Четыре сценария использования искусственного интеллекта в государственном управлении |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-02-16 17:44 Страны и IT-корпорации вкладывают десятки миллиардов в развитие искусственного интеллекта, и при этом у нас все еще нет достаточного понимания, как эффективно встроить ИИ в решение социальных вопросов. В т.ч., в практику государственного управления. Мы рассмотрели несколько сценариев того, как это может быть сделано. Битва платформ Последствия применения искусственного интеллекта в жизни человечества может быть сравнимо разве что с эффектом после открытия электричества. Во всяком случае так считают его апологеты, по мнению которых сегодня ряд стран уже вплотную подошли к порогу, за которым последует качественный прорыв. В первую очередь, речь идет про США и Китай.[1] Впрочем, другие страны не намерены сдаваться. В этом году сразу несколько европейских правительств объявили о программах масштабной государственной поддержки ИИ-исследований и создания благоприятной экосреды для ИИ-стартапов. Существующее отставание от лидеров они пытаются компенсировать за счет резкого ускорения и объединения усилий в рамках ЕС.[2] Одновременно с усилением национальной конкуренции в финальную стадию вышла «битва ИИ-платформ» между крупными IT-корпорациями, которые свою войну начали намного раньше правительств и действуют намного быстрее их. Показателен пример Google, который только за последние два года создал специальный чип, способный выполнять операции машинного обучения в 15–30 раз быстрее обычных чипов, построил на его основе дата-центры и разработал специализированное программное обеспечение с открытым исходным кодом.[3] Путь в неизведанное Хотя корпорации, а теперь и правительства, активно сражаются за развитие искусственного интеллекта, общество по-прежнему воспринимает его крайне неоднозначно. Особенно, когда речь идет о процессах, регулирующих социальные и политические отношения.[4] Способствует негативному мнению и то, что первые примеры масштабной алгоритмизации со стороны государства не всегда были удачными, а главное—однозначно свидетельствовали: любой человек может быть недооценен и подвергнут жестокому обращению искусственным интеллектом.[5] Социальные сомнения были оформлены, например, в виде «Декларации об этике и защите данных в искусственном интеллекте». В этом документе говорится, что любое создание, развитие и использование ИИ-систем должно в полной мере уважать права человека, и что у людей должны сохраняться понимание ИИ-механизмов и контроль за ними.[6] По мнению экспертов ООН, такие сильные сомнения населения могут поставить под угрозу саму возможность осуществления четвертой промышленной революции. Поэтому эксперты предлагают власти, бизнесу и обществу строить новый цифровой мир вместе. Тем более, что внедрение искусственного интеллекта в деятельность правительства не будет простым и потребует решения многих технических, социально-экономических и правовых проблем, которые решить сегодня человечество не в состоянии. А значит всё, что ему остается,—это строить базис для тех, кто в будущем сможет это сделать.[7] Четыре сценария Чтобы определить то, каким образом может быть построен этот базис, Kompetenzzentrum ?ffentliche IT провел девятиступенчатое форсайт-исследование. На выходе получились четыре варианта того, как искусственный интеллект может быть встроен в государственное управление.[8] Сценарий первый. «Сказочный»[9]. ИИ широко используется во всех областях государственного управления, и это приводит к повышению эффективности последнего. Искусственный интеллект сам принимает основные решения, но существует процедура их пересмотра высококомпетентным профессиональным чиновником, который получил специальное образование. Все данные открыты и правительство имеет к ним полный доступ. Население поддерживает использование ИИ. В общем, все как в сказке, единственный минус—это серьезно перегружены политические механизмы страны. Сценарий второй. «Спаситель». Искусственный интеллект вводят только потому, что страна находится в кризисе, и нужно экономить. Чиновников сокращают, оставшимся платят мало. Основные работы выполняют подрядчики со стороны. Госслужащий становится лишь пользователем внешнего сервиса. Формально ИИ в этом сценарии не принимает серьезных решений и дает только рекомендации. Но так как отказ от этой рекомендации чиновник должен будет обосновать и нести за него ответственность, то ему будет проще согласиться с решением машины. В результате—серьезная экономия бюджета, диктат искусственного интеллекта и риски утраты субъектности правительства вкупе с ростом социального недовольства. Сценарий третий. «ИИ-государство». В этом сценарии развитие и использование искусственного интеллекта направлены, в первую очередь, на увеличение возможностей государства. ИИ-системы строятся правительством как с учетом необходимости роста производительности, так и с учетом социального фактора. В зависимости от сферы принимать решения может как человек, так и машина. Внедрение происходит постепенно. На государственной службе находятся высококвалифицированные специалисты и их количество велико. Доступ к данным строго регламентирован, но у государства есть широкие права. Население поддерживает использование искусственного интеллекта, имеет механизмы контроля над его работой и коммуникации с правительством. Сценарий четвертый. «Следы присутствия». В четвертом сценарии предпосылки для внедрения ИИ существуют, но внедряется он медленно и только для решения конкретных задач. Для них удается обеспечить сбор качественных данных и необходимое ведомственное взаимодействие. В целом, государственная служба остается нетронутой, а уровень ее ИИ-профессионализма по-прежнему очень невысок. Источники и примечания [1]http://russiancouncil.ru/ai [2]https://medium.com/politics-ai/an-overview-of-national-ai-strategies-2a70ec6edfd [3]https://www.vox.com/new-money/2017/5/18/15655274/google-io-ai-everywhere [4]https://www.oeffentliche-it.de/-/Denkende-Maschinen [5] Например, https://www.theverge.com/2018/3/21/17144260/healthcare-medicaid-algorithm-arkansas-cerebral-palsy [6]https://icdppc.org/wp-content/uploads/2018/10/20180922_ICDPPC-40th_AI-Declaration_ADOPTED.pdf [7]https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.pdf [8] https://www.oeffentliche-it.de/publikationen?doc=84404&title=Exekutive+KI+2030+-+Vier+Zukunftsszenarien+f?r+K?nstliche+Intelligenz+in+der+?ffentlichen+Verwaltung [9] Названия сценариев не являются точным переводом, но отражают их суть Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|