Социальная психология. Фундаментальная ошибка атрибуции. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-15 19:03 Психология, изучение сознания человека, Работа разума, работа головного мозга Хайдер и Зиммель. В 1944 году психолог Фриц Хайдер и его студентка Марианна Зиммель опубликовали исследование, которое очень сильно проливает свет на проблему «атрибуции». «Люди склонны приписывать свойства человеческого сознания, в том числе интенциональность (понимание цели), простым геометрическим фигурам.» Эксперимент. Людям показывали геометрические фигуры и их движение на экране. В первом эксперименте было 34 человека. Лишь один из них рассказал увиденное через призму передвижения фигур Все остальные испытуемые интерпретировали движения фигур как действия живых существ. Большинство описали их как людей и двое как птиц. Девятнадцать человек сообщили связную историю. Вот типичный пример из этой последней группы: "Мужчина планировал встретиться с девушкой, но девушка приходит вместе с другим мужчиной. Первый мужчина говорит второму, чтоб он уходил. Второй отвечает первому и тот качает головой. Тогда двое мужчин ссорятся. Она, видимо, не хочет быть с первым мужчиной. Мужчина №1 после некоторого молчания делает несколько подходов к ней. Но она забивается в угол напротив двери. В это время мужчина №2 пытается открыть дверь. Он видимо все еще слаб, и его усилий не хватает, чтоб открыть дверь. Когда ему это удается, девушка внезапно выбегает из комнаты. Первый мужчина возвращается и пытается попасть в комнату, но он настолько ослеплен гневом и разочарованием, что не может открыть дверь. Описание увиденного видео группой испытуемых. Как его воспринимали испытуемые (с объективной точки зрения то, что происходило на экране, было слишком искусственным). Большой треугольник (D) входит в дом (прямоугольник с дверной рамой), снова выходит и начинает драться с маленьким треугольником (d), в это время в дом входит круг (k). После того как D побеждает, он идет в дом и гоняется там за k до тех пор, пока d не открывает снаружи дверь и k не убегает, преследуемый D. После этого все трое дважды обегают дом. Когда, наконец, d и k удаляются, D колотит по стенам дома до тех пор, пока они не рушатся. Таким или подобным образом испытуемые описывали просмотренный фильм. Геометрическим объектам приписывались свойства личности,как «задира», «драчун». Хайдер и Зиммель. Альберт Мишшот. «Эффект запуска» Бельгийский психолог Альберт Мишотт проводил знаменитые опыты с восприятием физической причинности, в которых доказал, что причинность может восприниматься непосредственно, не требуя осуществления логического вывода на основе прошлого опыта. В опытах Мишотта одна геометрическая фигура двигалась, прикасалась к другой геометрической фигуре, и та тоже начинала двигаться. Наблюдатели же сообщали, что одна фигура толкнула вторую, из-за чего вторая пришла в движение. А если вторая фигура в движение не приходила, это вызывало удивление даже у полугодовалых младенцев. Мишотт предлагал своим испытуемым описать свое восприятие, например, следующего события: «Объект А движется к объекту В, касается его, после чего А останавливается, а В начинает двигаться в том же направлении, в котором двигался А. Если временная задержка между соприкосновением А и В и началом движения В непродолжительна (не более 100 мс), то каждый испытуемый сообщал о причинной зависимости движений А и В, даже если ему было известно, что оба объекта приводятся в движение независимо друг от друга при помощи специального устройства. Ситуация, когда А после соприкосновения с В начинал обратное движение, а В следовал за ним, объяснялась «притягиванием» А к B «захватом» объектом А объекта В и т. д.» Психолог Мария Фаликман о восприятии причинности и явлении атрибуции «С одной стороны, этот эксперимент демонстрирует нам активный и конструктивный характер человеческого восприятия. Человек не просто перерабатывает информацию, поступающую на органы чувств, — он строит образ ситуации, опираясь на свой опыт и представления о мире. Иными словами, мы видим больше, чем есть в стимуле. В частности, данный эксперимент выявляет антропоморфизм нашего восприятия, стремление видеть человеческие характеристики там, где их нет. В этом плане ему сродни явление парейдолий — иллюзорного восприятия лиц на поверхности Марса или рожиц на обоях.» Ошибка Атрибуции ( приписывание причин поведения ) Склонность человека приписывать другому определенные черты, характеристики и, наконец, причины его действий, цели и намерения. Это дает нам важнейшее понимание того, что данный механизм мышления и восприятия реальности определяет наши бессознательные реакции, если сознательного контроля с нашей стороны, в моменты вынесения суждений, не наблюдается. Хайдер пишет: «При межличностном восприятии наблюдатель благодаря определенной форме непосредственного понимания воспринимает людей не только в их пространственных и физических свойствах, но и в таких неуловимых качествах, как их желания, потребности и эмоции» (ibid., p. 22). Данные исследования дают нам важные гипотезы для понимания ошибок мышления и восприятия реальности. Усматривая мотивы, цели или устанавливая причинно-следственные связи, наделяя даже неживые предметы мотивами, мы создаем большие искажения в реальности и в восприятии нами другого человека. Что дает знание данных экспериментов ?
Эти пункты нам сильно могут помочь в формировании нашего мышления и «адекватного» восприятия реальности. Так как преимущественно ( но не без исключений ) мы склонны совершать данные ошибки в мышлении. Формируйте привычки своего мышления и навыки восприятия реальности. Всем Агора !) Источник: m.vk.com Комментарии: |
|