Музыка оказалась культурно универсальной |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-11-23 12:05 Американские ученые выяснили, что у разных народов определенные песни схожи между собой по трем основным параметрам (формальности, религиозности и тому, вызывают ли они какие-то эмоции), которые, в свою очередь, зависят от объективных характеристик звучания — например, высоты звука и темпа мелодии. Для этого они собрали и проанализировали данные о колыбельных, целительных, танцевальных и любовных песнях 86 различных культур. В музыке как в языке, поэтому, есть универсальная структура, единая для разных культур, пишут исследователи в журнале Science. В зависимости от культуры музыка может звучать по-разному. Во многом это, разумеется, зависит от инструментов, которые в культуре используются и распространены, а также их контекста — то есть того, для чего песня записана и исполняется: это могут быть, например, военные, колыбельные или погребальные песни. При этом, в зависимости от контекста, в музыке все же можно проследить некоторую схожесть мотивов: например, колыбельные песни должны быть успокаивающими, не очень громкими и легкими — иначе свою задачу они не выполнят. Такая схожесть вполне объяснима: в первую очередь музыка призвана вызывать определенные эмоции. Эмоции, в свою очередь, пусть и проявляются по-разному в зависимости от культуры, все же очень схожи в своей психической основе. Из-за этого можно сделать предположение, что музыка — культурно универсальна (хотя бы по некоторым ее аспектам), но эта идея, пусть и неоднократно высказанная, до сих пор эмпирически не проверена. Исправить это решили ученые под руководством Сэмюэла Мера (Samuel Mehr) из Гарвардского университета. Они проанализировали этнографический корпус с документами, описывающими жизнь представителей 315 культур и обнаружили, что слова вроде «музыка» и «петь» есть, по-видимому, у каждой культуры, что означает, что музыка существует во всех обществах (по крайней мере, в значимой их части). Далее ученые собрали два датасета в рамках своего проекта Natural History of Songs. Первый датасет — это дискография, состоящая из 118 песен авторства 86 культур, проживающих в 30 разных географических регионах: ученые сосредоточились на танцевальных, целительных и колыбельных песнях, а также песнях о любви. Для каждой композиции была доступна информация о физических параметрах звука и особенностях строения (например, высота звука и основные используемые интервалы), а также оценка мелодии, данная профессиональным музыкантом и несколькими слушателями. Второй датасет — это большой этнографический корпус, содержащий информацию о музыке 60 культур 30 разных географических регионов. В корпусе содержатся более пяти тысяч аннотированных антропологических и этномузыкологических текстов о музыке, из которых две тысячи — переведенные на английский тексты песен, а остальное — описание исполнения песен и ее анализ. С помощью метода главных компонент информацию и каждой песне разбили по нескольким параметрам, из которых тремя самыми значимыми (вместе они объясняют 26,6 процента различий в композициях) оказались способность к пробуждению в слушателе эмоций, религиозность и формальность. По этим трем параметрам можно было охарактеризовать все упомянутые в корпусе композиции каждой культуры, распределив их в трехмерном пространстве. Интересно так же, что слушатели, которые давали оценки песням, хорошо угадывали, в каком контексте она исполняется — что также указывает на то, что музыка универсальна и в первую очередь, скорее всего, универсальна эмоциональной составляющей. В свою очередь, объективные характеристики звучания (высота звука и темп) также предсказывают контекст, в котором музыка исполняется (то есть выбранные для анализа группы мелодий). По-видимому, универсальность музыка как языка в действительности объясняется оказываемым ею психологическим эффектом, а точнее — восприятием звука и тем, какую эмоцию выбранные для него параметры должны вызывать. Собранные датасеты находятся в открытом доступе на официальном сайте проекта. Также оба датасета доступны в форме интерактивных графиков, на которых собранную музыку даже можно послушать. Кроме того, также можно пройти тест на определение контекста использованной в работе музыки (он доступен тут). Культурно-обусловленными в музыке могут быть не только использования определенных инструментов и мелодий, но и более фундаментальные понятия — например, октава. Недавно ученые выяснили, что индейцы цимане, проживающие в Боливии, не могут повторить музыкальный интервал в одну октаву, хотя разницу между звуками разной высоты хорошо чувствуют. Елизавета Ивтушок Источник: nplus1.ru Комментарии: |
|