Культурное нейроразнообразие |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-11-05 12:00 Пациент, 20-летний мужчина, был заметно обеспокоен и взволнован. Он уверял, что под кожей у него ползают насекомые. Это было похоже на шизофрению, но студентка-медик, проводившая первичный осмотр, решила обратиться к своему куратору — клиническому психологу и профессору Университета Аргоси в Вирджинии доктору Брайану Шарплессу. — Он случайно не нигериец? — поинтересовался Шарплесс. — Да! Как вы узнали? — Это не шизофрения — это оде ори, — ответил Шарплесс. — У него паническая атака. В культуре нигерийских народов йоруба оде ори — проявление острого стресса. Человеку кажется, что у него в голове и под кожей ползают насекомые, в ушах поднимается шум, учащается сердцебиение. Эти ощущения одновременно и выражают, и сопровождают тревогу. Это состояние лечится далеко не так, как шизофрения. «Врач мог бы по ошибке диагностировать психическое расстройство — на Западе подобные симптомы связывают с шизофренией, — говорит Шарплесс, который в 2017 году выпустил книгу о редких психических недугах. — Честно говоря, я и сам узнал об этом синдроме всего несколько месяцев назад». «Cиндром дикаря» Культура формирует нас и нашу личность, поэтому неудивительно, что она влияет и на то, как проявляются эмоции, стресс и психические расстройства. Это вносит полную неразбериху в современную психологию и психотерапию, как бы ни старались специалисты разложить все болезни по полочкам. С момента своего появления психология и психиатрия стремились стандартизировать диагностику и лечение психических расстройств, чтобы внести хоть какую-то определенность в кажущуюся хаосом область. Но все чаще практикующие врачи говорят о минусах стандартизации. Для эффективного ухода за пациентами требуется нечто более широкое и гибкое — такие модели оказания медицинской помощи, которые учитывали бы особенности сотен различных культур. А если принять во внимание то, что каждый отдельный пациент воспринимает культуру по-своему, речь идет о суперперсонализированной психиатрической помощи. В конце 1800-х и начале 1900-х ученые описывали недуги, которые психологи вскоре назвали «культурно обусловленными психозами и синдромами» — то есть такими расстройствами, которые встречаются только у людей, принадлежащих к определенной культуре. Так, в 1894 году исследователь Арктики Жозефина Пири впервые описала пиблокто, или арктическую истерию. От нее страдали женщины народа инуитов, работавшие на Пири и ее супруга во время экспедиции. После недолгого угрюмого молчания женщины ни с того ни с сего начинали кричать и рыдать, срывали с себя одежду и выбегали в морозную темноту. Арктическая истерия может длиться часами, пока человек не рухнет без сил, впадая в глубокий сон; после того как он приходит в себя, он ничего не помнит о своем помешательстве и быстро идет на поправку. В течение XX века психологи и психиатры, занимавшиеся изучением пиблокто, приходили к разным выводам. Одни опирались на расистскую и колониальную оптику и заключили, что женщины и мужчины, испытывавшие пиблокто, были умственно неполноценными, поскольку принадлежали к культуре, которая воспитала их как дикарей. Это объясняло, почему пиблокто не затрагивало людей с Запада (кроме нескольких случаев, когда европейские моряки, окруженные льдами, вели себя схожим образом). Позже другие исследователи предположили, что этого расстройства не существовало до контакта инуитов с американцами и европейцами. Они рассматривали пиблокто как своеобразное психосоциальное проявление культурных страхов, стрессов и тревог в результате столкновения цивилизаций. Еще одна группа ученых предположила, что причиной всему избыток витамина А, приводящий людей в бешенство, или недостаток кальция. Сегодня в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (настольной книге американских специалистов по психическому здоровью) указано, что пиблокто — это культурно-специфическое диссоциативное расстройство, выраженное в непроизвольном возникновении истерических реакций, которое встречается в различных культурах. По мнению Американской психиатрической ассоциации, это переход от «просто списка культурно-специфических синдромов» к «культурным концепциям расстройств». Новые формулировки отражают профессиональное осознание того, как принадлежность к той или иной культуре влияет на проявление психических расстройств — например, симптомы депрессии в одной культуре отличаются от ее проявлений в другой. Новый подход также показывает, как врачи стараются пресечь экзотизацию проявлений расстройств в разных культурах, и призывает к межкультурному диалогу на языке сострадания. «Сейчас психологи лучше осознают влияние культуры, мы ушли далеко вперед от того, что было в практике в 1980-х, — говорит Шарплесс. — Но такие категории очень трудно измерить и оценить. Мы делаем шаги в этом направлении, но все еще многого не понимаем». «Откуда нам знать, что мы чувствуем?» Культура и социальная среда могут формировать и даже предвосхищать типичные психические расстройства и состояния, такие как депрессия и тревожность. Но зависят ли от культуры фундаментальные механизмы психики? Доктор психологии из Джорджтаунского университета Юлия Ченцова-Даттон, изучающая культурно-специфические проявления психических расстройств, отмечает: в большинстве исследований принимают участие белые люди, а дизайн исследований предполагает, что все испытуемые одинаковы. Но даже внимательный исследователь может ошибаться. Ченцова-Даттон рассказывает, как проводила анкетирование среди жителей Ганы. В анкете были вопросы о том, как люди чувствуют себя в течение дня. Исследовательница заметила, что заполнение анкеты, на которую у американца ушло бы несколько минут, занимало у ганцев более получаса. Она поинтересовалась почему. Они ответили: «Откуда нам знать, что мы чувствуем?» В западной культуре люди подготовлены к таким вопросам: у нас есть названия для разных эмоциональных состояний, и мы с детства учимся их применять. Но такая ситуация наблюдается не везде, и уж точно не в Гане. «Эта способность не присуща с рождения… Если вы начинаете локальное исследование, ничего не зная о местной культуре, если вы не умеете слушать и тщательно проверять факты, ошибиться очень легко». В конце концов при участии ганских коллег Ченцова-Даттон кардинально изменила дизайн своего исследования. Даже попытки определить явное расстройство именно как расстройство сталкиваются с проблемой: то, что выглядит как болезнь в одной культуре, в другой может считаться «одержимостью» или «даром общения с высшими сферами». В крупном исследовании 2015 года антрополог из Стэнфорда Таня Лурманн и ее коллеги сравнили восприятие людьми с шизофренией из США, Ганы и Индии своих слуховых галлюцинаций. Американцы по большей части воспринимали голоса как вторжение извне, нарушение своей ментальной неприкосновенности, в то время как у ганцев и индийцев складывались с голосами позитивные отношения: индийцы описывали игривые и дружелюбные голоса, ганцы слышали Бога. По мнению исследователей, полученные данные говорят о том, что «повседневные, социально ориентированные ожидания меняют не только то, как интерпретируется услышанное, но и то, что на самом деле слышат пациенты». Такого рода исследования вносят огромный вклад в лечение шизофрении. Например, было заключено, что в развивающихся странах шизофрения поддается лечению лучше, нежели в развитых: доброжелательность голосов в голове позволяет выбрать более мягкий курс лечения и дает надежду на быстрый эффект. По данным бюллетеня Американской психиатрической ассоциации за 2017 год, «бремя психических расстройств непропорционально выше для расовых/этнических меньшинств» (там также говорится, что люди из групп расовых/этнических меньшинств реже получают психиатрическую помощь). В бюллетене перечислены семь барьеров на пути к достойной охране психического здоровья; четыре из них связаны с культурой:
Все это, как предположила Психиатрическая ассоциация, ухудшает диагностику психических заболеваний у представителей расовых или этнических меньшинств. Стандарты болезней, стандарты культур Стандартизация болезней подразумевает, что два разных врача, осмотрев одного и того же пациента, должны поставить один и тот же диагноз. Существуют биологические механизмы, которые не зависят от культурных особенностей, гендера или этнической принадлежности. Но ни одна болезнь не поддается строгой стандартизации — даже малярия или туберкулез, говорит профессор клинической психиатрии в Колледже врачей и хирургов Колумбийского университета и бывший президент Всемирной ассоциации культурно-специфической психиатрии доктор Роберто Льюис-Фернандес: «Инфекционные заболевания и те не следуют стандартам — что уж говорить о болезнях, связанных с личным опытом». Попытка разложить психические расстройства по аккуратным коробкам оставляет слишком мало места для культурных, социальных и даже индивидуальных различий. Эта теснота становится все невыносимее по мере того, как культуры сталкиваются, смешиваются и меняются. Например, по данным исследовательского центра Pew Research, к 2065 году в Америке не останется ни одного расового или этнического большинства. Для психиатров и психологов происхождение пациента и его принадлежность к той или иной культуре должны стать частью анамнеза. Например, в монреальском Jewish General Hospital при участии подразделения социальной и транскультурной психиатрии Университета Макгилла организована Служба культурологического консультирования под руководством доктора Эндрю Райдера, которая помогает описать состояние пациента с привлечением антропологов, культурологов и других культурных посредников. Все это помогает лечащему врачу выстроить курс лечения. Итак, врачи осознают влияние культуры на себя и своих пациентов — теперь все упирается в обучение. В психиатрии пока доминирует подход «поваренной книги», где есть главы о разных группах и все, кто принадлежит к одной группе, как бы приведены к общему знаменателю. От этого больше вреда, чем пользы, сетует Ченцова-Даттон. Но самое серьезное искажение — уверенность в том, что человек похож на нас, если у нас одинаковый цвет кожи, или мы говорим на одном языке, или происходим из одного региона. «Это понятно: для объяснения мира мы пользуемся теми категориями, которые у нас есть, — объясняет Шарплесс. — Но не у всех эти категории одинаковы». С 1990-х годов термин «культура» ушел от исключительно этнических, религиозных и национальных коннотаций к более широкому толкованию, которое теперь включает такие аспекты, как классовая принадлежность, гендер, сексуальная ориентация, возраст, профессия, регион, социальная группа, уровень образования и даже уровень знакомства с современными технологиями. По словам доктора Льюиса-Фернандеса, культура — это то, как человек осознает свой опыт, и то, как этот опыт связан с принадлежностью к тем или иным социальным группам. «Контекстуальный подход — вот что следует внедрять в клиническую практику, а не навешивание ярлыков», — считает доктор Райдер. Сам он, обучая коллег, постоянно использует термин «информированное любопытство», имея в виду, что врач должен постоянно изучать новое даже в тех сферах, в которых считает себя специалистом. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|