Социальная психология. Фундаментальная ошибка атрибуции.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Хайдер и Зиммель.

В 1944 году психолог Фриц Хайдер и его студентка Марианна Зиммель опубликовали исследование, которое очень сильно проливает свет на проблему «атрибуции».

«Люди склонны приписывать свойства человеческого сознания, в том числе интенциональность (понимание цели), простым геометрическим фигурам.»

Эксперимент.

Людям показывали геометрические фигуры и их движение на экране.
Видео ниже.

В первом эксперименте было 34 человека. Лишь один из них рассказал увиденное через призму передвижения фигур

Все остальные испытуемые интерпретировали движения фигур как действия живых существ. Большинство описали их как людей и двое как птиц. Девятнадцать человек сообщили связную историю.

Вот типичный пример из этой последней группы:

"Мужчина планировал встретиться с девушкой, но девушка приходит вместе с другим мужчиной. Первый мужчина говорит второму, чтоб он уходил. Второй отвечает первому и тот качает головой.

Тогда двое мужчин ссорятся.
Девушка не хочет при этом присутствовать и начинает идти в комнату. Не решается, но наконец входит внутрь.

Она, видимо, не хочет быть с первым мужчиной.
Первый мужчина следует за ней в комнату после того, как оставил второго в обессиленном состоянии. Второй движется, опираясь о внешнюю стену комнаты. Девушка волнуется и мечется из угла в угол в дальней части комнаты.

Мужчина №1 после некоторого молчания делает несколько подходов к ней. Но она забивается в угол напротив двери.

В это время мужчина №2 пытается открыть дверь. Он видимо все еще слаб, и его усилий не хватает, чтоб открыть дверь. Когда ему это удается, девушка внезапно выбегает из комнаты.
Они вдвоём убегают от мужчины №1, который гоняется за ними вокруг комнаты. Наконец, им удаётся ускользнуть от него и уйти.

Первый мужчина возвращается и пытается попасть в комнату, но он настолько ослеплен гневом и разочарованием, что не может открыть дверь.
Тогда он вышибает дверь и в безумном порыве ломает стены.»

Описание увиденного видео группой испытуемых.

Как его воспринимали испытуемые (с объективной точки зрения то, что происходило на экране, было слишком искусственным). Большой треугольник (D) входит в дом (прямоугольник с дверной рамой), снова выходит и начинает драться с маленьким треугольником (d), в это время в дом входит круг (k). После того как D побеждает, он идет в дом и гоняется там за k до тех пор, пока d не открывает снаружи дверь и k не убегает, преследуемый D. После этого все трое дважды обегают дом. Когда, наконец, d и k удаляются, D колотит по стенам дома до тех пор, пока они не рушатся. Таким или подобным образом испытуемые описывали просмотренный фильм.

Геометрическим объектам приписывались свойства личности,как «задира», «драчун».

Хайдер и Зиммель.

Альберт Мишшот. «Эффект запуска»

Бельгийский психолог Альберт Мишотт проводил знаменитые опыты с восприятием физической причинности, в которых доказал, что причинность может восприниматься непосредственно, не требуя осуществления логического вывода на основе прошлого опыта.

В опытах Мишотта одна геометрическая фигура двигалась, прикасалась к другой геометрической фигуре, и та тоже начинала двигаться. Наблюдатели же сообщали, что одна фигура толкнула вторую, из-за чего вторая пришла в движение. А если вторая фигура в движение не приходила, это вызывало удивление даже у полугодовалых младенцев.

Мишотт предлагал своим испытуемым описать свое восприятие, например, следующего события:

«Объект А движется к объекту В, касается его, после чего А останавливается, а В начинает двигаться в том же направлении, в котором двигался А. Если временная задержка между соприкосновением А и В и началом движения В непродолжительна (не более 100 мс), то каждый испытуемый сообщал о причинной зависимости движений А и В, даже если ему было известно, что оба объекта приводятся в движение независимо друг от друга при помощи специального устройства. Ситуация, когда А после соприкосновения с В начинал обратное движение, а В следовал за ним, объяснялась «притягиванием» А к B «захватом» объектом А объекта В и т. д.»

Психолог Мария Фаликман о восприятии причинности и явлении атрибуции

«С одной стороны, этот эксперимент демонстрирует нам активный и конструктивный характер человеческого восприятия. Человек не просто перерабатывает информацию, поступающую на органы чувств, — он строит образ ситуации, опираясь на свой опыт и представления о мире. Иными словами, мы видим больше, чем есть в стимуле. В частности, данный эксперимент выявляет антропоморфизм нашего восприятия, стремление видеть человеческие характеристики там, где их нет. В этом плане ему сродни явление парейдолий — иллюзорного восприятия лиц на поверхности Марса или рожиц на обоях.»

Ошибка Атрибуции ( приписывание причин поведения )

Склонность человека приписывать другому определенные черты, характеристики и, наконец, причины его действий, цели и намерения.

Это дает нам важнейшее понимание того, что данный механизм мышления и восприятия реальности определяет наши бессознательные реакции, если сознательного контроля с нашей стороны, в моменты вынесения суждений, не наблюдается.

Хайдер пишет:

«При межличностном восприятии наблюдатель благодаря определенной форме непосредственного понимания воспринимает людей не только в их пространственных и физических свойствах, но и в таких неуловимых качествах, как их желания, потребности и эмоции» (ibid., p. 22).

Данные исследования дают нам важные гипотезы для понимания ошибок мышления и восприятия реальности.

Усматривая мотивы, цели или устанавливая причинно-следственные связи, наделяя даже неживые предметы мотивами, мы создаем большие искажения в реальности и в восприятии нами другого человека.

Что дает знание данных экспериментов ?

  1. Мы склонны делать ошибку, приписывая другим людям и их действиям причины и следствия, скрытые мотивы, тайные желания, которых там нет.
  2. Наше мышление стремительно схлопывает восприятие до однозначности и интенциональности ( вложенности цели и намерения ) при этом не оставляя зазора для исследования реальности
  3. «Эмоциональная» оценка предметов и одушевление их.

Эти пункты нам сильно могут помочь в формировании нашего мышления и «адекватного» восприятия реальности. Так как преимущественно ( но не без исключений ) мы склонны совершать данные ошибки в мышлении.

Формируйте привычки своего мышления и навыки восприятия реальности.

Всем Агора !)


Источник: m.vk.com

Комментарии: