Эзотеризм и экзотеризм; это разграничение, которое исходит изнутри собственно эзотеризма: учений, заявляющих о своей «экзотеричности», не существует.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-10-13 19:50

Философия ИИ

Эзотеризм и экзотеризм; это разграничение, которое исходит изнутри собственно эзотеризма: учений, заявляющих о своей «экзотеричности», не существует. Весь мир, который не втянут в эзотерические «игры», самими эзотериками помещается в разряд экзотеризма, или горизонта профанности, обыденности, посюсторонности, массовости – независимо от того, осознает ли данный «мир» такое свое пребывание, согласен ли он с ним.

В качестве теоретических положений разные эзотерические школы используют различные учения – например, неоплатонизм, неопифагорейство, гностицизм, герметизм и прочие, порой причудливо перемешивая их друг с другом. Практическая сторона тоже весьма разнится от школы к школе, но в немалом числе случаев она ассоциируется с магией. Магия же есть древнейшая форма религиозности, нацеленная на овладение внешним миром посредством неких незримых сил, находящихся в распоряжении мага. В магии широко действует фактор жесткой заданности причинно-следственных связей.

Эзотерики, используя понятия из области магии, тем не менее не допускают столь большой зависимости от детерминированной картины миры.

Уместно заметить, что не без влияния эзотерических традиций со временем начинает меняться отношение общества к магии. Так, в эпоху Ренессанса усилиями итальянских гуманистов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, а затем и Корнелия Агриппы происходит «обеление» магии в направлении теории познания: «властные» интенции магии отступают на второй план по сравнению с новым ее образом – практики само-, бого- и миропознания.

Эзотеризм – комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками. Мы называем эзотеризм «комплексом» интерпретаций потому, что все множество эзотерических истолкований есть лишь некая неопределенная общая совокупность, а не строгая система. Система – это логичная, рационально объяснимая, завершенная целостность. Интерпретации же реальности в эзотеризме не представляют собой ни элементы, складывающиеся в единую метасистему, ни ступеньки иерархической лестницы «общеэзотерического» знания. Эзотерические интерпретации реальности имеют свою специфику, отличающую их от других подобных интерпретаций.

Претензия эзотерических интерпретаций на тайный характер также имеет свое объяснение. Здесь подразумевается не столько намеренное утаивание от «непосвященных» (что, впрочем, тоже порой бывает), сколько демонстрация особого отношения к действительности. Ведь подлинная тайна не нуждается в специальном укрытии; ее таинственность видна в том, что она как бы явлена всем, но в то же время – только избранным.

Если «непосвященные» экзотерики поймут эзотерическую тайну в лучшем случае как банальную или бесполезную информацию, а в худшем – как вредную и опасную идею, то эзотерики почувствуют в ней слои, сокрытые от яркого, поверхностного освещения и несущие важное знание. Таким образом, в данном случае понятие «тайна» синонимична понятиям «глубина» и «сокровенность»; открытие такого рода тайны не представляет собой ее «расшифровку»: тайна не перестает быть тайной, она превращается в откровение…

Отличие эзотеризма от прочих сфер человеческого знания и деятельности заключается в том, что он обращен к области, которая превосходит пределы эмпирической действительности. Воспринимаемый физический мир интересен эзотерикам лишь в той мере, в какой он является продолжением «другого» мира либо символическим напоминанием о нем.

С. В. Пахомов

Комментарии: