Тобиас Рис. Зачем технологическим компаниям нужны философы и как я убедил Google их нанять. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-20 02:58 Большую половину последних двух лет своей жизни я посвятил попыткам убедить такие компании, как Google, Facebook, Microsoft, DeepMind и OpenAI, что им нужно нанимать на работу философов. Я и мои коллеги – небольшая группа ученых, которые работают над программой под названием «Трансформация Человека» в Лос-Анджелевском мозговом центре, в Институте Берггрюена – считаем, что исследования, проводящиеся этими компаниями, разрушают саму концепцию человека, которую мы – особенно на Западе – воспринимали как должное на протяжении почти 500 лет. Однако дело не только в этом. Эти компании помогли создать реальность, в которой мы более не способны ориентироваться, вооружившись старым пониманием того, что значит «быть человеком». Нам нужны новые реалии: и для нас самих -- чтобы мы обрели ориентир и смогли контролировать новые миры, в которых мы живем, и для инженеров, создающих технологические продукты, инструменты и платформы – чтобы они могли соответствовать философским целям своей работы. Чтобы это стало возможным, нам необходимы философы и художники, работающие вместе с компьютерными и программными инженерами. ЧТО ПОСТАВЛЕНО НА КАРТУ До сравнительно недавнего времени мы на современном Западе знали, что значит «быть человеком». Мы знали, что у нас есть то, чего нет ни у кого и ни у чего другого – интеллект. Мы знали, что наша способность мыслить, удивляться, познавать делает нас исключительными и отделяет от остального творения. Согласно этой теории, мы, люди, были не просто еще одним видом животных. Кроме того, мы были гораздо больше, чем просто машина. В то время как мы обладали интеллектом, животные имели только инстинкт, а машины – обычные механизмы. Мы также знали, что существует непреодолимое различие между естественными и искусственными вещами, созданными человеком, между организмами и машинами, а также между живыми, чувствующими и неживыми или неразумными вещами. Нам было известно, что только естественные, живые существа – то есть организмы – могут чувствовать, воспринимать и мыслить. Мы знали всё это с непоколебимой уверенностью. До тех пор, пока не узнали больше. Сегодня ни одно из этих различий (в том числе, концепция человека, которую они помогли укрепить) не является столь очевидным. И эта потеря уверенности во многом связана с развитием Искусственного Интеллекта. (Это также имеет отношение к множеству других вещей, таких, как исследования микробиома и изменение климата, но в данной статье я планирую сосредоточиться на ИИ). ПОГРУЖАЯСЬ НА ГЛУБИНУ Возьмем, к примеру, глубокое обучение, при котором машины, наделенные тысячами слоев нейронов, способны учиться и запоминать. Это позволяет машине размышлять и принимать решения. Учитывая возможности этих нейронных машин, кажется не вполне правдоподобным предположить, что мы, люди, разумны, в то время как машины – нет. Или что только живые существ могут быть разумными и способы думать, исследовать и познавать. Или что есть категорическое различие между естественными и искусственными вещами. Напротив, представляется, что существует преемственность между естественным и искусственным, между людьми и машинами. ОТДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВ…ДЛЯ GOOGLE Как ясно из этих наблюдений, относительно недавнее появление Искусственного Интеллекта является значительным философским событием. А лаборатории Искусственного Интеллекта и технологические компании – наши самые влиятельные философские лаборатории. Это колоссальные экспериментальные пространства, внутри которых люди создают новые концепции человека и окружающего нас мира. В таких местах, как Google, Facebook, Microsoft и OpenAI инженеры разрабатывают радикально новые концепции того, что такое «быть человеком», жить своей жизнью и жить вместе. Подавляющее большинство передовых исследований Искусственного Интеллекта проводится в компаниях. Проблема в том, что большинство людей, возглавляющих эти компании, не осознают того, что они кардинально переосмысляют наше определение того, что означает «быть человеком». Они считают себя всего лишь людьми, работающими в технологических компаниях. Одна из главных целей моей работы – изменить это. Я хочу, чтобы эти лаборатории и компании осознали свою огромную философскую ответственность -- осознанное проектирование новых возможностей быть человеком и жить вместе. Вот почему я вместе с моими коллегами внедрил философов и художников в такие места, как Google. Позвольте подчеркнуть, что несмотря на работу с этими компаниями, наша цель заключается не в том, чтобы помочь Big Tech в разработке каких-то новых маркетинговых стратегий. Наша задача не сводится к предоставлению философских и художественных средств для корпоративных целей. Скорее, наша задача состоит в том, чтобы вовлечь крупнейшие компании, занимающиеся разработкой Искусственного Интеллекта, в философский и художественный крупномасштабный проект, в экспериментальный поиск и формулирование того, что означает, с философской точки зрения, «быть человеком» в нашем современном мире. УРОК ИСТОРИИ Современная концепция человека – концепция, которую мы до недавнего времени воспринимали как должное, -- впервые появилась в Европе в 1630-е годы. Это было время, когда в Европу попадало все больше информации о неевропейских формах жизни, призывая философов задуматься, что общего имеют все эти люди. Ответ, к которому они постепенно пришли, имел две разные формы: С одной стороны, утверждали они, люди – это нечто большее, чем просто природа (больше, чем животные и растения). А с другой, настаивали они, люди, по их мнению, являются не просто машинами (или качественно от них отличаются). Критерием этих различий был интеллект: у людей он есть (по крайней мере, так гласит история), а у природы и машин его нет. На тот момент две эти разные формы служили двум основным целям: утверждать, что все люди определяются интеллектом – способностью мыслить, исследовать, размышлять и познавать – было самым мощным инструментом против необоснованного авторитета клириков. И утверждение, что природа, в отличие от человека, лишена интеллекта, позволило ранним современным философам освободить людей от космоса (частью которого они до этого были) и вывести природу из метафизического контекста, организованного божественными законами, в сферу физической материи, управляемой механическими законами. Трудно преувеличить значение, которое две эти формы ответа (больше, чем природа / иное, чем машина) имели для нашего современного личностного опыта и окружающего нас мира. Почти вся терминология, которую мы определили как сугубо человеческую – искусство, культура, общество, история, политика – негласно подразумевает большее/другое: Искусство и культура противоположны природе. Общество и политика – это пространство действия и организации, которое открывается, когда люди выходят из Status naturalis (лат. естественное состояние) или животного состояния. История – исключительно человеческая сфера, состоящая из последовательных слоев человеческой деятельности. ГДЕ (И ПОЧЕМУ) НАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОДВОДИТ НАС Это было примерно в 2013-м году. Тогда я впервые осознал, что современная концепция человека – та самая концепция, которая формировала наше самоощущение и наш опыт реальности – никуда не годится. Возьмем микробиом, который в последние несколько лет становится все более популярным в научных, медицинских и здравоохранительных кругах. Нет ни одной системы органов, которая не зависела бы от микробных метаболитов. Большинство нейротрансмиттеров в нашем мозге производится бактериями, живущими в нашем пищеварительном тракте. Никто не может сказать, где заканчивается человек и начинается его микробиом. Или возьмем Искусственный Интеллект. Как только исследователям ИИ удалось создать машины, наделенные нейронными сетями, которые учатся, переживают, запоминают, мыслят и рассуждают, гипотеза о непреодолимом различии между людьми и машинами – между интеллектом и механизмом, между живым и неживым – обнаружила свою несостоятельность. Казалось очевидным, что мы не можем продолжать жить концепциями, которые, как нам известно, являются одновременно несостоятельными и разрушительными для планеты. Но больше всего меня интересовал вопрос, что со всем этим делать. МОЖЕМ ЛИ МЫ ЗАНОВО ИЗОБРЕСТИ КОНЦЕПЦИЮ ЧЕЛОВЕКА? Этот вопрос беспокоил меня долгое время, пока я не понял, что такие области, как ИИ и исследования микробиома или синтетическая биология, не только подрывают исторический способ мышления о человеке, но и открывают новые возможности для понимания мира. Внезапно меня осенило, что я могу рассматривать каждую из этих областей (не только ИИ и микробиом, но также и синтетическую биологию, биогеохимию и др.) так, как если бы они были своего рода философской лабораторией для переосмысления нашей реальности. Разве ИИ, отменяя ранее исключительную связь между людьми и интеллектом, не открывает совершенно новые возможности понимания того, как устроен мир и как люди приспосабливаются к этому миру? Теперь интеллект является не исключительно человеческой особенностью, но чем-то таким, что есть у животных и машин. Устанавливая континуум между естественным и искусственным, исследования ИИ предлагают нам думать о машинах как о чем-то естественном, а об инженерии – как о своего рода естественной (то есть биологической) практике. ОТ СЛУЧАЙНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ Мы живем в эпоху главного фундаментального философского события – радикального переосмысления того, что означает «быть человеком», и отношений между человеком, природой и технологией. Однако в настоящее время никто официально не говорит об этом философском свойстве технологий. Соответственно, никто не обращает на это внимания, и неизбежным средствием становится то, что радикальное переосмысление человека разворачивается вокруг нас хаотичным и совершенно случайным образом. Разве мы не должны попытаться это изменить? Когда я поделился своим энтузиазмом с коллегами из академического сообщества, я обнаружил – то, что меня волнрвало, для многих других было невыносимой провокацией. Моя гипотеза о том, что вопрос о человеке перекочевал в области естественных наук и инжиниринга, то есть в области, не связанные с традиционным изучением человека и человечества в целом, была воспринята как угроза для ученых в области искусства. Если люди больше не являются чем-то большим, чем природа или машины, то для чего вообще нужны искусства? Моя гипотеза, что лучший способ защитить человека – это заново его изобрести, была отвергнута. Но я едва ли предлагал отказаться от философии или искусства. Скорее, я хочу привлечь внимание к тому, что такие области как ИИ (или исследования микробиома или синтетическая биология) на самом деле являются философскими областями. Но проблема была не только в искусстве: большинство инженеров, с которыми я беседовал, были слишком заняты тем, что они были инженерами. Они были полностью поглощены своими исследовательскими вопросами и проявляли мало интереса к тому, что я отчаянно и неуклюже назвал философскими целями их работы. КОГДА ОБРАЗОВАНИЕ – ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ Я вступил в один из самых глубоких кризисов моей сознательной жизни: мне пришлось признать, что университет – место, которым я дорожил, любил, называл домом – был частью проблемы, а не ее решением. Повторное изобретение человека, с точки зрения философии, искусства и инжиниринга не могло состояться, по крайней мере, сейчас, внутри современной академической среды. В 2016 году я решил уйти со своей кафедры и покинуть Университет. Чуть более года спустя – настоящее везение! – инвестор и основатель Института Берггрюена Николас Берггрюен предоставил мне возможность создать небольшую экспериментальную программу по современным трансформациям человека, которая позволила бы мне проверить мои идеи. ФИЛОСОФИЯ + ИСКУССТВО + ИНЖИНИРИНГ Весной 2018 года я начал звонить исследователям в области Искусственного Интеллекта и биотехнологий и предлагать им нанимать философов и художников для совместной работы с их инженерами. Я объяснил со всем присущим мне энтузиазмом, что лаборатории и компании ИИ – это непризнанные, но чрезвычайно влиятельные и прорывные философские лаборатории, в которых создаются новые концепции человеческого бытия, политики, познания природы, понимания и практики технологий. Я сказал своим собеседникам, что их работа находится в самом центре грандиозного философского события, имеющего такой же исторический масштаб, как Ренессанс или Научная Революция. Я звонил, наблюдал, посещал – и надеялся, что мой энтузиазм окажется заразительным и поможет открыть дверь. Сегодня мы имеем философские и художественные команды в Element AI, Facebook, и Google, а также в Лаборатории Искусственного Интеллекта в MIT, Беркли и Стэнфорде. Наши исследователи регулярно общаются с DeepMind, OpenAI и Microsoft. Это только начало. РАЗУЧИВАНИЕ Моя работа последних двух лет привела меня к выводу, что исследовательские и коллаборационистские платформы, которые мне посчастливилось создать в Институте Берггрюена, могут быть только первым шагом в гораздо более масштабном процессе. То, что нам сейчас нужно, - это совершенно новая модель образовательного учреждения, способная создать новый тип Практика. Нам нужны работники, которые по-другому мыслят и способны понять инжиниринг -- от ИИ до исследований микробиома, синтетической биологии, геоинженерии и многих других областей – как философские и художественные практики, которые непрерывно изобретают человека. Почти каждый месяц вы, вероятно, читаете об очередном миллиардном пожертвовании для новой технологической школы. С одной стороны, в этом нет ничего плохого – я согласен, что нам всегда необходимы лучшие и умнейшие технологи. С другой стороны, эти технологические школы, как правило, воспроизводят устаревшее разделение учебного процесса на факультеты искусств и факультеты науки и технологии. То есть они склонны понимать технологию как просто технологию, а не как философскую и художественную область, которой она является. Нам нужны не столько технологические школы, сколько институты, объединяющие философию, искусство и технологии в единую интегрированную учебную программу. Нам нужна школа, сочетающая философию, искусство и инжиниринг, способная создать рабочие кадры будущего – как современное движение Баухауса, сосредоточенное не только на архитектуре, но и на технологии. Если мы не сможем принять сегодня эти различия, если мы не признаем, что происходят радикально новые вещи, и не примем радикально новые возможности и обязанности, мы рискуем оставить определение мира, в котором мы живем, реакционным силам, которые упорно продолжают свои попытки определить наш изменяющийся мир в терминах мира старого. И это бесспорный рецепт катастрофы. Перевод с английского Натэллы Сперанской Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|