Страх смерти и субъективная реальность

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


На примере… Кирику и Колдунья, я, сквозь призму аналитической психологии, рассмотрел внутренний мир травмированной психики и те противоречия, с которыми она сталкивается. С одной стороны, это желание жить, с другой — неспособность принять невыносимое переживание и жизнь в неидеальном жестоком мире.

Диссоциативные механизмы защиты являются одними из наиболее жёстких и ведущих к дисфункциональному поведению, они – последняя линия обороны для личностного духа, невинности, идентичности, притязаний на волю и удовлетворение потребностей; эти механизмы порой даже готовы убить физическое Я, чтобы сохранить Я символическое. Но есть и другие механизмы защиты, более мягкие и наоборот обеспечивающие человеку нормальное функционирование.

Примером такого механизма, встречающегося ежедневно и повсеместно у людей, не страдающих ярко выраженными психическими расстройствами, можно назвать феномен когнитивных искажений.

Когнитивные искажения это систематические отклонения от рациональности при обработке информации, отклонения от логики, вызванные моральными, эмоциональными, социальными причинами или же просто физической ограниченностью мозга. Точно так же как психически травмированный человек, уходя в эскапизм и фантазии, формирует свой мифологический мир, в котором живёт его Я, человек психически здоровый, сталкивающийся с информацией которую ему трудно переварить или восприятие которой происходит сквозь призму морали, эмоций и социальных установок, формирует свою собственную субъективную реальность.

Конечно состояние человека пребывающего во внутреннем галлюцинировании и состояние человека который слегка пренебрёг логикой при формировании картины реальности не равнозначны по степени (дис)функциональности, но обоих этих людей объединяет одно – их картина мира иррациональна. Иррациональна, но, тем не менее, имеет прагматичные функции. Так фантазия, являющаяся отрицанием реальности, защищает Я психически травмированного человека от невыносимого переживания, а некоторые когнитивные искажения делают точно то же самое, только в ситуации, не требующей столь критического отрицания.

Мистифицирующая функция когнитивных искажений особенно заметна на примере таких искажений как:

· Феномен справедливого мира - вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются. В крайних формах приводит к обвинению жертвы - вменению человеку, ставшему жертвой преступления или несчастного случая, вины за произошедшее.

· Систематическая ошибка выжившего - формирование неправильных выводов из-за того, что в статистику попадают только “выжившие” и не попадают “погибшие”.

· Иллюзия контроля - тенденция людей верить, что они могут повлиять на события, на которые они на самом деле повлиять не могут.

· Отклонение в сторону позитивного исхода – предпочтение в сторону благоприятных прогнозов и интерпретаций и избегание нежелательных.

· Фундаментальная ошибка атрибуции - склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.

· Эгоистичное/своекорыстное искажение - тенденция брать больше ответственности за свои успехи, чем за неудачи.

[БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3920]

И так далее. Список очень длинный, но основная суть понятна, когнитивные искажения восстанавливают доверие к реальности там, где человек столкнулся с неприятной информацией, способствуют сохранению целостной картины мира, а так же защищают самооценку человека, позволяя интерпретировать происходящее в свою пользу. Причём те или иные когнитивные искажения свойственны всем, даже людям с развитым критическим мышлением.

Так, например, в научной среде новые гипотезы и открытия, ставящие под сомнение и идущие вразрез с устоявшимися общепринятыми теориями, сталкиваются с неприятием и отрицанием и тоже рассматриваются людьми через призму когнитивных искажений:

· Предубеждение - тенденция оценивать логическую силу аргументов на основе нашей веры в них и совпадении выводов из этих аргументов с нашими ценностями.

· Подтверждающее искажение – склонность выборочно искать информацию и интерпретировать её, в пользу подтверждения наших убеждении, а так же избегание информации, идущей вразрез с нашими убеждениями.

Особенно это актуально для гуманитарных наук, где невозможно провести точный, эмпирический, фальсифицируемый эксперимент, а статистическая выборка, интерпретация, и выводы сильно зависят от личной ангажированности исследователя, в результате чего полученные знания больше подвержены разного рода искажениям. Гуманитарная наука вообще идёт рука об руку с идеологией, но даже прикладное использование знаний, полученных с помощью естественных наук, так или иначе, сопряжено с идеологией, однако это уже немного другая тема.

Почему же наш мозг столь старательно и упорно стремится ввести себя в заблуждение, почему столь ловко избегает или отрицает реальность?

Отвечая на этот вопрос, культурный антрополог Эрнест Беккер, в своей книге “Отрицание смерти” и в других своих работах, выдвигает гипотезу о том, что в основе человеческой жизни лежит иррациональное противоречие, своего рода изначальная универсальная психотравма, невыносимое переживание, вызванное одновременным существованием мощного инстинкта самосохранения и осознания собственного существования и его конечности, неизбежности смерти.

[СТРАХ ЖИЗНИ И СТРАХ СМЕРТИhttps://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_250
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТhttps://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_402]

Его взгляд на культуру заключается в том, что она является сложным и многогранным защитным механизмом, эмоциональным и интеллектуальным ответом на инстинкт самосохранения. Человек неспособен холодно и рационально принять тривиальную физиологическую реальность своей жизни и смерти и тратит огромное количество усилий на поддержание иллюзий, табуируя и мистифицируя аспекты жизни, которые, — напоминая о смерти и возвращая к этому противоречию, — порождают экзистенциальный ужас.

[ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ЕСЛИ У ВАС УМЕР БОГ — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_386
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ: ТРИ РЕГРЕССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПСИХИКИ — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_291
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: НЕВРОЗ ИЛИ МУЖЕСТВО ПРИЯТИЯ НЕГАТИВНОГО?- https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3793/all
ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В СОВРЕМЕННОМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ — https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3939%2Fall]

Культура позволяет снять это противоречие через символическое бессмертие, через возможность для отождествления себя с чем-то большим, неким героическим идеалом или идеей, более долговечной и продолжительной чем отдельно взятая человеческая жизнь, а так же через придание символического значения тривиальным физическим и биологическим процессам. Беккер называет это "Проектом бессмертия".

[ВЗГЛЯД ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО)https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3888%2Fall]

Психические же заболевания, такие как депрессия или шизофрения, с такой точки зрения выглядят как следствие возникновения угрозы этому проекту. Депрессия - осознание невозможности реализовать проект бессмертия, неспособность соответствовать идеалу этого проекта или разочарование в этих идеалах. Шизофрения - одержимость личным проектом бессмертия и отрицание реальности угрожающей этому проекту.

Интересен и взгляд автора на творчество и креативность. Подобно тому как аналитическая психология разграничивает фантазию, как бесплотное внутреннее мифотворчество и воображение, как мифотворчество находящее отражение во внешней деятельности, Беккер говорит о том, что стремления шизофреника и креативного артистичного человека похожи - они оба стремятся отрицать физическую реальность и навязанные культурные проекты, но стремления эти реализуются по разному. Шизофреник уходит во внутреннее фантазирование, а художник обладает достаточными ресурсами, волей и талантами чтобы выразить вовне свой внутренний мир.

Осознанию собственной смертности сопутствует и другая проблема – невозможность предсказать или контролировать каким-либо образом условия своей смерти. В такой ситуации, когда смерть может поджидать за любым углом, прийти в любое время, инстинкт самосохранения может повергнуть в ужас и оцепенение. Для того чтобы с этим справится и вернуть доверие к жизни, человек занимается мифотворчеством, персонифицирует разрушительные силы природы, смерть, болезни, насилие. Наделяет их не только неким символическим смыслом, но волей и рассудком, давая таким образом через различные ритуалы, магические практики и молитвы, возможность договориться с внешними силами, создавая иллюзию контроля.

[ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И АКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ: ОПАСНОСТЬ БИБЛЕЙСКОГО МИФА (ЮНГИАНСКАЯ АНАЛИТИКА)https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3856%2Fall]

Список табуированных и мистифицированных тем, а так же героических архетипов, встречающихся в различных культурах, достаточно универсален, тут можно вспомнить и “Золотую Ветвь” Джеймса Джорджа Фрэзера – сравнительный анализ мифологических и религиозных сюжетов; и “Героя с тысячью лицами” Джозефа Джона Кэмпбелла – рассуждения о мономифе, об универсальности мифологем описывающих путь становления героя в различных культурах.

[ПСИХОАНАЛИЗ "ТЕМНОГО ВЛАСТЕЛИНА" (злодеи в кино и в жизни: аналитика "Тёмной Стороны Силы") https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3908%2Fall]

Почему у человека разумного настолько развито абстрактное мышление, как происходил процесс осознания человеком своего существования и своей смертности, как зарождались первые мифы, символы, художественные образы и вообще, откуда взялся язык – вопросы совершенно нетривиальные для антропологии и лингвистики, на эти вопросы нет готовых ответов, так что можно лишь строить гипотезы и спекулировать. Архаичные формы мышления, наблюдаемые у людей с тяжёлой психической травмой и архетипические фигуры психологической защиты, терзающие их психику подобно демонам и хтоническим чудовищам, намекают о том, что процесс этот был вероятнее всего очень болезненным.

На основании авраамических и индуистских религий можно проследить некую эволюцию образа бога/богов - чем древнее и архаичнее миф, тем в более жестоком обличии выступает божество. В практике же аналитической психологии – чем тяжелее психотравма, тем чаще психика обращается к карающей и преследующей нуминозной фигуре, внушающей священный ужас и трепет и лишь в процессе терапии происходит возможность трансформации этой нуминозной фигуры в нечто дарующее надежду, спасение, искупление.

[ЯХВЕ НА ПРИЁМЕ... У ПСИХИАТРА - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3333/all
БОГ КАК ОБЕЗЬЯНА ЧЕЛОВЕКАhttps://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3861%2Fall]

Хотя есть представления, например у Эриха Фромма в книге "Анатомия человеческой деструктивности", о том что чем ближе человек был к природе, чем естественней и экологичней было его существование, чем фундаментальнее, сакральнее и убедительнее были его иллюзии, чем устойчивее была его культура, тем проще было психике справляться с невыносимыми переживаниями.

В контексте данных теорий, можно понимать библейский сюжет о вкушении запретного плода с древа познания и изгнании Адама и Евы из Эдема, как метафору развития у человека абстрактного мышления, осознания собственного существования и смертности и последующую невозможность больше гармонично существовать в природе. Действительно, наказание за развитие мозга и познание - смерть; постоянные мысли, ощущения, знания о своей смерти и невозможность прикрыть это знание какой-либо мистификацией.

[БИКАМЕРАЛЬНЫЙ КРАХ В ЭДЕМСКОМ САДУ - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3713/all СОЗНАНИЕ И ГОЛОСА РАЗУМА - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3712/all КОГДА АНГЕЛЫ СМОЛКЛИ - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3693/all КОГДА БОГИ УМОЛКЛИhttps://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3669/all]

Аналитическая и социальная психология, культурная антропология - это очень интересные области познания, изобилующие проникновенными инсайтами и интересными ракурсами на человеческую природу. Однако они подвергаются серьёзной критике за свою пространность и спекулятивность…

Относясь к своей работе самокритично, Фрэзер писал: «Такие книги, как моя, просто предположение, рано или поздно будут заменены (чем раньше, тем лучше для истины) лучшей индукцией, основанной на более полном знании».


Источник: m.vk.com

Комментарии: