Как психотерапия меняет ваш мозг? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-11-28 02:41 Казалось бы, процесс психотерапии не представляет собой ничего особенного – вы просто рассказываете терапевту о себе, он понимающе кивает или что-то говорит в ответ. Однако на самом деле, в этот момент, в мозге происходят заметные изменения: активизируется префронтальная кора, усиливается метаболизм глюкозы, увеличивается концентрация нейромедиаторов в кровотоке – в конечном итоге, старые нейронные связи перестраиваются, создаются новые, и постепенно вы становитесь другим человеком. В самом хорошем смысле этого слова. Звучит сложновато? Сейчас объясним. Представьте себе ситуацию: ребенок растет с критикующей мамой. Критика вызывает у него страх отвержения – и мозг бьет тревогу: миллионы нейронов активируются сцепляются друг с другом в определенной последовательности, которая на химической уровне отражает эмоциональное состояние ребенка. По мере дальнейшего столкновения с материнской критикой, эта нейронная связь становится все прочнее и впоследствии приводит к тому, что мы получаем взрослого человека, который ожидает критики буквально отовсюду. Эти же ожидания человек проецирует и на психотерапевта – однако с удивлением обнаруживает, что тот совершенно не хочет его критиковать. Например, человек опаздывает на сессию и заходит в кабинет, будучи уверенным в том, что столкнется с негативной реакцией – однако терапевт реагирует мягко и спокойно. И вот всякий раз, когда ожидания клиента расходятся с реакцией терапевта, тот получает новый опыт – и его нейронные связи начинают перестраиваться. Отношения с терапевтом вообще создают благоприятную для развития и обучения среду, которая напоминает период ранней привязанности матери и ребенка. Зеркальные нейроны клиента считывают эмоции, поведение и способ мышления психотерапевта и воспроизводят их в своем собственном мозге. Так клиент получает позитивный опыт отношений с другим человеком, в ходе которого он учится иначе мыслить и реагировать на свои собственные чувства и желания. Кроме того. Новые нейронные связи генерируются в разных областях мозга, но особенно в тех, что участвуют в процессе обучения и мышления – гиппокампе, амигдале, префронтальной коре. Эти же части в первую очередь страдают в результате психических травм и расстройств. Нейронные связи, отвечающие за поведение, эмоции и мышление разъединяются, часть из них вообще блокируется, и возникает то, что называется диссоциацией. Поэтому тем, кто пережил, например потерю близких, катастрофу или детскую травму, сложно выразить боль словами или вспомнить то, что происходило. Эти негативные воспоминания запираются в отделе имплицитной памяти, другими словами, в бессознательном – так мозг защищает сознание от страха и тревоги и возвращает себе контроль над ситуацией. Во время психотерапии, формируются новые нейронные связи: вытесненные воспоминания связываются с чувствами и доходят до осознания – в этот момент мы испытываем чувство облегчения. Допустим, человек постоянно испытывает тревогу. При этом он практически ничего не помнит о своем детстве. В ходе работы с психотерапевтом он вспоминает о том, что, будучи ребенком, часто и надолго разлучался с матерью – таким образом, вытесненные воспоминания связываются с чувствами и доходят до осознания. Со временем тревожные состояния уходят, и человек чувствует себя гораздо увереннее. Чтобы новые нейронные связи закрепились, их нужно воспроизводить заново, иначе по умолчанию будет срабатывать старый шаблон. Поэтому терапия длится долго: нейронные связи закрепляются в течение нескольких недель и месяцев. Формировать и восстанавливать нейронные связи помогает язык. Он объединяет в сознании память, знания, эмоции, чувства и поведение. Проговаривая свои мысли и чувства, мы лучше их осознаем и не скатываемся до разрушительных действий. Когда мы переводим чувства в слова, мы фактически переводим язык правого полушария на язык левого. Правое полушарие сродни бессознательному Фрейда, в котором варятся эмоциональные, сенсорные, двигательные, довербальные переживания. Левое полушарие – центр логики, речи и мышления. Многие психиатрические расстройства, по мнению ученых, коррелируют с нарушением связи между правым и левым полушариями. В конечном счете, все психотерапевтические методы работают так, что активность разных участков мозга выравнивается. Например, у тех, кто страдал депрессией, после терапии снижается активность префронтальной коры, поскольку они перестают прокручивать в голове тяжелые мысли. У людей с пограничным расстройством показатель серотонина в средней префронтальной области и таламусе восстанавливается до уровня здорового человека. У тревожных клиентов снижается активность амигдалы – области, отвечающей за эмоции, и так далее. Так что в нейробиологическом смысле, психотерапевта действительно можно назвать мозгоправом. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|