Смотрим в книгу Марко Магрини "Мозг - инструкция пользователя" - видим что? Во-первых, фигу. Во-вторых, мой отзыв на всю ширину обложки (АСТ превзошли себя).
В-третьих, главу 3 о топографии мозга и в параграфе 3.2.3 читаем:
Будучи одной из важнейших составляющих лимбической системы, гиппокамп насыщен рецепторами кортизола, что делает его уязвимым перед воздействием длительного стресса. Экспериментально доказано, что у людей, страдающих от посттравматического синдрома, доли гиппокампа частично атрофируются.
И про сам кортизол в параграфе 2.2:
Кортизол представляет собой часть сложного механизма реакции на длительное пребывание в состоянии опасности. Его называют иногда "гормоном стресса": если уровень содержания кортизола остается высоким на протяжении длительного времени, страдает гиппокамп, что приводит к ускоренному старению мозга. Кортизол воздействует также на процесс обучения.
Как именно воздействует? Идем по ссылке на 179-ю страницу и в параграфе 7.3. читаем:
Разнос строгого учителя или сдача экзамена вызывают в мозге ученика выброс кортизола, гормона стресса. Страх возбуждает самые примитивные структуры мозга, и они требуют от вышсих структур прекратить процесс обучения, оно мешает спасаться.
В Хельсинки живут учителя, которые любят свою работу. Они умеют сделать процесс обучения увлекательным и интересным, даже не зная ничего о циркуляции дофамина и его способности углублять синаптические связи. Эти преподаватели не стоят столбом на кафедре, а устанавливают контакт с каждым учащимся, что вызывает в мозге производство ацетилхолина, нейромодулятора внимания. Они вносят в свои уроки элементы новизны, побуждая тем самым мозг вырабатывать норадреналин, повышающий внимание и желание познать больше.
Конечно, если ученики переходят некие границы дозволенного, можно прибегнуть и к строгому окрику впрыскивая в мозг маленьких хулиганов небольшую дозу адреналина. Главное - не превращать угрозы во время учебы в привычку, иначе кортизол сведет на нет все результаты зубрежки.
Теперь самое интересное про "врожденных гениев".
Исследования психолога и почетного профессора Стэнфордского университета, Кэрол Дьюки, показывают, что наш мозг становится умнее, когда верит, что может стать умнее. И это правило действует не только в детстве, но и в любом возрасте.
Многие дети уверены, что ум и талант невозможно улучшить (стереотипное мышление). Однако если их убедить в том, что они самом деле обладают "мышлением, ориентированным на творчество", результаты их учебы становятся поразительными.
Это очень важно. То есть улучшаются когнитивные способности в целом, а не так что "я творческий гуманитарий, отстаньте".
И так далее. Конечно, не нужно впадать и в другую крайность. Если нервная система дефектна от рождения, то в ряде случаев имеет смысл вообще не тратить время и усилия педагогов на "инклюзивность" очередного вырожденца. Для поддержания национального генофонда в чистоте и оперативного исправления генетических ошибок природы существуют вполне простые и давно назревшие меры, которые мы здесь не можем озвучить из-за Роскомнадзора.