Система правового регулирования цифровой экономики Республики Беларусь |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-04 13:30 Профессионально об актуальном Материал подготовлен В настоящей статье дается системный анализ современных источников правового регулирования цифровых преобразований в сфере экономики, а также существующих проблем в этой новой сфере общественных отношений в Республике Беларусь и путей их решения, с учетом опыта других государств, мнения исследователей сходных проблем за рубежом. Рассматриваются понятия цифровизации экономики и ее составляющих, основные источники, уровни и воздействующая роль их правового обеспечения в разных государствах, иные факторы, влияющие на комплекс правового регулирования, определение самих понятий «цифра», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», «цифровое пространство» и иные, а также возможные перспективы развития данного вида общественных отношений. Использование цифровых технологий в экономике – одно из актуальнейших направлений современности. Поэтому возникает необходимость в научной и практической оценке существующей в Республике Беларусь системы и видов нормативных правовых актов (источников правового регулирования и их уровней) по означенной теме. На уровне Конституции Республики Беларусь вопросы правового регулирования цифровой экономики непосредственно не решаются. Но в Основном законе нашего государства достаточно много правовых норм, регулирующих отношения, связанные с экономикой и правом. В частности, уместно напомнить, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. А государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 7). Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ст. 13). Поэтому можно смело утверждать, что правовое регулирование цифровой экономики находится в конституционном поле. На уровне кодексов, которые являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений*1, можно выявить только правовые нормы об электронной цифровой подписи в Налоговом кодексе*2, в ХПК*3 и в ГК*4. ГК*4 относится к кодифицированным источникам правового регулирования цифровой экономики и по причине наличия в нем иных правовых норм. Можно назвать характерной или отличительной, а скорее, поспешной особенностью отдельные правовые нормы ГК*4, которые одновременно указывают на исключение из сферы предпринимательской деятельности майнинга и приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов) (ст. 1). А также относящие произведения, существующие в цифровой форме, к числу объектов авторского права (ст. 992) и цифровые обозначения, зарегистрированные в качестве товарных знаков (ст. 1017). Например, в российском ГК*5 уже имеются правовые нормы о цифровых правах, под которыми признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу (ст. 141.1). Как указывается в информации, эти нормы были нужны для того, чтобы подготовить ГК РФ*5 к последующему принятию законов о цифровых финансовых активах (криптовалюте и токенах) и краудфандинге (привлечении инвестиций через электронные площадки). Сейчас проекты этих законов ждут второго чтения*6 [2]. Согласно этому проекту инвестор сможет приобрести токен, который предоставит ему право требовать:
Во всяком случае имеется поручение Президента РФ Правительству РФ совместно с Банком России и ФСБ России обеспечить формирование согласованной позиции в отношении проектов федеральных законов, предусматривающих регулирование цифровых финансовых активов и привлечение финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий*7. С 1 января 2020 г. в Российской Федерации начнет действовать и новый Закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ…»*8. Указанный Закон*8 регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права. Поэтому и в Республике Беларусь следовало комплексно подойти к вопросу о дополнении ГК*5 и иных законов, которые будут регулировать подобные правоотношения. Среди иных белорусских законов, как нормативных правовых актов, закрепляющих принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений*1, в том числе в отношении цифровых технологий, можно обнаружить следующие. Закон об электросвязи*9, который, в частности, указывает на:
Закон об электронном документе и электронной цифровой подписи*10, регулирующий в том числе: правовые основы применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. На уровне декретов как нормативных правовых актов Главы государства, имеющих силу закона, издаваемых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь для правового регулирования наиболее важных общественных отношений в случаях особой необходимости либо на основании делегированных Президенту Республики Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий*1, к числу источников правового регулирования цифровой экономики относится:
Он содержит:
Среди указов Президента Республики Беларусь как нормативных правовых актов Главы государства, издаваемых им для реализации своих полномочий*1, к числу основных правовых регуляторов цифровой экономики можно отнести:
Из числа постановлений Совета Министров Республики Беларусь как нормативных правовых актов Правительства к стержневым правовым регуляторам цифровой экономики следует отнести:
______________________________ 1 О нормативных правовых актах : Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568. 2 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З (ред. от 30.12.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2019, 2/2594. 3 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-З (ред. от 17.07.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.08.2019, 2/2671. 4 Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (ред. от 18.12.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2018, 2/2589. 5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ, 25.03.2019, № 12, ст. 1224, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.03.2019. 6 Обзор: «С 1 октября 2019 года в ГК РФ появятся цифровые права» // КонсультантПлюс, 2019 (электронный вариант), Обзор подготовлен специалистами АО Консультант Плюс. 7 Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства (утв. Президентом РФ 23.07.2019, № Пр-1427) // КонсультантПлюс, 2019 (см. сайт http://www.kremlin.ru по состоянию на 29.07.2019). 8 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.08.2019, № 31, ст. 4418, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.08.2019. 9 Об электросвязи : Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 № 45-З (ред. от 17.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2572. 10 Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З (ред. от 08.11.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.11.2018, 2/2581. 11 О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415. 12 Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.03.2017, 1/16909. 13 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования) : Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (ред. от 18.04.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2019, 1/18308. 14 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет : Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 (ред. от 18.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2019, 1/18576. 15 Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий : Указ Президента Республики Беларусь от 23.01.2014 № 46 (ред. от 31.12.2015) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2016, 1/16221. 16 О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 515 (ред. от 18.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2019, 1/18576. 17 О навигационной деятельности : Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 260 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 27.06.2011, № 71, 1/12627. 18 Об утверждении Устава администрации Парка высоких технологий : Указ Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 65 (ред. от 18.06.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.06.2018, 1/17759. 19 О цифровых банковских технологиях : Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 148 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.04.2019, 1/18305. 20 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 (ред. от 23.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.09.2019, 5/47075. 21 Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055 (ред. от 12.07.2017) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2017, 5/43942. 22 О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (вместе с Положением о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 5/39962. 23 Об утверждении Положения о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.11.2018 № 850 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.11.2018, 5/45851. 24 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 (ред. от 23.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.09.2019, 5/47075. Каменков В.С., С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь Источник: m.vk.com Комментарии: |
|