Двигается ли вперёд отечественная суперкомпьютерная отрасль?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Около половины вычислительных мощностей России направлено в промышленность, но по индексу цифровизации наша страна заметно отстаёт от мировых лидеров.

В ноябре 2019 года Россия вернула потерянную в июне позицию в Top500 суперкомпьютеров мира. 29-ю строчку в рейтинге занял суперкомпьютерный комплекс (СК) Сбербанка Christofari. Ещё два российскийх суперкомпьютера: «Ломоносов-2» из МГУ и СуперЭВМ главного вычислительного центра Росгидромета заняли 107-е и 465-е место соответственно.
Об итогах 2019 года для суперкомпьютерной отрасли страны и мира рассказал член-корреспондент РАН Сергей Абрамов, директор Института программных систем имени А. К. Айламазяна, в ходе пресс-конференции Восьмого национального суперкомпьютерного форума (НСКФ-2019) в Переславле-Залесском.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

Суперкомпьютером принято считать компьютер с огромным числом процессоров, памятью, усовершенствованной по скорости и объему, и сверхбыстрыми каналами связи между ними. За численный критерий производительности обычно берется количество математических операций в секунду, измеряемое во флопсах (flops).

«Эта валюта быстро девальвируется», – подчеркнул Сергей Абрамов. До 2008 года тысячекратный рост производительности самой мощной системы в мире в единицах количества операций в секунду происходил каждые 11 лет. Несмотря на замедление темпов наращивания производительности, она продолжает увеличиваться. Следующий тысячекратный скачок количества операций в секунду ожидается к 2022-23 году. Граница отнесения вычислительного комплекса к «суперкомпьютеру» вновь изменится. Поэтому нужен более «стабильный» критерий.

Суперкомпьютер – это система, которая вычисляет больше и быстрее, чем все остальные в мире. Поэтому только попадание в рейтинг 500 самых производительных систем в мире даёт компьютеру заветную приставку «супер». Необходимо понимать: не все суперкомпьютеры в списке одинаковы. Разрыв в производительности между лидерами и отстающими позициями Top500 экспоненциальный. Если принять за 100% производительность лучшей системы в мире, то на 2019 год 490 систем из списка в сумме имеют лишь 12% от её производительности. Потому количество суперкомпьютеров той или иной страны в списке не совсем показательно.

Вычислительную мощность страны удобно оценить по доле выполненных ею вычислений среди всех вычислений в мире – Rmax. Каков по величине «кусок» от общего «пирога» вычислений у России? Благодаря приобретению СК Christofari, доля России за год выросла с 0,24% до 0,63%, Для сравнения, показатели ведущих вычислительных держав на конец ноября следующие: Китай – 32,3%, США – 37,1%, Япония – 6,7%, Евросоюз – 17,7%.

Когда мировой «пирог» вычислений разрезан, его необходимо распределить между отраслями внутри страны: наука, оборона и государственные нужды, промышленность. Около половины вычислительных мощностей России направлено в промышленность. Звучит громко, если рассматривать вычисления отдельно от выпускаемой продукции. Если же взять отношение выполненных вычислений к доле ВВП страны в общемировом производстве - именно так определяют индекс цифровизации – то на единицу продукции в России приходится на порядок меньше вычислений, чем в странах-лидерах. Доля ВВП России в мировом производстве продукции относительно стабильна и составляет примерно 1,8%. Отношение доли вычислений ?Rmax к доле производства товаров с июня 2019 до ноября 2019 выросло с 0,13 до 0,35 - это меньше единицы. Если индекс цифровизации меньше единицы, страна выполняет меньше вычислений, чем в среднем по миру. Индекс цифровизации ведущих стран на ноябрь 2019: Китай – 2,18; США – 1,53; Япония – 1,13; Евросоюз – 0,83.

Цифры говорят, пусть о небольшом, но сокращении отставания от лидирующих стран. Но что стоит за цифрами и процентами? СК Christofari был приобретён компанией «Сбербанк». Цифровизация банковской деятельности в России и сейчас, в среднем, выше общемировой. Обслуживание практически полностью перешло в клиентские приложения. Доступ же к ресурсам Christofari для других компаний будет платным.

Зачем нужны промышленные вычисления? Строить, содержать и обслуживать огромные площади суперкомпьютерных вычислительных комплексов непозволительно дорого для большинства даже крупных компаний. В странах-лидерах по объёму произведённых вычислений большую часть расходов, связанных с СК, обычно берёт на себя государство, а доступ компаний к вычислительным мощностям идёт на конкурсной основе. Так промышленность получает доступ к мощному вычислительному инструменту, с помощью которого можно рассчитывать не только свойства самого продукта или услуги, но и прогнозировать будущее выпускаемого продукта на рынке.


Источник: www.nkj.ru

Комментарии: