СВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ЛИЦ С ПЕДОФИЛИЕЙ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-01-01 11:40

Психология

Лица с педофилией являются сложной и гетерогенной группой, в которой выделяется множество подгрупп с различными индивидуальными особенностями. G. Robertiello, K.J. Terry утверждают, что самым эффективным способом снижения рецидивов у лиц, страдающих педофилией, является понимание их личностных особенностей и мотивации к совершению преступлений. В попытке понять эти факторы было создано и развивается много различных подходов.

Так L. Tan, R.C. Grace, выдвигая объяснение механизма преступного поведения при педофилии, предлагают ориентироваться на термин «социальная желательность» («желание произвести благоприятное впечатление на окружающих»). Социальная желательность при педофилии состоит из двух факторов: самообмана и ощущения управления. Самообман заключается в отрицании совершенного преступления даже для самого себя, ощущение управления предполагает обман окружающих людей. У лиц с педофилией, по сравнению с несексуальными преступниками, повышен уровень ощущения управления. То есть лица, страдающие педофилией, во многих случаях осознают истинные мотивы своего поведения, но окружающим преподносят их в искаженном виде. Лица, совершившие инцестуозные действия, демонстрируют еще более высокий уровень социально желательных ответов по сравнению с лицами, совершившими педофильные действия вне семьи.

W.L. Marshall предположил, что получение сексуального удовлетворения путем проявления насилия по отношению к таким уязвимым субъектам, как дети, свойственно крайне одиноким лицам. Предпосылкой для такого вывода служит то, что лица с педофилией используют сексуальное поведение в качестве способа получения любви, эмоциональной близости и чувства безопасности от тех, кто в меньшей степени несет угрозу отвержения. Это подтверждается в исследованиях, показывающих, что у лиц, страдающих педофилией, в сравнении с несексуальными преступниками, обнаруживается более высокая степень эмоционального одиночества, страхи близости и изоляции. Другие авторы выделяют такой фактор в формировании педофилии, как низкая самооценка. Причинно-следственная связь между самооценкой и сексуальным насилием опосредована у преступников пониженной способностью справляться со стрессом. Это, в свою очередь способствует более частому использованию таких способов справиться со стрессом, как сексуальные контакты или фантазии с мастурбацией.

С самооценкой связывается и дефицит эмпатии. Отсутствие эмпатии у лиц с педофилией является относительно новой областью теоретического и эмпирического исследования. W.L. Marshall, K. Hamilton своем исследовании обнаружили, что снижение самооценки связано с повышением уровня эмпатии к жертве. А снижение эмпатии к жертве для педофилов может служить механизмом психологической защиты, поскольку они обладают «хрупким чувством собственного достоинства». Другими словами, если лица с педофилией будут проявлять высокий уровень эмпатии к жертве, то они будут испытывать значительно больше негативных переживаний (например, печаль, чувство вины, тревогу) после совершенного ими преступления. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на их самооценке. Кроме того, высота самооценки тесно связана не только с ограничением эмпатических способностей, но и с выраженностью нарциссических черт. Все это свидетельствует о сложном характере блокировки когнитивных и эмоциональных характеристик у сексуальных преступников.

Когда лица с педофилией утверждают, что их четырехлетняя жертва «хотела узнать о сексе», то они не до конца понимают абсурдность своего суждения. Такие ошибки в мышлении называются когнитивными искажениями. Термин «когнитивные искажения» впервые появился в работе А. Beck. Он выделил выделял шесть разновидностей когнитивных искажений: дихотомическое мышление, произвольное умозаключение, минимизацию и преувеличение, сверхобобщение, персонализацию, избирательное абстрагирование. A. Freeman, R. DeWolf, A. Freeman, C. Oster выделили дополнительно такие когнитивные искажения, как сравнение и экстернализация собственного достоинства. Так, например, в своей теории А. Beck предложил, что депрессия развивается как результат формирования отрицательных убеждений (когнитивных схем).

В дальнейшем исследователи предположили, что в основе когнитивных искажений лежат так называемые «неявные теории» (см ниже). Это причинно-объяснительные структуры, которые формируют сеть когнитивных схем и верований, которые функционируют для того, чтобы объяснить действия окружающих людей и окружающий мир вообще, а также помогают в формировании ожиданий и предсказаний, касающихся окружающей социальной среды. В контексте педофилии, авторы предполагают существование определенных «неявных теорий», которые позволяют определить психическое состояние, оценить поведение лиц с педофилией в настоящий момент и спрогнозировать его в будущем. В «неявных теориях» авторы сформировали основу для того, чтобы понять то, как лица с педофилией воспринимают себя и своих жертв.

Проводилось исследование, показавшее существование обратной связи между сопереживанием жертве и когнитивными искажениями: чем выше уровень эмпатии к жертве, тем меньше выраженность когнитивных искажений. Дефицит сочувствия к жертве является следствием когнитивных искажений: педофил ошибочно полагает, что сексуальный контакт с ребенком, например, не вреден или даже полезен, в результате чего снижается возможность отреагировать на эмоциональные реакции ребенка. Такой тип когнитивных искажений облегчает реализацию криминальных действий, позволяет преступнику оправдать их и оценивать как правильные.

Таким образом, дефицит сочувствия, сопереживания по отношению к жертве обратно пропорционально связан с когнитивными искажениями и – по мнению авторов – может являться механизмом блокировки у лиц, страдающих педофилией. Наряду с этим, в инициировании и поддержании педофильного поведения играют роль ранее выявленные факторы: детские травмы, пережитое сексуальное насилие, аномальные сексуальные предпочтения. В настоящее время к ним добавляются низкая самооценка, дефицит эмпатии и когнитивные искажения. Если рассматривать вопрос еще шире, можно выделить четыре фактора, которые во взаимодействии приводят к насильственному сексуальному поведению: физиологическое сексуальное возбуждение, когнитивные искажения, аффективные реакции и отсутствие контроля.

представляются интересными работы, посвященные изучению связи между наличием личностного расстройства, психопатии и сексуальной преступностью. Оказалось, что среди группы внутрисемейных преступников наиболее часто встречаются шизоидное (в большей степени), нарциссическое и избегающее расстройства личности. Пассивно-агрессивное (в большей степени), антисоциальное и нарциссическое расстройства личности в значительной степени способствовали внесемейному характеру педофильных действий. Результаты других исследований частично подтверждают, а частично опровергают полученные результаты. Так обнаруживается, что среди лиц с педофилией преимущественно встречаются антисоциальное, избегающее, депрессивное, паранойяльное и обсессивно-компульсивное личностные расстройства.

J. Buschman, D. VanBeek предположили, что когнитивные искажения на теоретическом уровне, могут быть частью глобальной базовой структуры личности, которая определяет когнитивный стиль поведения. Вариабельность расстройств личности среди педофилов может обеспечить понимание разницы их мотиваций и причин для обоснования преступлений.

По данным работы J.J. Jones было показано, что «неявная теория» «опасного мира» может способствовать созданию мотивации «наказать своего партнера с помощью секса с ребенком», что интерпретируется как связь паранойяльного расстройства личности «с карательным стилем познания». «Неявная теория» «неуправляемости мира» находится в прямой корреляции с антисоциальными чертами личности. Теория «опасных одобрений» (такие лица ожидают обмана со стороны других, их отношение к другим включает постоянное подозрение, скептицизм и недоверие) оказалась связана с желанием утвердить свой контроль, господство над другими, чтобы укрепить свое положение в обществе. «Неявная теория» «права» тесно коррелирует с нарциссическим расстройством личности и позволяет искажать смысл реально существующих прав, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности. Лица, страдающие педофилией с преобладанием черт зависимого личностного расстройства, воспринимают себя слабыми, беспомощными и хрупкими, испытывают постоянное чувство одиночества, но ограничены в способности урегулировать и разрешать стрессовые ситуации. В связи с этим окружающий мир является для них угрожающим местом, где взрослые не заслуживают доверия, а дети являются более надежными. «Теория неуправляемости» чаще встречается у шизоидных личностей, страдающих педофилией. В этом случае существует убеждение о разрыве между разумом и телом: по их мнению, разум не имеет никакого контроля над эмоциями и поведением, особенно сексуального характера.

Однако, несмотря на появление новой литературы и интереса к когнитивным искажениями, они до сих пор остаются недостаточно изученными. Необходимо дальнейшее, более подробное, всестороннее исследование механизмов, облегчающих реализацию педофильного поведения.

По данным исследований А.В.Колоколова: http://psyjournals.ru/files/50334/psyandlaw_2012_1_Kolokolov.pdf

И https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/088626099014008003

Комментарии: