“Полнота забвения” или к вопросу о появлении экзистенциальной проблематики в философии" |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-19 22:53
Философия 20 столетия привнесла в опыт нашего сознания неоднозначные темы и терминологию. И хотя некоторые термины известны со времен античности или средневековья, лишь в определенном ракурсе они “играют” значимым для нас смыслом. Бытие человека в мире, как способ и одновременно осмысление этого способа, нетривиально. Даже простое несуетное обдумывание данной темы предполагает всегда того, кто обдумывает. Вопрос о бытии человека в мире становится, таким образом, вопросом о “моем” исключительном конкретном бытии в данное мне мгновение и возможен лишь исходя из осознанной субъективности. Для нас более привычно слово “существование”, калька с латинского слова “existentiа”, сформированного от глагола ex-sistere. Среди значений этого глагола есть и такой, как “рождаться от” или “обнаруживать себя”. В Средневековом понимании – это способ бытия сотворенной (Богом) вещи. “Но без Тебя не было бы ничего, что существует - значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую” (quoniam itaque et ego sum), восклицает Августин.
В современной философии латинское слово “экзистенция” используется по отношению к человеческому существованию. Сужение изначального смысла этого термина отражает не только отпадение человека от Бога (“Бог умер”), но и отпадение человека от собственной сущности. “Бытие” в бытии сущего весьма запутанный концепт. В таком запутанном положении человек преимущественно обнаруживает себя связанным с жизнью. Жизненное пространство воспринимается как реальность и достоверность. Жизнь, как тяга всего живого “быть”, задает тональность противостояния смерти. Экзистенциально же противостоять смерти значит страшиться. Экзистенциально удерживается в сознании лишь бедственное положение, трагизм. Вернемся у упомянутому Аврелию Авгуcтину. В самых первых строчках “Исповеди” он пишет: “человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего” . (et homo circumferens mortalitatem suam, circumferens testimonium peccati sui et testimonium quia superbis resistis). И далее: “я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту - сказать ли - мертвую жизнь или живую смерть?” (см. Августин А. Исповедь http://www.philosophy.ru/library/catalog.html). “Мертвая жизнь”, равная “живой смерти” – почему он использует сочетание слов, шокирующих ухо не только, видимо, своего читающего современника, а это, напомним – 4 век, но и теперь. Понимать его слова – слова человека, находящегося в ситуации осознанной обреченности или “живой смерти” без веры в Бога, забвения Бога, было бы самым легким, традиционным путем прочтения. “Я не знаю, откуда я пришел сюда”, первая часть высказывания заставляет задуматься. И он дальше пишет: “И вот постепенно я стал понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня, и никаким внешним чувством не могли они войти в мою душу. Я барахтался и кричал, выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто подобное моим желаниям, - но знаки эти не выражали моих желаний. И когда меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я сердился” . У средневекового автора все углубленнее становится тематика личного внутреннего переживания, как особого экзистенциального опыта. Во внешнем, в жизни не обнаруживается подобный опыт. “Желания мои были во мне, а окружающие вне меня”… и не могли они войти в мою душу <…> Удивительно ли, что меня уносило суетой и я уходил <…> во внешнее? ” (там же) Онтология Августина формирует новую антропологическую установку, которая определяется особенностями христианского миропонимания. Но сама проблематика, ее смысловое ядро, остается прежней и коренится в непрекращающемся вопрошании о душе человека, его этосе. Единственно достойной целью ума, что самым искусным образом транслировалось философами античной классики и продолжено средневековыми мыслителями-теологами, было и остается самопознание, и то, как, через что оно может осуществиться, через что оно может реализоваться. Личный религиозный путь Августина, понятый и транслируемый им как экзистенциальная задача, представляет интерес, как пример топологии внутреннего мира, погружение в интимность, которое затем, с не меньшим накалом проявит себя уже в творчестве экзистенциальных мыслителей и в первую очередь, Кьеркегора. Кabanova Lilia Ivanovna Источник: www.philosophy.ru Комментарии: |
|