Отрицание в негативной гносеологии представляется более важным, нежели прямое познание, так как оно направлено на усовершенствование процесса познания. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-01-15 06:20 Отрицание в негативной гносеологии представляется более важным, нежели прямое познание, так как оно направлено на усовершенствование процесса познания. Рассмотрение природы отрицательного познания, окончательно оформившейся в нигилизме, лучше всего начать с первых философских зачатков негативной гносеологии. Обратимся к буддизму как к одной из наиболее известных и авторитетных философских традиций. В нем все, данное нам в опыте, все, что мы видим и переживаем, - является иллюзией, цепью мгновенных элементов потока сознания, которые являются вспышками абсолютно реальной субстанции. То есть утверждается, что наряду с реальной субстанцией существует и иллюзия восприятия, при этом реальная субстанция отличается от нашего понимания реальности. Почему же возникает иллюзия? Потому что чистая форма понимания субъекта возможна только в том случае, если отношение субъекта к объекту не содержит жажды или отвращения. Они являются некой ментальной пеленой, которая создает помутнение между явлением в мире и нашим представлением о нем, но если эту пелену снять, то и видеть явление мы будем более четко. Заранее отметим, что наличие такой помехи в познании мы видим во многих философских учениях, которые в своей теоретической доработке в нигилизме предстали в виде ценностей. Еще одним важным моментом является то, что «Будда концентрирует свое внимание на мире, оставляя в покое богов, и ожидает, что они в ответ на это тоже оставят его в покое. Он занимает позицию прагматического агностицизма в отношении трансцендентных реальностей. Только это и совместимо с фактами опыта, выводами разума... Поскольку мы все земные люди, Будда требует, чтобы мы оставили попытки определить неопределимое и не занимались этими «любовными интригами рассудка» спорами по метафизическим проблемам». Мы видим отрицание незначимого, но не потому, что оно не имеет прагматической цели, а потому что оно само отрицается как факт. К этому позже приходит уже нигилизм, который отрицание агностическое переводит в отрицание онтологическое и этическое, тем самым трансформировав идеалистический буддизм, приведя некоторые его аспекты к материализму. И нельзя судить нигилизм за то, что он лишает буддизм его духовности, идеальных высоких начал, так как сам буддизм почитает научность и одним из его современных правил является непротиворечивость его идей науке, которая имеет под собой материалистическую основу. Также можно найти в гносеологии буддизма и сходство с нигилизмом в плане исследования «ничто», интереса к нему. Так как буддист видит бытие как постоянный процесс рождения и исчезновения всего, то не признает существования вечного или длящегося бытия вообще. Отсюда вытекает отрицание субстанций как идеальных, так и материальных. Мир не имеет под собой какого-либо метафизического начала или истинности, Бога. Нирвана как единственное подлинное бытие может пониматься только через отрицание, поскольку полностью противоположна миру неподлинному, якобы постигаемому. Отрицание крепко связывает буддизм и нигилизм, так как категория «ничто» является одной из основных для нигилизма, хотя и относится более к метафизике нигилизма, то есть к его слишком абстрактным и идеалистическим концептам, но все же играющая важную роль в его понимании. Другой важной для формирования негативной гносеологии философской традиции выступает кинизм. Изначально кинизм представляет собой форму мировоззрения, которой присуще тотальное отрицание и неприятие морали, идеологии и норм современного ему рабовладельческого общества. Отрицание было не только теоретическим, но и практическим, проявляющимся в том, что киники намеренно эпатировали общество, поступая диаметрально противоположным образом по отношению к социально принятым нормам. Такой метод сами киники называли «перечеканкой монет», что имеет видимую связь с ницшеанской переоценкой ценностей. Кинизм вывел философию на новый путь познания, бросив вызов «высокой теории» философов-идеалистов, которые разорвали связь своих философствований с материальным миром, чтобы они вписывались в логические конструкции аргументации. Кинизм к традиционной аргументации добавляет животное тело человека и его жесты, действует как пантомима. Для киников, вообще, теория была менее важна, чем практика, возможно, именно поэтому они оставили после себя меньше письменных трудов. Это соотносится с одним из основных принципов нигилизма, утверждающим неразделимость теории и практики и акцентирующим значимость самой практики. Само познание у киников было несколько антинаучным, поскольку они отрицали знания, накопленные в обществе, и призывали получать их, используя свой личный опыт, признавая тем самым знания категорией субъективной. Тем не менее разум почитался киниками наравне с природой, так как для гармоничной жизни их синтез был необходим и помогал избегать нелепости и искусственности в любых проявлениях. Предметом исследования у киников всегда выступает только предметный мир, исключающий все сверхчувственное, абстрактные понятия, формы мышления и речи и т. п. Эти два учения стали основными столпами негативной гносеологии как в западном мире, так и в восточном, породив традицию негативизма в обоих типах великих философий. Позже негативная гносеология, конечно, развивалась, но не столь кардинально вплоть до наступления Нового времени, когда возникла возможность выступить против длительно существовашей познавательной догматики церкви. (...) Одним из ключевых моментов негативной гносеологии является отрицание Бога, которое, пройдя через деизм, где Бог отрицается как присутствующий в мире, и пантеизм, где Бог отрицается как личность, приходит к атеизму, где Бог отрицается в принципе. Атеизм был тесно связан с материализмом и опирался на изучение опыта и природы материального мира, в то время как теология создала какой-то другой мир и наполнила его призраками, не желая рассматривать материю как субстанцию. Теологи не смогли признать неразрушимость материальных элементов (а разрушимы только их формы) и, не поняв свойств изменения материи, решили, что она не является необходимым существом и обязана собой кому-то другому, более необходимому, нежели она. Бог отрицался как категориями математики, так и этики, логики и прочими, что сделало базу атеизма более полной и проработанной и открыло путь к научному, объективному познанию окружающего нас мира. Именно эти аспекты послужили тому, что нигилизм смог появиться как понятие и как воплощение негативной гносеологии. Хотя можно говорить о том, что и до этого мир был полон нигилистов, но категории для обозначения их мировоззрения не было. После наступления Нового времени в Европе нигилизм наполнялся новыми смыслами, эволюционировала его проблематика. Итак, дойдя до пика развития нигилизма, мы видим, как именно оформлялась в нем негативная гносеология. В нигилизме содержится утверждение об отсутствии связи между окружающим миром и потусторонним миром трансцендентных ценностей. Можно встретить мнение, что нигилизм отрицает и мир, является очередной разновидностью солипсизма из-за тезиса об иллюзорности и обманчивости внешнего мира. Но иллюзорен мир не потому, что существует как иллюзия в нашем сознании, а потому, что он наполнен нашими иллюзиями. Материальный мир объективен, он существует вне нас и независимо от нас, но он не является абсолютно доступным нашему сознанию в силу того, что само наше сознание налагает на вещи вокруг нас дополнительные смыслы, которыми этот мир не обладает. Именно тут отрицание нигилизма играет основную методологическую роль, ведь только с помощью отрицания этих иллюзий мы можем познать мир, что в терминологии Ф. Ницше обозначено как переоценка ценностей. Именно ценность представляется в нигилизме главным запутывающим фактором, так как ценность чего-то предполагает цель, единство мира, существование для этого мира некоего образца, которых на самом деле не существует объективно, которые являются лишь субъективными аспектами культуры. Например, общественная мораль полагает добро и зло объективно существующими явлениями. С точки зрения нигилизма, они являются конструкциями, которые должны служить более благоприятному общежитию людей, но, которые приобрели метафизический характер, вырвались из подчинения людей, стали главенствовать над ними и, разумеется, ограничивать некоторые аспекты жизнедеятельности, в том числе и познание. Именно отрицание подобных конструкций: морали, Бога, ценностей культуры, - стало главенствующим принципом негативной гносеологии и нигилизма. Нигилизм и негативная гносеология // Ковалевский А. Источник: cyberleninka.ru Комментарии: |
|