Блокчейн и экономика в России и мире

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-02-16 11:28

цифровизация

  1. Текущее состояние развития блокчейн технологии в России и мире.
  2. Правовое регулирование токенов и криптовалют: мировой опыт.
  3. Национальная цифровая платформа по токенизации (НЦПТ).
  4. Правовое регулирование токенов и криптовалют при наличии НЦПТ.

Цифровая экономика упрощает жизнь всем: помогает снижать затраты и повышает эффективность работы частных предпринимателей и государственных структур, облегчает и улучшает жизнь граждан, обеспечивает конкурентоспособность национальных экономик. Именно поэтому широкое внедрение инструментов цифровой экономики — одна из самых насущных задач современной России.

Блокчейн и экономика
Сайт услуг и объявлений

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в числе приоритетных, содержит задачи по ускорению технологического развития России и обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий.

Одной из технологий, которая призвана трансформировать национальные и мировую экономики, является технология блокчейн.

Блокчейн (Blockchain) — это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащая информацию. Проверка операций в распределенном реестре ведётся в независимых узлах валидаций, хранящих копии транзакций всех участников системы.

Технология блокчейн обеспечивает формирование устойчивой распределённой базы данных, которую крайне изменить или подделать. Операции в блокчейне не требуют дополнительного подтверждения, они верифицируются самой технологией.

Внедрение блокчейн принесёт спектр выгод для общества, бизнеса и государства. Но без центральной роли государства интеграция блокчейн технологий в реальный сектор экономики фактически невозможна.

Операции в блокчейне

Цель этой аналитической статьи — доказать техническую возможность широкого внедрения технологии блокчейн в национальную экономику, при условии ведущей роли государства.

Текущее состояние развития блокчейн технологии в России и мире

В настоящее время интерес к блокчейн технологиям существенно снизился, что продиктовано рядом взаимосвязанных событий.

В первую очередь это связано с тем, что на базе блокчейн созданы криптовалюты, самая известная из которых — биткоин.

Частные криптовалюты, имеют с одной стороны материальную ценность, которая сформировалась рыночными механизмами, с другой – анонимность владельцев.

Оба фактора в сумме формируют риск использования криптовалют в противоправной деятельности: по легализации средств, полученных незаконным путём, финансирования преступных террористических организаций, коррупции и так далее.

Этот риск, и отсутствие технической возможности обеспечения прозрачности использования криптовалют, привели к осторожному отношению к криптовалютам со стороны государства. Это в свою очередь привело к отсутствию юридического регулирования блокчейна.

блокчейн технологии в России и мире

Частные компании, без единой системы стандартизации и из-за невозможности широкой интеграции с другими компаниями и государством, лишены получения выгоды от применения блокчейн. Что привело к отсутствию массового развития технологии.

Другими словами, разработанные на базе блокчейн продукты компаний, в настоящее время могут использоваться исключительно как дублирующие текущие нормативно установленные государством процессы.

Подытоживая вышесказанное, я полагаю, что основной причиной отсутствия развития блокчейн технологии в России и мире, является отсутствие комплексной государственной стратегии внедрения технологии блокчейн в экономику.

Комплексная стратегия должна включать как технические аспекты, так и юридические. Главным принципом внедрения блокчейн технологии должна стать постепенность действий.

В настоящее время, в мире отсутствуют страны, которые имеют комплексные стратегические программы по внедрению блокчейн в экономику. Основной фокус регуляторов направлен на оценку рисков и выгод регулирования криптовалют.

Полагаю, что сама постановка вопроса является ошибочной. Криптовалюты не могут иметь полноценную регуляцию без обеспечения прозрачности их использования.

Обеспечение прозрачности работы для государства, возможно при создании государственной блокчейн инфраструктуры.

Важно отметить, что внедрение блокчейн технологий в рамках стратегии, можно реализовывать параллельно с внедрением национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это усилит ряд направлений:

  • Цифровое государственное управление
  • Информационная безопасность
  • Цифровые технологии
  • Информационная инфраструктура

Принятие стратегии по внедрению блокчейн технологии в Российской Федерации, обеспечит синергетический эффект всех цифровых технологий и выведет российскую экономику на принципиально иной технологический уровень.

Правовое регулирование токенов и криптовалют: мировой опыт

Как было сказано выше, токены и криптовалюты с одной стороны являются анонимными, с другой — обладают стоимостью.

Оба фактора в совокупности создают риск использования токенов и криптовалют в противоправной деятельности.

Данный риск привёл к тому, что токены и криптовалюты полноценно не легализованы ни в одной стране мира.

Практика правового регулирования свелась к тому, что если выпущенный токен или криптовалюта, по критериям подпадают под определение какого-либо финансового инструмента, например, ценной бумаги, то обращение с данным токеном или криптовалютой должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

Также нужно учитывать, что бесконтрольно эмитируемые криптовалюты используемые как средство платежа, могут оказывать влияние на инфляцию, спрос и стабильность всей финансово-экономической системы государства. Точно просчитать это влияние крайне сложно, но очевидно деструктивное влияние неконтролируемых криптовалют на экономику.

Законодательство Швейцарии

Согласно законодательства Швейцарии оценка соответствия токенов требованиям по регулированию финансовых рынков, в особенности «Закона о борьбе с отмыванием денег»? (Anti-Money Laundering Act — AMLA), должна проводиться в каждом отдельном случае.

При оценке токенов, финансовый регулятор учитывает их функции, возможность торговли или передачи.

FINMA (Swiss Financial Markets Authority) — это швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками, которая является государственным органом.

FINMA выделила 3 группы токенов:

  • Платёжный токен (payment token) — непосредственный аналог криптовалюты, который может быть использован в качестве инструмента платежа
  • Utility токен — токен, который выпускают для предоставления права цифрового доступа к приложению или сервису. Такой токен считается ценной бумагой, если имеет инвестиционную функцию
  • Токен актив (asset token) — токен, который подпадает под критерии ценной бумаги, и соответственно, подпадает под юрисдикции законодательства Швейцарии o торговле ценными бумагами

служба по надзору за финансовыми рынками

На стадии, так называемого «пресейла» все токены, признанные «коммерчески реализуемыми», относятся к ценным бумагам, без необходимости соблюдения положений по борьбе с отмыванием денег. Однако после старта ICO такие меры обязательны для «платёжных токенов».

При проведении ICO на территории Швейцарии, необходимо получение документов и регистрация аналогичная регистрации ценных бумаг по законодательству Швейцарии.

Законодательство США

В США значительная часть токенов подразумевает инвестиционный договор, который в свою очередь является разновидностью ценной бумаги.

Законодательство США

В рамках дела «Комиссия по ценным бумагам и биржам против Хауи» Верховный суд США разработал тест (Howey Test) для определения того, связана ли операция с инвестиционным договором.

Токен считается ценной бумагой, если отвечает всем трем критериям:

  • Присутствует факт инвестирования
  • Вложение в общее предприятие
  • Ожидается поступление прибыли преимущественно в результате деятельности других лиц

Применительно к блокчейн токенам тест Хауи был адаптирован Питером Ван Валкенбургом в работе «Основы правового регулирования криптовалют». Автором представлен анализ вопроса o том, считаются ли криптографические токены блокчейн, обладающие определенными характеристиками «бездокументарных ценных бумаг» с точки зрения Раздела 2(a) (1) закона «О ценных бумагах», ред. 1933 г. и Раздела 3(а)(10) закона «О ценных бумагах и биржах», ред. 1934 г — ценными бумагами.

Определение ценной бумаги (security): «любые векселя, акции, собственные акции, фондовые фьючерсы, свопы с ценными бумагами, долговые обязательства, облигации, долговые документы, свидетельства o долевом участии в рамках любого соглашения об участии в прибыли инвестиционного договора или, в общем и целом, любая доля или инструмент, известные как «ценная бумага», или свидетельства o долевом участии, а также временные свидетельства, расписки, гарантии или сертификаты, или права на подписку или приобретение вышеперечисленного»

SECURITIES ACT OF 1933//as amended through P.L. 112-106, approved April 5, 2012.

Исходя из данного определения, автор выделил два вида токенов:

1. Блокчейн токен, за которым закреплено одно или несколько из нижеперечисленных прав, вероятно, не будет удовлетворять определению термина «ценная бумага»:

  • Право на программирование, разработку или создание наборов функций для системы или право интеллектуального анализа («майнинга») объектов, встроенных в систему;
  • Право подключаться к системе или предоставлять лицензию на систему;
  • Право взимать плату за вышеупомянутое подключение или лицензию;
  • Право вносить свой вклад в работу системы;
  • Право на использование системы или результатов ее работы;
  • Право продавать продукты, созданные системой;
  • Право голосовать по вопросам расширения или сокращения характеристик и функционала системы.

2. Блокчейн токен, за которым закреплен один или несколько из нижеперечисленных инвестиционных интересов, вероятно, будет относиться к категории токенов – ценных бумаг:

  • Доля участия в юридическом лице, включая полные товарищества;
  • Доля участия в капитале;
  • Участие в прибылях и (или) убытках или доля в активах и (или) обязательствах;
  • Статус кредитора или заимодателя;
  • Право требования в отношении активов банкрота на основании статуса участника (акционера) в капитале или кредитора;
  • Статус лица, в отношении которого система или юридическое лицо-эмитент блокчейн токена связаны обязательством по возврату полученных средств;
  • Свойство, позволяющее владельцу конвертировать блокчейн токены, которые не являются ценными бумагами, в блокчейн токены или финансовые инструменты, связанные с одним или несколькими инвестиционными интересами, или обеспечивающее владельцу право на опцион на приобретение одного или нескольких инвестиционных интересов.

Законодательство Эстонии

Эстонский орган финансового надзора FSAEE рассматривает, токены по установленным критериям в каждом конкретном случае.

Законодательство Эстонии

FSAEE устанавливает, что при наличии маркеров, которые дают инвесторам определенные права в эмитенте или стоимость которых привязана к будущей прибыли или успеху бизнеса, считаются ценными бумагами по смыслу § 2 SMA. В таком случае, обращение токенов эквивалентно обращению ценных бумаг и должно соответствовать «Закону о рынке ценных бумаг (SMA) и Закону об обязательствах (LOA)».

Таким образом, токены, приравненные к ценным бумагам, регулируются правилами публичного предложения согласно §12 SMA, с требованием регистрации соответствующего проекта.

Также стоит отметить, исходя из «Закона о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма», принятого 25 октября 2017 деятельность по предоставлению обменных услуг виртуальной валюты подлежит лицензированию (статья 70 п. 4). При этом лицензированию подлежит обмен криптовалюты как на иную криптовалюту, так и на иную фиатную валюту.

Подытоживая правовое регулирование токенов и криптовалют на примере Швейцарии, США и Эстонии, отмечу что отдельного регулирования токенов и криптовалют нет.

Регуляторы разработали систему критериев, по которым оценивают токены или криптовалюты и исходя из оценки требуют прохождения уже установленных процедур.

В итоге имеем ситуацию, при которой с одной стороны полный запрет токенов и криптовалют исключит развитие перспективной блокчейн технологии, с другой – отсутствие запрета на использование токенов и криптовалют увеличивает риски противоправной деятельности и ухода от налогообложения.

Национальная цифровая платформа по токенизации (НЦПТ)

Внедрение блокчейн технологии в реальный сектор экономики столкнулось с непреодолимой трудностью, которой является отсутствие прозрачности при осуществлении деятельности с использованием токенов и криптовалют.

Меры регулятивного юридического характера снижают негативный эффект, но не устраняют главный недостаток – отсутствие прозрачности.

Данная проблема устраняется исключительно при создании национальной цифровой платформы по токенизации.

Такая платформа позволит выпускать все виды токенов необходимые бизнесу и государству и обеспечит полную прозрачность.

Государство, бизнес и граждане получат все преимущества от внедрения блокчейн технологии в жизнь.

Схема работы НЦПТ

Схема работы НЦПТ

Высокоуровневая схема работы НЦПТ состоит из следующих элементов:

  • Blockchain-пользователь — пользователь сервисов, предоставляемых платформой токенизации;
  • Blockchain-разработчик — разработчик приложений и смарт-контрактов, работающих на основе блокчейна;
  • Blockchain-оператор — оператор, управляющий платформой токенизации:
    • Создание;
    • Управление;
    • Изменение;
    • Мониторинг.
  • Регулятор — регулятор блокчейна, контролирующий блокчейн
  • Традиционные информационные платформы — информационные системы, которые могут быть использованы при выполнении процессов внутри смарт-контракта и могут инициировать запросы в блокчейн;
  • Источники данных — системы хранения данных, которые могут предоставлять данные, влияющие на поведение смарт-контрактов
  • Аутентификация и авторизация — система управления различными типами сертификатов, требуемых для получения доступа к блокчейн

Пример использования НЦПТ

Рассмотрим вариант использования НЦПТ для электронного ПТС (Паспорт транспортного средства):

Пример использования НЦПТ

Механизм работы:

  • В защищенных, геораспределенных ЦОДах установлена платформа токенизации;
  • Платформа интегрирована с сервисом Госуслуги;
  • На платформе реализован в смарт-контракте бизнес-процесс «Электронный ПТС».

как работает НЦПТ на примере нового автомобиля

Рассмотрим, как работает НЦПТ на примере нового автомобиля:

  • Производитель выпускает новый автомобиль;
  • Производитель через авторизованное рабочее место, на сайте Госуслуг, регистрирует выпуск нового автомобиля;
  • Госуслуги, взаимодействуя с платформой токенизации, регистрирует в блокчейне факт создания нового автомобиля и уведомляет ГИБДД о появлении нового объекта регистрации, фактически, в блокчейн создается электронный паспорт транспортного средства, для которого выпускается собственный токен с мета-данными, содержащими информацию о выпущенном автомобиле. С этого момента, в публичном доступе появляется запись о данном автомобиле. В зависимости от уровней доступа будет доступна информация:
    • Характеристики автомобиля;
    • Производитель;
    • Экспортер (в случае ввоза автомобиля из-за границы);
    • История изменения собственников;
    • История обслуживания автомобиля;
    • Информация об утилизации.
  • Далее автомобиль поставляется дилеру, о чем дилер, через авторизованное приложение Госуслуг вносит запись в блокчейн;
  • Дилер продает автомобиль покупателю, регистрируя факт продажи через Госуслуги в блокчейн;
  • Покупатель подает через Госулуги заявку на постановку на учет автомобиля в ГИБДД, после проведения регистрационных действия вносить об этом запись в блокчейн;
  • Любые последующие действия с автомобилем – купля/продажа, обслуживание в авторизованном сервисе приводят к внесению об этом записей в блокчейн.

Принципиальные преимущества НЦПТ в сравнении с традиционной системой регистрации автомобилей:

  • Полный учет всех автомобилей в сверхнадежной базе данных, при этом пользователи с разным уровнем доступа могут просматривать разный объем информации;
  • Прозрачные и быстрые сделки покупки и продажи автомобиля за счет использования токена (электронного ПТС), который легко перевести с личного кабинета одного пользователя на счет другого;
  • Отсутствие возможности перепродать угнанный автомобиль;
  • Полная прозрачность всех операций при покупке и продаже автомобилей и полное отсутствие фальсификации;
  • Автоматизированный процесс регистрации автомобилей и возможность получить номера о государственной регистрации по почте или забрать лично без предъявления автомобиля;
  • Структурированная работа государственных органов: одни занимаются учетом выпускаемых и ввозимых автомобилей, вторые — вывозимых и утилизируемых, третьи — куплей/продажей автомобилей и выдачей гос номеров.Токенизация данной сферы сделает всю работу максимально прозрачной и ликвидирует коррупционную составляющую

Аналогичным образом можно выпускать токены на все товары имеющие отличительные номера (серийные номера): крупная и мелкая бытовая техника, медикаменты, промышленное оборудование и тд.

Таким образом токенизация данной сферы приведёт к максимально прозрачным схемам работы и способна полностью очистить рынок от фальсифицированной продукции.

При этом выигрывают все:

  • Пользователи получат качественные подлинные товары;
  • Бизнес — возможность многократного ускорить свои процессы;
  • Государство — полную прозрачность, возможность регуляции, отсутствия уклонения от налогов и существенное снижение коррупции.

Шаги по внедрению блокчейн технологии в экономику:

  1. Создание национальной цифровой платформы по токенизации
  2. Создание личных кабинетов госорганов, частных и государственных компаний
  3. Создание личных кабинетов граждан
  4. Внедрение блокчейн технологий по запросу бизнеса и государственных органов

Правовое регулирование токенов и криптовалют при наличии НЦПТ

Наличие Национальной цифровой платформы по токенизации обеспечивает полную прозрачность при обращении всех токенов и криптовалют выпущенных на базе данной платформы.

При регистрации производителя, дилера, магазина и других участников рынка, компания передаёт пакет документов и тем самым берёт на себя обязательства по соблюдению заявленных функций.

Токен, с уникальными данными о товаре, является правом собственности на данный товар или единицу товара.

Наличие токенов в личном кабинете частной или государственной компании, государственных органов или граждан приравнивается к праву собственности на данный товар или единицу товара.

Учёт, хранение, перемещение осуществляется на базе НЦПТ, которая обеспечивает многоуровневую систему допуска к информации.

Например, при выпуске токена на автомобиль – цифровой ПТС:

  • Гражданам доступна информация о марке автомобиля, регистрационном номере и ФИО владельца;
  • Информация о месте регистрации владельца автомобиля доступна только ГИБДД;
  • Полную информацию о всех владельцах данного автомобиля, а также данные о всех автомобилях, которые когда-либо были во владении того или иного гражданина, могут получить только правоохранительные органы.

Национальная платформа по токенизации также будет способна выпускать платёжные токены компаний для обеспечения внутренних экосистем. Все операции с данными платёжными токенами будут полностью прозрачны, что позволит Центральному Банку регулировать весь процесс.

Создание НЦПТ обеспечит базовую инфраструктуру для глубокого внедрения цифровых технологий в реальный сектор экономики.


Источник: cryptonisation.ru

Комментарии: