Самое поразительное следствие эйнштейновского пространственно-временного континуума для истории идей – это существование «идеальных объектов», которые становятся понятными, только когда признаны

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-01-02 23:41

Философия ИИ

Самое поразительное следствие эйнштейновского пространственно-временного континуума для истории идей – это существование «идеальных объектов», которые становятся понятными, только когда признаны таковыми в их собственном измерении. Это может звучать ещё более непостижимо, чем вселенная Эйнштейна.

Чтобы сделать это понятными, давайте вернёмся к Флатландии и предположим, что плоская страна – это поверхность супа в тарелке.

Предположим далее, что круги жира на поверхности – это разумные обитатели Флатландии. Очевидно, что, будучи двухмерными, они могут двигаться только в двух направлениях: право-лево и назад-вперёд. Направление вверх-вниз так же бессмысленно, каким было бы новое для нас направление к неизвестному четвёртому измерению (математик Руди Рюкер называет такое направление анаката)

Друг друга они видят как линию, всякое пространство, такое как дом или банк, для них замкнуто одной линией. Однако, глядя на них из третьего направления пространства, мы можем прямо видеть их внутренности, внутренности их домов и легко можем украсть их самый охраняемый банковский сейф. (Как бы странно это ни казалось, существо в гипотетическом четвёртом измерении пространства будет пользоваться такими же преимуществами в отношении нас самих.)

Предположим, что я нарушаю покой этого плоского мира, начав есть суп ложкой. Как супландец будет воспринимать ложку?

Он ужаснётся странному явлению. Сначала довольно короткая линия, соответствующая краю ложки, появится в Супландии, затем начнёт увеличиваться по мере того, как ложка достигает дна тарелки, затем начнёт снова уменьшаться, когда ложка будет пересекать поверхность. Затем, внезапно, произойдёт мощное супотрясение, и часть мира будет поглощена в никуда. Разрушение будет продолжаться какое-то время, так как суп капает с ложки и пересекает Супландию, затем ситуация вернётся в норму.

Для супландца ложка не кажется твёрдым вертикальным объектом, каким она кажется нам. Супландцы могут воспринимать ложку только как серию феноменов во времени. Неудивительно, что продолжительность жизни в Супландии довольно короткая. Потому потребуются миллионы или миллиарды поколений супландцев, чтобы разобраться с феноменом ложки. И нужен гений необычайной глубины, чтобы проделать расчёты, которые покажут, что единственный способ

свести их вместе – это утверждать существование высшего измерения – третьего – в котором существуют объекты неизвестного рода. (Поскольку они не способны видеть нас, даже самые разумные супландцы, вероятно, будут полагать, что третье измерение – это просто математический вымысел, служащий лишь эвристическим приёмом.)

Похожим образом мы не способны понимать, чем могут быть явления в пространстве-времени (и что на самом деле значит «история»), особенно когда объекты нашего интереса не осязаемы. Многие даже не верят, что «история идей» возможна, не говоря уж об истории, которая была бы не просто подведением итога, а как-то связана с «пространством-временем»! Однако, новизна разнообразных методов, относящихся к когнитивному подходу, должна показать, что идеи синхронны. Иными словами, идеи образуют системы, которые можно представить, как «идеальные объекты». Эти идеальные объекты пересекают поверхность истории под названием «время», как ложка пересекает Супландию, то есть, в якобы непредсказуемой последовательности временных событий.

Йоан Кулиану "Древо Гнозиса"

Комментарии: