент появления айфона в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – менее двух. И как вы понимаете, эта тенденция дальше только усиливалась. То, что мы имеем сейчас – это, по сути, эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм – состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Люди для них фактически стали заменяемы, поскольку они не видят ценности каждого человека в отдельности.

Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, возможно, мы должны просто к этому привыкнуть. Тем, кто так думает, хочу предложить данные большого исследования 2018 года, сделанного на очень больших выборках. Она свидетельствует: если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов в сутки, у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети в этом смысле также действуют очень болезненно, вызывая у людей чувство отчужденности.

Следующий график: у нас есть возможность сравнить людей, которые пользуются мобильным телефоном и обходятся без него. Израильское исследование показало наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности у всех людей, которые пользуются сотовыми телефонами. Затем они попросили людей, которые не пользовались смартфонами, начать это делать. В результате у них выросла социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и конформность (соглашательство).

Кроме того, если у человека не работает дефолт-система, значит, у него отсутствует дистальное мышление, он не в состоянии заглядывать вперед и планировать свое будущее.

И наконец, вишенка на этом ужасном торте – исследование 2017 года, в рамках которого три группы студентов выполняли креативные и мыслительные тесты. Первая группа должна была оставить телефоны за пределами комнаты, где они проходили тестирование. Вторая группа могла держать телефоны рядом с собой – в кармане или в сумке. Представители третьей группы должны были положить телефон перед собой экраном вниз и продолжать тесты. Оказалось, что физическое положение телефона влияет на объем оперативной памяти и на подвижный интеллект. Маленький столбец – телефон лежит на столе, большой – лежит в другой комнате. У вас лучше работает память и интеллект, когда рядом нет телефона. И вы глупеете, когда он находится рядом.

Изменение в потреблении информации приходит к тому, что мы наблюдаем четкое разделение мира на умных и глупых. Мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся – от этого страдает образовательный процесс. Изменения в коммуникациях приводят к цифровому аутизму и усилению цифровой зависимости. И последнее – общая установка на гедонизм при неспособности строить образ будущего приводит к тому, что люди становятся очень не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и, к сожалению, все это не лучшим образом будет работать на экономику, цивилизацию, на общество в целом.

Итак, можем ли мы отдать когнитивные функции машинам? Да, конечно можем, если мы предотвратим атрофию своих познавательных навыков. К сожалению, именно это сейчас составляет основную проблему», Создать карусель Добавьте описание Создать карусель Добавьте описание – резюмировал Курпатов под громкие аплодисменты делового сообщества, многие представители которого, заслушавшись докладчика, даже отвлеклись от сытного фуршета.

В качестве профилактики цифрового слабоумия Курпатов посоветовал всем использовать правила «цифровой гигиены», а также улучшать свои социальные связи – то есть чаще общаться с людьми лицом к лицу. Особенно доволен его спичем был главный российский банкстер-трансгуманист Греф, работодатель психотерапевта, который сам уже давно прошел «цифровую трансформацию» мозга, но, очевидно, не до конца растерял простую логику и здравый смысл.

Доктор Курпатов действительно сказал очень важные слова – по сути, он выступил в роли второго Арика Сигмана – члена Королевского общества медицины Великобритании, биолога и доктора философии, являющегося желанным гостем во многих странах мира, где думающие люди озабочены резким падением уровня интеллекта, ростом психических и органических заболеваний у детей, буквально помешавшихся на гаджетам и интернете. «Катюша» подробно рассказывала о выступлении Сигмана в Общественной палате РФ в июне 2018 г., на котором он в пух и прах раскритиковал цифровизацию образования и проект электронной школы. Думается, Курпатов нашел бы с британцем общий язык.

Но вот какой парадокс: наша бизнес-«элита» прекрасно все понимает, но продолжает навязывать детям цифровое образование, заставляет даже пенсионеров осваивать компьютеры и смартфоны. А принятых Минпросветом новых ФГОСах, как мы уже рассказывали, в рамках предмета «Окружающий мир» предполагается погружение школьников в интернет с первого класса, в мессенджеры и соцсети – со второго, овладение навыками «безопасного поиска достоверной информации» в сети – с четвертого.

«Педагогическая целесообразность столь раннего введения детей во всемирную паутину, их вовлечение в виртуальное общение в ущерб живому взаимодействию со сверстниками, поиска там информации в рамках школьных уроков в ущерб работе с учебником, чтению книг во ФГОСе совершенно не аргументируется. Да это и не было задачей его составителей – ведь они являются главными бенефициарами погружения школьников в виртуальный мир, скачивания ими различных «обучающих» приложений и методик онлайн-обучения», – так критически рассказывала «Катюша» об очередной «инновации», и после выступления доктора Курпатова мы в очередной раз убеждаемся в своей правоте.

Естественно, глава ВШЭ Кузьминов, главный оцифровщик при Президенте Песков, ответственный за школьное образование от ВШЭ Фрумин и тот же Греф в своем активном вмешательстве в образование не собираются пересматривать планы по цифровой дебилизации нового поколения россиян. Хотя Курпатов четко расставил акцентов: сейчас намеренно формируются два типа людей. К умным относятся те, кто продолжает читать книги, получает традиционное образование, живет реальной, а не виртуальной жизнью. Ну а глупые – это те, кого по ФГОСам обязывают утопать в мессенджерах и соцсетях уже со второго класса. Увы, иной трактовки тут не просматривается.

Давайте же внимательнее прислушиваться к докладам, которые читаются кастой возомнивших себя избранными «среди своих», чтобы потом спрашивать с «цифровых трансформаторов» по их собственным стандартам.

РИА Катюша


Источник: m.vk.com

Комментарии: