Имманентный мир сознания: рефлексия и интенция

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Выкладываю начало статьи, которую пишу для конференции. Есть один нюанс: я в эту статью копировала некоторые свои старые мысли, и из диплома тоже (уж простите за повторения), однако же пыталась превратить диплом в статью, причем добавляла то, что способствует выстраиванию мостика между темой статьи, и темой диплома.

Имманентный мир сознания: рефлексия и интенция

Нельзя не признать, что проблема абсолютной, чистой субъективности – это то, чем, по большому счету, занимается феноменология после проведения ?????. Именно здесь, как я считаю, и можно начинать разговор об интенции и рефлексии. Редукция позволяет нам погрузиться «вглубь кроличьей норы» с неисчерпаемым запасом явлений, которые можно и нужно тематизировать.

После всех моих рассуждений о феноменологии сознания в «сухом остатке» оказываются две силы: рефлексия и интенция. «Понятия рефлексии и интенциональности являются основными понятиями феноменологического учения о сознании», - пишет В. И. Молчанов. Считаю нужным провести демаркационную черту в случае разговора об интенции и интенциональности: интенциональность есть свойство сознания быть направленным на что-либо, в то время как интенция – его акт, трансцендирующий нас из самих себя в мир к внутримирному сущему. Постулирование этой двусторонности позволяет нам проводить дескрипцию сознания, но эти моменты, разумеется, не исчерпывают всех способов проявления сознания. Мы, будучи в рамках сознания, как бы отстраиваем внутри себя мир; сознание позволяет учреждать (конструировать) окрестность и область возможного опыта, и самоконституироваться. По сути интенция и рефлексия есть овременяющиеся способы самопредоставления, бытия сознания.

Интересный пассаж Гуссерля на нашу тему я нашла в новой для себя книге «Феноменология времени», вышедшей совсем недавно, и звучит он так: «Все, что должно иметь возможность являться для Я непосредственно или рефлексивно, должно иметь форму времени, которая является прямо или рефлексивно постигаемой формой и в качестве формы, собственно, является двойственной: формой нерефлексивного и рефлексивного времени, при том, что обе формы “накладываются” одна на другую и конституируются в качестве единственного порядка всего того, что может быть схвачено Я». Здесь очень тонко подмечена двойственность сознания, а именно его рефлексивность, с одной стороны, и, с другой стороны, его непосредственное восприятие вещей как являющихся нам информационных первоисточников (вспомним лозунг феноменологии «к самим вещам!»)

Если бы меня попросили нарисовать сознание на доске так, как я его вижу, я бы сначала продавила мелом точку, затем выпустила из этой точки луч (луч интенционального внимания), а потом внизу затянула бы «петлю» рефлексии. Получилось, что из одной и той же точки происходят эти слои сознания и сознавания: одно обозначение – для интенциональной направленности на мир, другое – для имманентной направленности на самое себя в акте самосознания и самопознания. Эта точка постоянно процессуально встраивается во временную точку Теперь, в настоящий момент времени. В этом моменте, миге настоящего находится «Я» - ядро нашей личности, о чем мы тоже будем упоминать. Так же следует отметить, что из этой точки Теперь можно выудить сеть накладывающихся друг на друга словно снежный ком мгновений восприятия, выглядящих как ретенциональный «хвост кометы».

Я попыталась самостоятельно (конечно, не без влияния любимых мыслителей) определить, что такое сознание, и одно из моих определений звучит так: «Сознание – это темпоральное конститутивное синтетическое поле возможного учреждения смысла». Здесь выражены временность как суть сознания, овременение (темпорализация) как процесс, связанный с конституированием и синтезом, а так же трансцендентальность, надопытность сознания как поля бесконечных возможностей и вариаций. В данном определении я, таким образом, делаю акцент на имманентную временность сознавания-синтеза.

Сознание вообще коррелятивно тому, что можно назвать universum или целостный мир, интенционально-лучеобразно направлено на предмет и «всегда при своем предмете», и также можно сказать, что сознание – многоуровневый способ бытия. Таким образом, отмечаю я, сознание – это целый многоэтажный овременяющийся комплекс синтезов (не просто конгломерат синтезов, а именно глубинно взаимосвязанный комплекс), благодаря которому своеобразно высвечивается являющееся.

Если привязать это к нашей теме, можно отметить далее, что имманентный мир, о котором я рассуждаю, помимо своей двойственности (двунаправленности) временится в этих двух формах самопроявления – рефлексии и интенции. Помимо них, разумеется, в потоке есть эмоции, представления, идеи, и т.д., но мы на них останавливаться не будем. Здесь стоит отметить, что интенция и рефлексия – «столпы», на которых держится сознание. Это те самые «красные нити» сознавания, некие его инварианты. В них вплетаются уже все восприятия и самоанализы, представления и идеи, в общем, все, что содержится в сознании. Мерло-Понти пишет: «Всякое мышление о чем-либо есть в то же время осознание себя». То, что относится к мышлению в данной цитате, легко может повернуться к сознанию; это осознание себя – та Теперь-точка или праимпрессия, являющаяся в то же время настоящим моментом времени, о чем уже было здесь упомянуто.

Таким образом, сознание может существовать без представления, скажем, о близкой к Млечному пути галактике Андромеды, но без интенции и рефлексии сознание не может существовать, как мне думается. А теперь поговорим более подробно об интенции.

Intentio переводится с латыни как «намерение, стремление», а я бы определила так: «Интенция есть направленность на являющееся сущее» (в то время как интенциональность, опять же по моему мнению, – не просто направленность, но фундаментальное свойство сознания, которое позволяет в темпоральном различении-синтезе проникнуть в смысл являющегося). Интенция, таким образом, не равно интенциональности, о чем мы заявляли в самом начале.

Интенции будущего и интенции прошлого есть темпоральная окрестность, и в этой окрестности вещь себя являет, окрестность как бы способствует проявлению являющегося.

В «Феноменологии внутреннего сознания времени» сказано, что поток сознания конституирует свое собственное единство . Как это понять? Ретенция, как оказалось, не просто есть сознание только что прошедшего, первичная память, направленная на объект, но имеет двойную интенциональность: направленность сознания – это направленность не только на объект, но и рефлективно на сам поток и его единство.

Многообразные содержания созерцания, если говорить кантовским языком, конституируются (если говорить гуссерлевским языком) в живом непрерывном потоке сознания-времени, при этом остается самотождественный субъект, открывающийся в каждом Теперь, бесконечно уходящим все дальше в прошлое.

Теперь перейдем к рефлексии. О временном мы можем составить представление в рефлексии, которая открывает нам то, что есть два вида времени: объективное и имманентное (последнее является также феноменологическим временем). Объективное время не относится к нашему кругу исследований, ведь мы подвергаем все «объективное» редукции. Также оно не дается феноменологически, как пишет Гуссерль. Объективное время, таким образом, трансцендентно, ощущаемое время — имманентно. Этот способ бытия-в-имманентности есть о-временение самого о-сознавания.

Благодаря рефлексии мы, в целом, видим континуум времени — континуум, фазы которого суть непрерывности модусов протекания различных временных точек длительности объекта. Объект мы рефлективно ухватываем как поворачивающийся то одним, то другим боком, виденный то в одном, то в другом ракурсе, и эти ракурсы наслаиваются друг на друга. Поток — это совокупность таких наслоений, континуум — это совокупность сознавания и временения в отношении объекта. Но если рассуждать в целом, что такое рефлексия? Это саморазглядывание как «закругляющаяся» интенция.

Рефлексия открывает нам поток сознания, распадающийся на множество потоков, имеющих единообразие. Течет вся множественность сразу, и эта множественность выстраивается в континууме времени. По своей сути сознание тождественно самому себе, и в нем не может присутствовать что-то, не входящее в поток. Поток принадлежит субъекту, субъект принадлежит потоку.

***

Вот такие наработки. Продолжение следует... В Ульяновск я точно поеду, записалась на очное участие. Пожелайте удачи! ?

Комментарии: