Продолжаем цикл «Когнитивные ошибки» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-11-15 14:00 «Проклятие знания» – неспособность более информированных людей рассмотреть проблему или явление с точки зрения менее информированных людей. Если ты что-то хорошо знаешь, ты совершенно не в состоянии понять, почему другие люди ничего не понимают и «тупят». Пример: в 1990 году выпускница Стэнфордского университета Элизабет Ньютон провела эксперимент. Участникам называли популярную песню и просили выстукивать ее по столу перед слушателями. Перед «концертом» исследователи спрашивали «музыкантов», сколько людей угадает песню. Все участники переоценили число угадавших (в среднем указывали 50 %, хотя в реальности отгадали лишь 2,5 %). И очень удивлялись, почему такую известную песню никто не угадывает. Вспомните: не так ли вы себя чувствуете, когда играете в «крокодила», или «корову», или «шарады» – когда надо без слов показывать слова или предложения? Вы уже и так показали, и эдак, а «эти странные люди» выкрикивают вместо «гравитации» «кенгуру» и веселятся. А эти занятия с ребенком, когда готовишь его к школе? Ты восемь раз уже объяснил эту элементарную вещь, а дитя – ни в какую. Как об стенку горох. Собственно, все это и есть «проклятие знания» в действии. Опасность: наиболее неприятно проявление этого когнитивного искажения, конечно же, в обучении. Касается не только школ и вузов, где преподаватели иной раз выступают в роли персонажа старого анекдота, где «сам уже понял, а они все не понимают». Заставляя учащихся зубрить без понимания или не пытаясь объяснить что-то различными способами с примерами, они не только ничему не учат, они еще и отбивают интуитивное стремление человека к критическому мышлению. Но с аналогичной ситуацией мы встречаемся и на рабочих местах, где старший сотрудник не может грамотно ставить задачи младшим, руководство не может делегировать, увольняющийся персонал не может передавать дела и т. п. И та же история происходит в межличностном общении, когда люди ссорятся из-за очевидных для одного и не очевидных для другого вещей. Вывод: всякий раз, когда в голове у вас проносится мысль «это же элементарно», «и козе понятно», «само собой разумеется», берите паузу и вспоминайте: если вы что-то знаете и понимаете, совсем не обязательно, что это же знают и понимают окружающие вас люди. Вы не родились с таблицей умножения в голове. Вы тоже ее когда-то учили. Ваши навыки и компетенции могут быть не освоены в той же мере вашими коллегами. Ваше представление о жизни всерьез различается с мировоззрениями знакомых и даже самых близких людей. Комментарии: |
|