Сон помог вознаграждению улучшить зрительное обучение |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-20 04:42 Американские ученые выяснили, что позитивное подкрепление в виде вознаграждения улучшает процесс зрительного обучения только вместе со сном. Для этого они провели серию экспериментов, в одном из которых использовали полисомнограф. Использование вознаграждения во время обучения улучшает результаты тестов после сна, а ключевую роль в этом процессе играет удлинение фазы быстрого сна, а также изменение активности префронтальной коры и зрительных отделов, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences. Работа зрительного внимания — один из способов получения и усвоения новой информации, а улучшают зрительное обучение два разных фактора. С одной стороны, как и при любом другом типе обучения, помочь может позитивное подкрепление (вознаграждение). С другой стороны, положительно на такое обучение влияет консолидация памяти, которая активнее всего происходит во сне. Непонятно, однако, как два этих фактора взаимодействуют: другими словами, может ли сон, например, улучшить обучение с подкреплением или же он никак на него не влияет. Выяснить это решили ученые из Брауновского университета под руководством Юки Сасаки (Yuka Sasaki). В качестве основного задания для зрительного обучения они использовали текстурный тест, в котором участникам необходимо правильно назвать направление трех наклоненных линий из нескольких, изображенных на экране. Задача осложнена тем, что участникам необходимо смотреть на букву, расположенную посередине экрана, а наклонные линии появляются в области периферийного зрения. В первом эксперименте приняли участие 47 человек, которых разделили на четыре группы. Всех участников попросили ничего не есть и не пить в течение четырех часов перед экспериментом: это позволило ученым использовать капли воды в качестве вознаграждения за правильный ответ. Первые две группы приехали на эксперимент в девять вечера, выполнили задание и легли спать, а по пробуждении в девять утра выполнили задание еще раз; при этом первой группе давали воду за правильный ответ, а второй — нет. Другие две группы выполняли задание точно так же, только на сам эксперимент они приехали в девять утра, после чего не спали и повторили задание в девять вечера. Оказалось, что сон играет ключевую роль в улучшении зрительного обучения: результаты у первых групп стали лучше к выполнению задания во второй раз. При этом использование и сна, и вознаграждения было самым эффективным: результаты улучшились на 40 процентов. Для сравнения, только сон привел к улучшению на 20 процентов, а у двух групп, которые не спали между выполнениями задания, правильных ответов стало только на 10 процентов больше. Второй эксперимент немного отличался от первого: вознаграждение давали только один раз — во время изначального обучения, но не повторения (разумеется, только в тех группах, которым вознаграждение полагалось — так же, как и в первом эксперименте). Таким образом ученые исключили влияние вознаграждения на результаты во время выполнения задания, так как использовалось оно только в процессе изначального обучения. Результаты оказались такими же: правильных ответов стало на 25 процентов больше в группе, которая получала вознаграждение во время обучения перед сном. Для сравнения, без вознаграждения результаты улучшились только на 15 процентов, а в утренней группе и вовсе стали хуже. В третьем эксперименте участвовали уже две группы, эксперимент проходил в дневное время, а продолжительность сна сократили до двух часов. Ученые предположили, что на улучшение обучения во время сна может влиять время нахождения в каждой его фаза, а определять его — активность мозга в определенных диапазонах. Для того, чтобы проверить это, к участникам во время сна подключили полисомнографы. Вознаграждение и сон после опять улучшили результаты: на 38 процентов по сравнению с улучшением в 20 процентов в группе, которая вознаграждения не получала. При этом в первой группе также наблюдалось увеличение фазы быстрого сна практически в три раза (6 минут против 18), из чего ученые сделали вывод, что ее удлиняет использование позитивного подкрепления. Кроме того, само использование подкрепления также повлияло и на активность мозга во время сна: в фазе быстрого сна наблюдалась повышенная активация зон префронтальной коры, которые отвечают за процесс обучения, а в фазе и быстрого, и медленного сна — пониженная активность теменной коры (зрительных зон), которая в процессе обучения не участвовала (то есть той, которая не отвечала за используемое во время выполнения задания зрительное поле). Ученые, таким образом, пришли к выводу, что позитивное подкрепление в виде вознаграждения влияет на результаты зрительного обучения только в том случае, если после этого человек поспит: по-видимому, именно сон обеспечивает закрепление результатов обучения с подкреплением. Влияние сна на когнитивные способности можно увеличить с помощью убаюкивания: год назад ученые показали, что если ритмично покачивать кровать во время сна с частотой примерно 0,25 герца, то улучшится и сам сон, и работа памяти. Как ни странно, работает и это на взрослых людях. Елизавета Ивтушок Источник: nplus1.ru Комментарии: |
|