![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Как российские компании строят экосистемы: что происходит и чего ожидать |
||||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-02-12 21:14 Экосистема — набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них. Самые яркие примеры экосистем в России — «Сбербанк» и «Яндекс», этим же путем идут «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС. Об аналогичных амбициях заявили ВТБ и РСХБ. Свою экосистему также развивает «Ростелеком». Мы в Spektr совместно с Aventica изучили, в какие сферы жизни россиян проникают крупнейшие цифровые экосистемы, и визуализировали конкуренцию между ними. Как мы это делали Мы включили в анализ пять компаний, которые наиболее активно развивают потребительские сервисы в разных отраслях и позиционируют себя как экосистемы: «Сбербанк», «Яндекс», Mail.ru Group, «Тинькофф» и МТС. Чтобы определить, в каких отраслях присутствуют компании, мы проанализировали открытые источники: пресс-релизы, материалы СМИ, интервью и публичные выступления топ-менеджеров, сайты и приложения компаний, презентации для инвесторов. Далее составили таблицу, в которую внесли все продукты и сервисы компаний, и отнесли каждый сервис к одной из 15 жизненных вертикалей — от мобильности и питания до финансов и здоровья. Также отдельно мы вынесли программы лояльности и технологии как связующие элементы при построении экосистем. Мы определили степень присутствия экосистем в каждой из вертикалей и присвоили каждой связке «экосистема — вертикаль» коэффициенты связи от 1 до 3 (на графике сила связи закодирована в виде толщины линий). Коэффициенты мы присваивали на основе количества продуктов и сервисов компании в вертикали и показателей посещаемости сайтов, скачиваемости приложений. На основе данных о коэффициентах связи наш data-scientist Сережа сгенерировал сеть с помощью библиотеки NetworkX языка Python. В качестве узлов сети мы использовали экосистемы и вертикали, а в качестве связей — присутствие экосистемы в данной вертикали. Затем визуализировали сеть в программе Gephi, строящей векторные изображения на основе сетевых данных. Немного косметической работы нашего дизайнера — и результат на картинке. Строительные блоки для экосистемы: сервисы «Сбербанк», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС строят экосистемы так, чтобы затронуть как можно больше повседневных потребностей клиента. При этом граница между банками и небаковскими компаниями размывается. Например, все пять экосистем присутствуют в таких категориях, как «Финансы», «Автомобиль», «Коммуникации», «Медиа», «Развлечения» и «Здоровье». Быстрее всех экосистемы строят «Сбербанк» и «Тинькофф»: «Сбербанк» охватил сразу несколько вертикалей после покупки доли в Rambler Group и образования совместного предприятия с Mail.ru Group, а «Тинькофф» — после запуска супераппа. На инфографике видно: хотя все экосистемы присутствуют практически во всех вертикалях, у каждой из компаний есть неохваченные сферы. Например, у «Сбербанка» нет образовательного проекта для широкой аудитории, подобного Geek Brains или Smart University, у «Тинькофф» — сервисов и технологий для «умного» дома или поиска вакансий, а у МТС — решений в области мобильности, шоппинга и доставки еды. Цемент для экосистемы: единый ID и подписки У «Яндекса» есть «Яндекс.Паспорт», «Сбербанк» в 2019 году запустил «Сбербанк ID», а Mail.ru Group — Mail ID. МТС упоминал единый клиентский ID в описании новой стратегии, которую презентовал в конце ноября. Подобные идентификаторы позволяют компаниям повысить вовлеченность клиентов и собирать их данные, чтобы использовать их для продвижения собственных продуктов или в рекламных сервисах (собственного рекламного сервиса нет только у «Тинькофф»). Но клиента невозможно вовлечь в экосистему и заставить пользоваться любыми идентификаторами, если он не увидит в этом дополнительную ценность. Ценность возникает, когда сервисы интегрируются друг с другом, а вся система работает как единое целое. В идеальном случае это должно выглядеть так:
Пока настолько глубокой интеграции нет ни у одной компании, хотя к этому может быть близок «Тинькофф». В пресс-релизе банка по поводу выхода супераппа сказано, что новое приложение будет встраивать банковские сервисы и предложения партнеров в сквозные сценарии: например, после того как пользователь поужинает в ресторане, приложение предложит вызвать такси. Сейчас, чтобы объединить сервисы и создать дополнительную ценность, компании создают программы лояльности или подписки. «Яндекс» запустил подписку «Плюс» в 2018 году, а в 2019-м Mail.ru Group запустила сервис подписок Combo. МТС предлагает подписку на видеостриминг с бесплатной мобильной связью и безлимитным интернетом, в этом году должна начать работать подписка «Марвин Колонка+», которая даст доступ к прослушиванию музыки и аудиокниг через «умную» колонку МТС. Для банков подписочные сервисы представить сложнее. Сейчас «Тинькофф» вовлекает в использование экосистемы с помощью большого кэшбэка за сервисы, а «Сбербанк» — за счет скидок и повышенных бонусов «Спасибо». Стержень для экосистемы: голосовые помощники 2019 год стал годом запуска голосовых помощников и «умных» ассистентов: «Тинькофф» запустил «Олега», Mail.ru Group — «Марусю», МТС объявил о разработке колонки с голосовым помощником «Марвином». «Сбербанк» получил контроль в Центре речевых технологий и, по данным РБК, разрабатывает собственную колонку с голосовым помощником. У «Яндекса» есть голосовой помощник «Алиса», запущенный в 2018 году. Как видно на примере «Яндекса», голосовой помощник может стать стержнем экосистемы: через него компания проникает в устройства, дом и автомобиль клиента. Чтобы получить все преимущества помощника, клиент должен купить «умную» колонку и оформить подписку, так он еще прочнее привязывается к экосистеме. Можно предположить, что в дальнейшем «Алиса» на «Яндекс.Станции» или в навигаторе научится заказывать еду или проводить платежи — это добавит еще большую ценность экосистеме. Mail.ru Group собирается развивать «Марусю» именно по такой схеме. По словам генерального директора компании Бориса Добродеева, «Маруся» будет встроена во все сервисы компании и сможет заказывать такси и еду через Delivery Club, помогать в «умных» автомобилях и дома. Недавно компания открыла предзаказ колонок «Капсула» с «Марусей», и, судя по всему, некоторые ожидания не оправдались. Заказывать еду через колонку нельзя, зато есть специальная функция для детей: можно запускать некоторые навыки при помощи RFID-карточек. Колонка МТС с «Марвином» позволит прослушивать новости, музыку или аудиокниги, получать ответы на вопросы, играть в словесные игры. Также МТС запустит в продажу систему «умного» дома, ей можно будет управлять через колонку. Похоже, что «Марвин» будет полным аналогом «Алисы» с таким же набором функций — вплоть до управления устройствами умного дома. Про «умную» колонку «Сбербанка» пока ничего неизвестно. По данным РБК, колонка будет работать на основе голосового помощника, которого разрабатывает ЦРТ. Отличительная черта помощника — умение идентифицировать пользователя по голосу. Поэтому можно предположить, что колонка «Сбербанка» сможет проводить платежи, а с единым «Сбербанк ID» клиенты смогут вызывать такси «Ситимобил», заказывать еду у Delivery Club, делать покупки через «Сбермаркет» или даже смотреть кино через Okko, если колонка подключается к телевизору. У «Тинькофф» нет умной колонки, и нет информации, что банк планирует ей заняться. Зона действия «Олега» ограничена приложением: он может переводить деньги, покупать билеты в кино, бронировать столики и записывать клиента в салоны красоты. В декабре банк расширил возможности голосового помощника: теперь он может ответить на звонки абонентам «Тинькофф Мобайл» и помочь клиентам «Тинькофф Страхования» зарегистрировать ДТП. Будут ли все строить свои экосистемы Как мы видим, сейчас за одного клиента конкурируют как минимум пять экосистем с похожими сервисами. Клиент может пользоваться продуктами сразу нескольких из них: платить приложением «Тинькофф», ездить на «Яндекс.Такси», иметь почту на Mail.ru, делать покупки на «Беру» и быть абонентом МТС. Чтобы построить новую аналогичную экосистему и привлечь в нее клиентов, нужно предложить уникальный сервис или уникальные условия, отличные от тех, что есть сейчас.
В обозримом будущем едва ли появятся новые экосистемы, сопоставимые по масштабу с уже существующими. Скорее всего, в ближайшие годы мы будем наблюдать, как «Сбербанк», «Яндекс», Mail.ru Group, «Тинькофф», МТС и, возможно, присоединившийся к ним ВТБ борются за клиентов, запуская новые сервисы, устройства и подписки. Мы разобрали только экосистемы для физических лиц, а ведь есть еще b2b-направление. Здесь простора для развития больше, потому что сложившихся экосистем не так много. Судя по последним новостям, на этом рынке собираются бороться все те же компании, но к ним могут присоединиться другие банки и операторы сотовой связи. Источник: vc.ru Комментарии: |
||||||