Как связаны владение языками и когнитивные способности |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-02-05 18:22 Эксперимент, проведенный в Вышке международным коллективом ученых, продемонстрировал, что владение несколькими языками положительно влияет на работу человеческого мозга. В своем исследовании они обнаружили взаимосвязь между когнитивным контролем и уровнем владения вторым языком. Распространено мнение, что люди, говорящие на двух и более языках, легче справляются с несколькими задачами одновременно и вообще считаются более внимательными, чем те, кто владеет только одним языком. Это кажется резонным: билингвам и мультилингвам приходится постоянно переключать свое внимание с одного языка на другой, попеременно пользоваться словами и грамматическими структурами весьма отличными друг от друга. В результате этого функции когнитивного контроля — системы внимания и принятия решений — работают эффективнее, чем у монолингвов. Однако научная база этого феномена неоднозначна. Не все исследования, доказывающие преимущества билингвов, воспроизводятся. Так, по словам Николая Новицкого, одного из авторов исследования, при сравнении детей-билингвов из Страны Басков с испанскими детьми-монолингвами никаких преимуществ от владения вторым языком обнаружено не было. Не были они обнаружены и при сравнении когнитивных способностей среди людей старшего возраста в этом регионе, хотя более ранние исследования показывали обратное. Некоторые ученые считают, что положительный эффект от второго языка обнаруживается только в исследованиях, которые проводились на ограниченных выборках как по численности испытуемых, так и по их социально-экономическому статусу. Виной тому может быть несбалансированный подбор экспериментальной группы: ведь билингвов нередко набирают из числа иммигрантов или этнических меньшинств, часто занимающих иное положение в обществе, чем представители моноязычного большинства. При сравнении социальных групп с разным образованием, уровнем доходов и другими параметрами, их различия в когнитивных способностях могут быть обусловлены чем-то помимо языковой способности. «Несбалансированность параметров в групповых экспериментах — распространенная проблема поведенческих исследований, — отмечает Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и научный руководитель Института когнитивных нейронаук ВШЭ. — Уравнять все параметры между контрольной и экспериментальной группой практически невозможно. Всплывает много разных факторов, в том числе социальных, которые сложно взять на контроль в одном эксперименте». Чтобы исключить проблему неоднородности респондентов, в настоящем исследовании ученые решили проверить влияние двуязычия на работу мозга на однородной группе. В качестве испытуемых они выбрали 50 несбалансированных билингвов — студентов Высшей школы экономики, в жизни которых второй язык, английский, появился не в раннем детстве (как у сбалансированных билингвов), а позже — во время учебы в школе. Также читайте Картотека: билингвизм Испытуемые студенты знали английский на разном уровне — кто лучше, кто хуже. Исследователи предположили, что уровень владения вторым языком должен коррелировать с работой функции когнитивного контроля. Чтобы это проверить, они сначала протестировали студентов на знание английского, а потом предложили им выполнить задачи на работу когнитивного контроля. «Наша рабочая гипотеза состояла в том, — поясняет Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и один из авторов исследования, — что чем лучше испытуемый владеет вторым языком, тем больше он им пользуются. Следовательно, тем чаще ему приходится переключать внимание между родным русским и неродным английским, и значит — тем больше будет эффект улучшения работы когнитивного контроля». Работа когнитивного контроля проверялась поведенческим тестом на внимательность, который позволяет измерить скорость реакции человека. Суть его заданий сводится к тому, что испытуемому нужно как можно быстрее на клавиатуре нажать правильную клавишу при появлении на экране определенного стимула. Тест проверяет активацию так называемых сетей внимания: alerting, orienting и executive control, отвечающих за поддержание бдительности, фокусировки внимания на стимуле и переключение внимания с одного стимула на другой. Результаты исследования показали корреляцию между переменными теста на внимательность и знанием языка. Чем лучше студенты владели языком, тем быстрее решали задачи. Данное исследование, во-первых, показывает, что использование подхода, учитывающего относительный уровень владения испытуемыми вторым языком, может помочь ученым в понимании сложной природы взаимодействия между языком и сознанием на уровне индивидуальных отличий между носителями. Во-вторых — использует объективный способ оценки языковой способности, в то время как многие другие исследования опираются на субъективную оценку знания языка испытуемыми. Авторы исследования: Николай Новицкий, научный сотрудник Департамента лингвистики и современных языков Китайского университета Гонконга, КНР Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук ВШЭ Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук ВШЭ Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 5 февраля
Источник: iq.hse.ru Комментарии: |
|