Дихотомия «сознание-тело» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-02-08 19:31 Вообще дихотомия «сознание-тело» не совсем правомерна в качестве повседневной дихотомии. В обыденном бытии мы одновременно и в теле, и в сознании, и мы не допускаем такого шизофренического разрыва, обособления, иначе разрушилась бы наша целостность. Но мы вправе теоретически рассматривать тело и сознание как два связанных, разнообразно влияющих друга на друга, но не тождественных аспекта бытия человека. Морис Мерло-Понти в «Феноменологии восприятия» называет тело пассивным. Что это за состояние? Это состояние не-покидания. Очень похоже на мысль о том, что «Я» всегда с нами, о чем мы уже неединично писали, но только касаемо не «Я», а тела. Также философ пишет, что «…осуществил синтез новых свойств посредством тела…» (курсив мой – П. О.) Видимо, тело участвует в со-бытии с миром не меньше, чем интенциональное сознание. Тело вписывает. Как это понять? Тело, как нам думается, вписывает нас в пространство-время. Сознание, грубо говоря, «активно», а тело – «пассивно». Но, как мы полагаем, тело не является в подлинном смысле объектом, отделенным от нас, это модификация субъективности, даже если тело «вписывает в пространство», а пространство наполнено объектами. Тело – это квазиобъект, если можно так сказать, т.е. объект, не отделенный от нас, как бы «субъективный», но не имманентный. Опять же, дабы не запутаться, укажем, что мы не имеем в виду здесь плоть, которая, все всякого сомнения, отличается от тела. Плоть – это мышцы, сухожилия, внутренние органы, и т.д. Тело же – это особая конструкция, этакая «чувственная абстракция», связывающая меня с миром. Но сознание тоже несет в себе эту функцию (одну из функций). Тело – некая «оболочка», умозрительное наименование того физиологически-чувственного (слухового, осязательного и т.д.) посредника, который параллельно с сознанием, адаптирует нас, вносит в чертоги мира. И тело, и сознание есть в каком-то смысле наши посредники, именно через них мы воспринимаем и преобразуем окрестный мир с его внутримирным сущим. В «Феноменологии восприятия» Мерло-Понти мы нашли еще несколько интересных мыслей, которые принадлежат Бергсону: «…тело и дух сообщаются при посредстве времени… быть духом – значит господствовать над течением времени, а обладать телом – значит иметь настоящее». Сообщение тела и духа при посредстве времени происходит, как мы полагаем, внутрисознательно. Оно существует в рамках течения нашей жизни, в нашем личностном существовании, в наших поступках, которые овременяются. А желания сделать то-то и то-то (вытащить мысль на волю из заточения в имманентности, потаенности для других) как бы «отелесниваются», выходят «наружу», а тело их выражает, скажем, когда мы говорим, жестикулируем, подмигиваем, обнимаем, улыбаемся и т.д. Интересно и очень важно то, что, в отличие от сознания, тело «…не находится в пределах бесконечного обследования, оно отвергает обследование…» И действительно, анализировать сознание можно бесконечно и безгранично, ибо оно постоянно в модифицировании, а вот ограниченное тело мы изменить не можем. Изменить мы можем только плоть, скажем, когда целенаправленно полнеем или худеем, сидим на диете, занимаемся спортом и т.п. Тело же остается телом, причем нашим телом – квазиобъектной конструкцией бытия. «…внешние объекты я наблюдаю с помощью тела, ощупываю, осматриваю их, обхожу вокруг, но вот свое тело я сам не наблюдаю: чтобы этого достичь, мне потребовалось бы второе тело, которое само не было бы доступно наблюдению». Вот здесь, у Мерло-Понти, как раз обговаривается важный момент, выраженный похожим образом и Сартром: «глаз не может сам себя видеть». Нужно другое тело, чтобы увидеть наше тело, и так in infinitum. Здесь кроется сложная проблема: можно ли все-таки сделать так, чтобы не провалиться в бездну бесконечных отсылок без возможности застичь тело как таковое? Мерло-Понти пишет: «Тело застигает самое себя извне в тот момент, когда готово начать познание, пытается коснуться себя в тот момент, когда само чего-то касается, намечает “своего рода рефлексию”, и уже этого было бы достаточно, чтобы отличить его от объектов, о которых легко можно сказать, что они “трогают” мое тело, правда, если оно инертно, а значит, они никогда не застигают его за исполнением исследовательской функции». Как это понять? Далее философ в своей работе использует выражение «краевое предъявление». Краевое потому, что тело никогда не сможет самоконституироваться как целое и полностью понятное для себя, даже если себя предъявляет каким-то образом. Краевое – значит, мы что-то улавливаем, но не видим полной картины. Контур тела, как дальше будет говорить французский философ, есть граница, и вот, как мы полагаем, именно в качестве границы мы можем «краем глаза» осознать тело. Есть еще хорошее слово «схема», при помощи которой мы пытаемся дотянуться до сути тела. Не будем забывать, что тело – «фон абстрактного движения» (как писал Гольдштейн, множество раз цитируемый Мерло-Понти). В самом деле, до конкретного движения части тела (например, руки) есть возможность, некая «виртуальность» или «предданность» такого движения, и эту возможность дает именно тело в спайке с сознанием, формирующим цель действия (например, тело дает возможность схватить рукой вазу, дабы переместить или разбить ее). Последнее и есть цель движения рукой, которая рождается внутрисознательно. Но как это связать с пассивностью, которую мы подметили в начале? Пассивность – это некое «состояние возможностей», когда ничего еще не реализовано, но есть некая предрасположенность, предданность, которая обещает активность с некоторой целью. Вот и существование тела – некая предрасположенность к действиям в отношении объектов. Тело, таким образом, виртуально, а плоть реальна. Сделаем небольшой промежуточный вывод. Плоть – это все живое в нас как организмах, а «оболочка», схема или граница – это как раз о теле, пребывающем в мире случайностей, привносящем нас в событие в пространственно-временном континууме. Комментарии: |
|