УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ТЫ ВИДИШЬ ТАК, КАК ТЫ ВЕРИШЬ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-01-24 19:45

Психология

Интересно исследовать предмет с разных сторон. Так возникает нечто вроде интуитивного постижения, которое затем может долго оформляться в рациональной форме. Небольшая рефлексия по поводу когнитивно-поведенческой терапии, античной философии и буддийской психологии.

Летом я окончил повышение своей квалификацию как психолога на годовом курсе СГУ по психологическому консультированию и технологиям проведения тренингов.

У нас было сразу несколько очень ценных факторов: прекрасные преподаватели-практики с более строгим научным взглядом и работой в различных парадигмах (кпт, гуманистический подход, нлп); зрелая и заинтересованная группа с интенсивной динамикой; возможность вести дискуссии по практическим и теоретическим моментам терапии.

В таких дискуссиях мы имеем возможность более ясно формулировать, развивать и даже менять свои взгляды. Например, я совсем иначе увидел работу с метафорическими картами и такими их прообразами как те же карты Таро или И-цзин, пересмотрев свою критику.

В психотерапии, как и в религии есть множество теоритических взглядов, которые могут противоречить друг-другу, но все эти направления в той или иной степени работают. Иначе религия бы не имела последователей, а психотерапевт клиентов.

Во время обучения мне удалось сформулировать теоретическую модель, которую можно универсально применять для рассмотрения как направлений психотерапии, так и для анализа философских, а так же религиозных школ. Это когнитивно-поведенческая модель (не путать с когнитивно-поведенческой психотерапией).

В общих чертах обрисую ее суть. Процесс любой терапии направлен на изменение восприятия и поведения. Восприятие я понимаю в самом широком смысле, как отражение в нашем сознании явлений реального мира (а это как внешние, так и внутренние процессы) в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. По-сути, восприятие - это то, как видим реальность здесь и сейчас. Восприятие обусловлено как строением нашей нервной системы, так и прошлым опытом. От того, как мы воспринимаем реальность, зависит то, что мы чувствуем и думаем. От того, что мы чувствуем и думаем, зависит то, как мы воспринимаем реальность. Если восприятие искажено, то мы воспринимаем реальность неадекватно и страдаем.

Различные направления и методы терапии работают с тем, что мы думаем и чувствуем. Так же они работаем с тем как мы думаем и чувствуем. Это когнитивный аспект. Процесс любой терапии меняет наши мысли и чувства.

Далее идет поведение. Поведение в психологии - это не просто образ внешних действий. Оно включает в себя внутреннюю и внешнюю активность при взаимодействии с окружающей средой. От того, как мы воспринимаем реальность зависит то, как мы с ней взаимодействуем. Кроме того, поведение как и восприятие складывается в программы, которые могут нуждаться в отдельной коррекции. Если мы адекватно взаимодействуем с внутренними и внешними событиями, то все идет гармонично. Если возникают искажения и сбои, то мы страдаем.

Изменение поведения невозможно без изменения восприятия. Человек может бросить пить под угрозой потери работы, но внутренняя активность будет стремиться к алкоголю просто сдерживаемая на внешнем уровне.

Изменение восприятия неэффективно без изменения поведения. Внутренняя активность на уровне разума говорит, что наедаться сладкими булочками вечерами не стоит, но верх берет паттерн активности, который заваривает чай и кладет в рот кусочек сладкого.

Поэтому эффективная работа всегда строится на когнитивном и поведенческом уровнях. А вот технологии этих изменений могут самыми разными. Можно изменить то, что чувствует человек и соответственно то, что он думает через работу с телом как в телесно-ориентированных направлениях. Можно изменить то, что мы чувствуем через работу с тем, что мы думаем, как в ранних подходах когнитивной терапии.

Рассматривая направления терапии с когнитивно-поведенческой позиции, мы можем ясно различить эффективные методы работы с когнитивными и поведенческими составляющими, без того, чтобы путаться в теоретических взглядах каждой школы. Теории - это всегда работа с восприятием как терапевта, так и его клиента.

Поэтому в работе мы можем стремиться не установить окончательную Истину (что было бы очень наивно для зрелого разума), а прийти к Мудрости. Мудрость может отличаться от истины, так как цель ее - это гармоничная жизнь, наше благополучие, стойкость перед лицом трудностей, счастье. Переживание Истины в философии - это не составление теории как в естественных науках. Переживание Истины - это решение фундаментальных экзистенциальных вопросов человеческого бытия. И это уже сфера мистического, трансперсонального опыта. Поэтому изначальная философия всегда стремилась к Мудрости, а не утверждала обретение Истины. Психотерапия - это современная версия изначальной философии, в несколько урезанном формате.

Еще со времен Сократа (и даже до него), который ясно заявил, что знает только то, что ничего не знает, философия стремилась преобразить человека, провести его через трансформацию. Психотерапия стремится к тому же.

Организованная религия же, кроме социальных функций, по большей своей части удовлетворяет психологические потребности человека, как базовые, так и трансперсональные. И естественно, что как и любой инструмент, любое явление, она может использоваться и для деструктивных целей. Я могу ножом нарезать вкусный фруктовый салат, а могу отделать голову от тела неверных.

Поэтому религия влияет на восприятие и поведение человека. И для ее рассмотрения можно использовать когнитивно-поведенческую модель.

В формировании восприятия принимают участие не только ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, но и память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека. Поэтому мы можем выяснить то, как видит мир мусульманин, кришнаит, буддист, стоик или экзистенциалист, а затем понять, что он чувствует в отношении мира, на что будут направлены его волевые усилия, поведение, каковы его цели и установки. То есть мы можем проанализировать как когнитивные установки, то есть определенный набор схем восприятия и программ поведения, влияют на мироощущение и поведение человека. С философией дело обстоит аналогично.

Когнитивно-поведенческая модель используется в античном скептицизме: физика описывает мир (то как мы видим), логика описывает способы познания (каким образом мы видим) и исходя из этого рождается этика, как способ гармоничного поведения.

В буддийской схеме Благородного восьмеричного пути психопрактика (саматха) используется для изменения восприятия реальности (паннья) и соответствующего изменения поведения (шила).

Таким образом, использование когнитивно-поведенческой модели удобно как практический инструмент философа и психолога. Она дает возможность формировать восприятие и поведение с использованием наиболее эффективных в отдельной ситуации мировоззренческих концепций и психотехнологий.

Кроме того, она дает возможность каждому из нас проанализировать свои мировоззренческие позиции, жизненный опыт и ценности, чтобы осознать их влияние на наше восприятие и поведение.

Комментарии: