Система правового регулирования цифровой экономики Республики Беларусь

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


Профессионально об актуальном

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 октября 2019 г.

В настоящей статье дается системный анализ современных источников правового регулирования цифровых преобразований в сфере экономики, а также существующих проблем в этой новой сфере общественных отношений в Республике Беларусь и путей их решения, с учетом опыта других государств, мнения исследователей сходных проблем за рубежом.

Рассматриваются понятия цифровизации экономики и ее составляющих, основные источники, уровни и воздействующая роль их правового обеспечения в разных государствах, иные факторы, влияющие на комплекс правового регулирования, определение самих понятий «цифра», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», «цифровое пространство» и иные, а также возможные перспективы развития данного вида общественных отношений.

Использование цифровых технологий в экономике – одно из актуальнейших направлений современности.

Поэтому возникает необходимость в научной и практической оценке существующей в Республике Беларусь системы и видов нормативных правовых актов (источников правового регулирования и их уровней) по означенной теме.

На уровне Конституции Республики Беларусь вопросы правового регулирования цифровой экономики непосредственно не решаются. Но в Основном законе нашего государства достаточно много правовых норм, регулирующих отношения, связанные с экономикой и правом.

В частности, уместно напомнить, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. А государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 7).

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ст. 13).

Поэтому можно смело утверждать, что правовое регулирование цифровой экономики находится в конституционном поле.

На уровне кодексов, которые являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений*1, можно выявить только правовые нормы об электронной цифровой подписи в Налоговом кодексе*2, в ХПК*3 и в ГК*4.

ГК*4 относится к кодифицированным источникам правового регулирования цифровой экономики и по причине наличия в нем иных правовых норм.

Можно назвать характерной или отличительной, а скорее, поспешной особенностью отдельные правовые нормы ГК*4, которые одновременно указывают на исключение из сферы предпринимательской деятельности майнинга и приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов) (ст. 1). А также относящие произведения, существующие в цифровой форме, к числу объектов авторского права (ст. 992) и цифровые обозначения, зарегистрированные в качестве товарных знаков (ст. 1017).

Например, в российском ГК*5 уже имеются правовые нормы о цифровых правах, под которыми признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу (ст. 141.1).

Как указывается в информации, эти нормы были нужны для того, чтобы подготовить ГК РФ*5 к последующему принятию законов о цифровых финансовых активах (криптовалюте и токенах) и краудфандинге (привлечении инвестиций через электронные площадки). Сейчас проекты этих законов ждут второго чтения*6 [2].

Согласно этому проекту инвестор сможет приобрести токен, который предоставит ему право требовать:

  • передачи какой-либо вещи;
  • выполнения работ, оказания услуг;
  • размещения ценных бумаг по определенной цене.

Во всяком случае имеется поручение Президента РФ Правительству РФ совместно с Банком России и ФСБ России обеспечить формирование согласованной позиции в отношении проектов федеральных законов, предусматривающих регулирование цифровых финансовых активов и привлечение финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий*7.

С 1 января 2020 г. в Российской Федерации начнет действовать и новый Закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ…»*8.

Указанный Закон*8 регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права.

Поэтому и в Республике Беларусь следовало комплексно подойти к вопросу о дополнении ГК*5 и иных законов, которые будут регулировать подобные правоотношения.

Среди иных белорусских законов, как нормативных правовых актов, закрепляющих принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений*1, в том числе в отношении цифровых технологий, можно обнаружить следующие.

Закон об электросвязи*9, который, в частности, указывает на:

  • основные термины и их определения (ст. 1);
  • принципы деятельности (доступности услуг электросвязи общего пользования; приоритета прав и законных интересов пользователей услуг электросвязи; равенства прав на получение услуг электросвязи; тайны телефонных и иных сообщений; устойчивости и управляемости сетей электросвязи; единства обязательных для соблюдения технических требований в области электросвязи) (ст. 4);
  • компетенцию органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование и управление в этой сфере, в т.ч. по регулированию интернета (ст.ст. 7–11);
  • порядок создания и функционирования инфраструктуры по обеспечению доступа к интернету;
  • права и обязанности операторов и интернет-провайдеров;
  • порядок оказания услуг и иные вопросы.

Закон об электронном документе и электронной цифровой подписи*10, регулирующий в том числе: правовые основы применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.

На уровне декретов как нормативных правовых актов Главы государства, имеющих силу закона, издаваемых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь для правового регулирования наиболее важных общественных отношений в случаях особой необходимости либо на основании делегированных Президенту Республики Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий*1, к числу источников правового регулирования цифровой экономики относится:

  • Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики»*11, который на современное состояние законодательства о цифровой экономике базовым нормативным правовым актом.

Он содержит:

  • дефиниции таких основных понятий, как: оператор криптоплатформы, виртуальный кошелек, владелец цифрового знака (токена), криптовалюта, майнинг, оператор обмена криптовалют, размещение цифровых знаков (токенов), смарт-контракт, технологический уклад, цифровой знак (токен);
  • правовое регулирование по созданию условий для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций;
  • перечень льгот и преференций участникам отношений, связанных с применением современных технологий, которые предоставляются эти Декретом*11;
  • перечень мер, направленных на повышение правовой защищенности участников отношений, связанных с применением современных финансовых технологий;
  • список прав, предоставляемых резидентам Парка высоких технологий (далее – ПВТ), для проведения правового эксперимента с целью апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское законодательство Республики Беларусь;
  • предоставляет резидентам ПВТ право выступать учредителями (участниками, акционерами) организаций, создаваемых (созданных) за рубежом, участвовать в управлении ими, в том числе с территории Республики Беларусь, в порядке, предусмотренном законодательством соответствующих зарубежных государств. Данное право распространяется также на участников (акционеров) резидентов ПВТ;
  • предоставляет резидентам ПВТ, а также их участникам (акционерам) и иным третьим лицам, являющимся сторонами гражданско-правовых договоров с указанными лицами, при осуществлении любого из правомочий, предусмотренных в подпунктах 5.1–5.4 пункта 5 настоящего Декрета, выдавать безотзывные доверенности, то есть доверенности, которые не могут быть отменены до окончания срока их действия либо могут быть отменены только в предусмотренных в данных доверенностях случаях. Такая доверенность может быть выдана на срок свыше трех лет от даты выдачи;
  • правовое регулирование иных вопросов деятельности ПВТ, его резидентов и иных лиц;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»*12, который вносит изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»*13.

Среди указов Президента Республики Беларусь как нормативных правовых актов Главы государства, издаваемых им для реализации своих полномочий*1, к числу основных правовых регуляторов цифровой экономики можно отнести:

  • О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет*14, создающий условия для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, повышения качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности государственных органов, иных организаций и интернет-услуг;
  • Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий*15;
  • О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь*16, создающий единую республиканскую сеть передачи данных;
  • О навигационной деятельности*17, устанавливающий правовые и организационные основы осуществления навигационной деятельности в интересах национальной экономики, обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь, в том числе цифровую картографическую основу, навигационную и дополнительную информации;
  • Об утверждении Устава администрации Парка высоких технологий*18, предусматривающий в качестве одной из основных задач администрации ПВТ – осуществление комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для развития стартап-движения и реализации проектов, направленных на цифровую трансформацию отраслей экономики, разработку и внедрение новой (усовершенствованной) продукции (работ, услуг), технологий, повышение их качества, увеличение объемов выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
  • О цифровых банковских технологиях*19, определяющий правовой механизм использования информационных систем при совершении банковских, других финансовых операций и иной деятельности и другие.

Из числа постановлений Совета Министров Республики Беларусь как нормативных правовых актов Правительства к стержневым правовым регуляторам цифровой экономики следует отнести:

  • Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы*20, определяющее заказчиков Государственной программы;
  • Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи*21, которые устанавливают порядок заключения и исполнения договора об оказании услуг электросвязи, а также порядок и основания для приостановления и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, формы и порядок расчетов за оказание услуг электросвязи, ответственность сторон и иные условия договора об оказании услуг электросвязи;
  • О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет*22;
  • Об утверждении Положения о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания*23, которое определяет порядок предварительной идентификации владельцем интернет-ресурса, сетевого издания пользователей, размещающих информационные сообщения и (или) материалы на интернет-ресурсе, в том числе осуществляющих комментирование и другие;
  • Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы*24.

______________________________

1 О нормативных правовых актах : Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568.

2 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З (ред. от 30.12.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2019, 2/2594.

3 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-З (ред. от 17.07.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.08.2019, 2/2671.

4 Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (ред. от 18.12.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2018, 2/2589.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ, 25.03.2019, № 12, ст. 1224, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.03.2019.

6 Обзор: «С 1 октября 2019 года в ГК РФ появятся цифровые права» // КонсультантПлюс, 2019 (электронный вариант), Обзор подготовлен специалистами АО Консультант Плюс.

7 Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства (утв. Президентом РФ 23.07.2019, № Пр-1427) // КонсультантПлюс, 2019 (см. сайт http://www.kremlin.ru по состоянию на 29.07.2019).

8 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.08.2019, № 31, ст. 4418, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.08.2019.

9 Об электросвязи : Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 № 45-З (ред. от 17.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2572.

10 Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З (ред. от 08.11.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.11.2018, 2/2581.

11 О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415.

12 Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.03.2017, 1/16909.

13 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования) : Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (ред. от 18.04.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2019, 1/18308.

14 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет : Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 (ред. от 18.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2019, 1/18576.

15 Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий : Указ Президента Республики Беларусь от 23.01.2014 № 46 (ред. от 31.12.2015) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2016, 1/16221.

16 О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 515 (ред. от 18.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2019, 1/18576.

17 О навигационной деятельности : Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 260 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 27.06.2011, № 71, 1/12627.

18 Об утверждении Устава администрации Парка высоких технологий : Указ Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 65 (ред. от 18.06.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.06.2018, 1/17759.

19 О цифровых банковских технологиях : Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 148 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.04.2019, 1/18305.

20 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 (ред. от 23.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.09.2019, 5/47075.

21 Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055 (ред. от 12.07.2017) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2017, 5/43942.

22 О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (вместе с Положением о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 5/39962.

23 Об утверждении Положения о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.11.2018 № 850 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.11.2018, 5/45851.

24 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 (ред. от 23.09.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.09.2019, 5/47075.

Каменков В.С.,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур юридического факультета БГУ, национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», старший научный сотрудник Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Источник: m.vk.com

Комментарии: