«Это бизнес, построенный из воздуха». Как создать агрегатор на рынке трудоустройства и дойти до 8 мл |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-10-17 22:36 «Это бизнес, построенный из воздуха» Как создать агрегатор на рынке трудоустройства и дойти до 8 млн посещений в месяц Агрегатор вакансий и резюме Trud.com вышел на рынок в 2009 году. В 2018 ежемесячное количество посещений портала составило около 8 млн сеансов. К нему подключено 3 тысячи площадок, проект активен в 35 странах. Хотя Trud.com — один из лидеров среди агрегаторов на российском рынке трудоустройства, историю проекта никто и никогда не рассказывал. Из интервью вы узнаете: — Как всё начиналось; — О методах и сложностях поиска инвесторов; — Как проект пережил кризис 2014 года;— Как Trud выходил за рубеж и какие ошибки допустил в процессе;— Что представляет из себя продукт и как он монетизируется; — Почему Trud не стал внедрять искусственный интеллект;— Кто работает в команде Trud и зачем компании «шеринг ресурсов»;— О трендах на jobs-рынке. Андрей Давыда — Вы стали руководителем Trud в 2015 году. Можете немного рассказать про свой путь и развитие компании? — Я разделяю проекты на два вида: у которых есть основатель — конкретный человек, и корпоративные, такие как наш. У нас нет фаундера, который ведёт проект и вложил в него душу. Я уже четвёртый руководитель за время существования Trud. — Тяжело бы переходить на такую должность? У вас ведь, получается, раньше не было управленческого опыта. Это отличная школа жизни, — Я очень переживал, потому что никогда в такой роли не работал. Но в итоге понял, что инвестор сделал правильный выбор, а я правильно согласился. Потому что мировоззрение очень меняется. Одно дело, когда ты наёмный сотрудник и отвечаешь за отдельный фронт работ. Другое — когда смотришь масштабно, учишься быть бизнесменом. В нашей отрасли, да и вообще в любом бизнесе, у управленца один выход — стать предпринимателем и смотреть на все глазами собственника и инвестора. Брать ответственность, принимать решения, отвечать за последствия, рисковать, продумывать, планировать. — До начала нашего интервью вы упомянули, что у Trud была некая предыстория. О чём речь? — В нулевых годах в странах СНГ начали массово создаваться IT-компании, которые копировали западные бизнес-модели. Появилась Maxima Group, которая занималась продуктовыми проектами. Они смотрели на тренды и создали целый ряд порталов. — Как раз тогда решили делать агрегатор? — Да. В это время уже появлялись первые агрегаторы. В Америке до сих пор есть Indeed, который хотел повторить успех Google в узкой нише. На рынке СНГ тоже начали делать подобные проекты, копировать бизнес-модели. Сначала Maxima Group хотела купить уже готовый стартап, чтобы запуститься быстро. Однако в процессе переговоров была поставлена непомерная цена, и чтобы окупить эти инвестиции, понадобилось бы не менее 5 лет — а это слишком рискованно. Решили делать всё своими силами. За 3 месяца был создан MVP. Компания закупила трафик с поисковых систем, чтобы можно было найти первых клиентов и возместить часть расходов за счёт его перепродажи. Ими стали порталы, которые согласились на небольшие объёмы трафика в надежде на то, что затем его станет больше. Со временем был создан SEO-unit, благодаря которому SEO-трафик вырос до запланированных объёмов. В результате проект смог выйти на окупаемость в течение года. — Получается, инвестор появился в 2013 году? — Да, в 2013 году уже вели переговоры, а в 2014 году инвестор купил 50% акций сразу всех агрегаторов Maxima Group, включая Trud.com. В среднем инвестор ждёт 2 года до выхода из проекта, однако в 2014-2015 годах случился кризис, было не самое благоприятное время для выхода. Сейчас, спустя 5 лет, инвестор организовывает экзит. Поэтому мы ищем нового инвестора для B раунда. — Я прочитала, что всего с момента основания в проект вложили $5,5 миллионов, это правильная цифра? — Да. Но в проект инвестировали только в первый год. Trud развивался в основном за счет собственных средств. В какие-то моменты собственники давали добро на реинвестицию прибыли в новые идеи, гипотезы, проекты, чтобы проверить, можно ли развиваться в других направлениях. Любые инвесторы — это предприниматели, и у них в генах заложен спортивный интерес. — Есть ли уже сейчас интерес со стороны инвесторов? Как вы их ищете? — Мы понимаем, что Trud уже не стартап, у нас своя ценность. Прибыльный бизнес продается за десятки миллионов долларов в зависимости от стадии. Если разделить бизнес на малый, средний и крупный, мы сейчас находимся в среднем сегменте. Игроков из первой категории, условно, 50. Их проработать легче всего. Инвестиционных фондов по миру — около 30 тысяч, однако мы пишем только тем, под чьи критерии подходим, а это сотни фондов. Индивидуальных инвесторов уже, наверное, сотни тысяч. Интересно, что сейчас сложно найти инвестора на проект, который не использует искусственный интеллект. Поэтому даже если ИИ не помогает зарабатывать прибыль, — С какими ещё сложностями вы сталкиваетесь при поиске инвесторов? — У поиска инвесторов всегда две стороны медали: работа с людьми и пиар. Когда ты приходишь и говоришь, «здравствуйте, мы компания, про которую никто не знает (и вы тоже), в интернете про нас ничего нет, но мы прибыльный и перспективный бизнес, заинтересуйтесь нами», — на это реагирует минимальное количество людей. Всем интересны раскрученные или очень крупные игроки. Поэтому мы параллельно развиваем пиар-направление, чтобы формировать хотя бы минимальное доверие к ресурсу. — Вы упоминали, что сами инвестировали в другие проекты — расскажете об этом? — В какой-то момент мы захотели попробовать себя в роли инвестора во внешний стартап. У нас было 2 проекта на примете. — Понятно. Вернёмся к истории проекта. Вы упомянули кризисный период, когда многие агрегаторы закрылись. Как вы его пережили? Мы столкнулись не только с проседанием своего дохода в долларовом эквиваленте, но и впервые — с дебиторской задолженностью, потому что работаем в основном по постоплате. — Это был самый сложный для нас период. Мы не следили за трендами финансового рынка и были сконцентрированы только на своем. Так что и для нас, и для нового инвестора это было как снег на голову. Мелкие игроки, jobs-порталы, наши клиенты начали просто уходить с рынка. Кто-то закрывался, кто-то замораживал бизнес. Всем маленьким порталам было нечем нам платить. У нас было 20% крупных клиентов, которые приносили 80% дохода, и 80% маленьких и средних клиентов с 20%. Однако даже потеря этих 20% дохода была ощутима. Сейчас мы вспоминаем тот период и понимаем, что планировать рост с такими же высокими показателями, как до кризиса (а у нас были высокие двузначные показатели роста от года к году), а ещё развивать бизнес за рубежом в условиях падения доллара и потери партнёров — это надевать розовые очки. Мы не получили ожидаемый результат, Юлия ушла работать в другом направлении, а мы остались сами по себе. — А сколько у вас сейчас посещений? — В 2018 мы удерживали планку в 7,5-8 млн посещений в месяц, данные по 2019 году пока не озвучиваем. В конце 2018-2019 году у нас кардинально поменялись цели из-за выхода инвестора. Мы не знаем, какой будет наша стратегия после того, как придёт новый. Для нас главное — быть максимально технически и бизнесово подготовленными, чтобы можно было стартовать без подготовительных работ в любом направлении развития. — Можете рассказать про эти попытки выхода за рубеж? — Сейчас мы поддерживаем теорию трастовости домена. Трастовость — это тот рейтинг доверия, который поисковая система присваивает сайту. В зависимости от этого сайт с любой новой страницей может быстро подниматься в поиске и получать бесплатный трафик. — Получается, что сейчас на зарубежных рынках вы не активны? — В 2013 году мы зашли в 27 стран. Мы из них не уходили. Всего у нас сейчас 35 стран, однако основной трафик и доход приносит Россия. Все остальные рынки — это небольшой процент от выручки, я не вижу смысла ими хвастаться. — Расскажите про сам продукт. Что он из себя представляет? И как именно вы монетизируетесь? У нас комплексная цель: помочь соискателям найти работу, работодателям — сотрудников, jobs-порталам — развить свой бизнес. — Мы увидели, что, когда порталов очень много, людям сложно выбирать. А у порталов основной вопрос — где брать трафик, ведь им нужно его монетизировать, чтобы работодатель заплатил за услуги, размещение вакансий. Если портал достиг какого-то порога с их возможностями по генерации трафика, единственный вариант — закупать его за деньги. Только так он сможет стать конкурентоспособней, увеличить долю рынка. На старте было сложно продавать порталам трафик. Сейчас они спокойно распределяют маркетинговые бюджеты между агрегаторами, чтобы диверсифицировать риски и не зависеть от одного. И тогда уже между агрегаторами происходит борьба за эти маркетинговые бюджеты за счёт скидок, больших объёмов, конверсий. Порталы ведь оценивают, сколько было регистраций, созданных резюме, потрачено денег. — Получается, ваши основные конкуренты — другие агрегаторы и поисковые системы? — Наши основные конкуренты — Google и «Яндекс», у которых закупают трафик по кликам с помощью контекстной рекламы. Мы себя позиционируем точно так же. Основной принцип агрегатора — продавать трафик по цене более низкой, чем в поисковых системах, предоставляя при этом такое же качество. Релевантный трафик ценится больше всего. То есть это осознанный человек, который ищет работу и точно откликнется на вакансию. Я бы сказал, что агрегатор — это бизнес, построенный из воздуха. У тебя нет собственного контента. Ты просто делаешь пустой сайт, берешь вакансии других jobs-порталов, формируешь страницу, генерируешь трафик в поисковых системах, продвигаешься. Без вакансий нет агрегатора и нет бизнеса. Ты полностью зависишь от своих партнеров. При этом им нужен трафик, чтобы не терять свои позиции. Мы друг друга дополняем. Четыре вида трафика Trud.com Для соискателей: — Почему пользователи заходят к вам вместо того, чтобы сразу идти на порталы? — Иногда на старте порталы думают: зачем покупать трафик у агрегаторов, если это одни и те же люди? Они и так придут к нам. Однако на самом деле 80% людей не пересекаются. Если мы генерируем трафик из поисковых систем, это означает, что люди ищут работу в них. Почему? Потому что они не знают, что есть HH, Superjob, Rabota.ru и другие сайты. Не знают о таких порталах только самые молодые специалисты, которые впервые ищут работу. Каждый год это десятки миллионов людей. — При этом эти люди заходят к вам, по сути, только один раз — чтобы найти работу. Потом они уже идут на портал. Как вы решаете эту проблему? — Большая часть людей действительно не возвращается. У нас период жизни пользователя в среднем 2-3 недели, максимальный — 2 месяца. За это время человек находит работу. Это основная проблема и агрегаторов, и порталов — круговорот людей и сохранение трафика. Даже те 8 млн, до которых мы доходили, — это всегда разные люди. Поэтому наша новая стратегия развития завязана на возвращении тех, кто у нас уже был. У нас для этого свой подход, который мы и продаем инвесторам. — Что это за подход? В 2017-2018 годах мы начали искать новые пути развития, потому что поняли, что просто агрегатор — не настолько полезный для пользователя продукт, чтобы достигать высоких результатов. — Поиск работы имеет несколько этапов: тебе нужно не только разместить резюме, но и выбрать хорошую компанию. Отзывы о компаниях — одно из приоритетных направлений, которое мы для себя выбрали в рамках расширения работы по jobs-тематике. Также есть те, кто не может определиться, кем ему работать. Тут помогает статистика зарплат. Под это мы создали отдельный инструмент. — Как вы зарабатываете на обучении? Какая у вас модель? — В обучении платят только за лиды, трафик никому не нужен. Самое перспективное направление — MBA. В среднем создатели MBA-курсов готовы отдавать до 10% процентов от стоимости курсов за лиды. Мы также экспериментировали с тренинговыми компаниями по специальностям, пробовали работать с «Нетологией». У нас есть партнёры от издательств, Литрес, Ozon. Они платят процент от продажи книг. Мы в среднем получаем 50-70 рублей с одной книги. — Есть ли ещё какие-то модели монетизации? Или вы всё перечислили? — Еще одна важная модель монетизации, которая приносит доход любому агрегатору, является подстраховкой и используется для диверсификации рисков — это реклама. Мы пробовали работать с прямыми работодателями, с маленькими и крупными партнёрами. Выгоднее всего оказалось партнёрство с Google и «Яндекс», или контекстная реклама. Доходность клика по такой партнерской программе может быть в 5 раз больше, чем от портала. В теории можно было бы продавать только так, но люди приходят за вакансиями, а не за рекламой. Наш доход от таких партнерств составляет 25-30%, и этих 30% будет достаточно, чтобы полностью окупать все наши расходы и приносить небольшую прибыль. У порталов нет такого источника дохода, потому что портал не заинтересовал уводить соискателя со своего сайта. Ему нужно, чтобы человек остался и работал с контентом. Нам же без разницы, кого уводить по рекламе. Цель агрегатора — как можно быстрее отдать соискателя или работодателя партнеру. Скорость и частота — это увеличение дохода. Наши партнеры рекламируются в наших же блоках и платят нам в 2-3 раза больше, чем если бы они платили напрямую, потому что контекстная реклама дороже, чем покупка трафика у агрегатора. — Сколько примерно стоят клики у вас? От чего это зависит? — Сначала мы работали только с платными клиентами. В 2014-2015 годах мы поняли, что есть много маленьких порталов, которые не готовы покупать трафик. Зато у них специфический, уникальный контент, за счет которого можно увеличить количество вакансий у нас на сайте. Благодаря им мы и дошли до 8 млн посещений. Такие объемы контента не давали даже платные партеры. Чтобы не отдавать клики бесплатно, мы придумали много интересных продуктовых способов косвенной монетизации. Например, прежде чем перейти на портал, пользователь попадает на промежуточную страницу и читает полное описание вакансии. Она может не понравиться, и тогда он вернётся к нам и, возможно, выберет объявление от платящего клиента. Или увидит внизу рекомендации. А может, его заинтересует реклама. За счет бесплатных порталов нам удалось на 30% увеличить доход. Под средние порталы, которые могут платить, но не высокую цену, мы сначала подстроили систему скидок. Потом поняли, что надо переходить к такой же модели, которую использует в контекстной рекламе Google и «Яндекс» — чем выше цена, тем выше ты размещаешься, тем больше трафика получаешь. Так что цены у каждого партнера индивидуальны и зависят от запросов. Есть партнеры, которые ставят разные цены в зависимости от регионов. В среднем в России это до 2 центов за клик. — Со сколькими порталами вы работаете? Я бы сказал, что на российском рынке только HH.ru чувствует себя отлично, все остальные игроки борются за выживание. — У нас почти 3 тысячи подключенных площадок. Площадка может быть как одним сайтом, так и несколькими. При этом количество площадок, которые платят — около 100. Это в основном СНГ, зарубежный доход у нас в большинстве своём от рекламы. В какой-то момент за границей было несколько десятков платящих клиентов, но мы закрыли это направление. Сейчас их не больше 10. Обычный портал или агрегатор не может инвестировать большую часть прибыли в тот же искусственный интеллект, потому что ИИ не окупит расходы быстро. Это дорогие специалисты и технологии, длительное время обучения нейронной сети и внедрения в продукт. На эту работу почти никто не соглашается, кроме гигантов рынка, 3000 площадок Подключено к Trud.com — А вы пытались внедрить искусственный интеллект? — Мы закончили на стадии просчетов. Нашли выпускника, который смог проработать базовые вещи, и просчитали, какую пользу можно извлечь из этого решения. Например, благодаря ИИ можно рекомендовать людям более подходящие им вакансии, чем это делает стандартный поисковый движок. Это приводит к увеличению конверсии. Можно было бы даже выйти на уровень HH.ru, когда все результаты поиска формируются только за счет ИИ. Наконец, можно сокращать расходы на модератора. У большого портала работают десятки модераторов — нужно проверять огромный объем вакансий, мониторить изменения, не пропускать мошенников. ИИ может отсеивать повторяющиеся вакансии, предотвращать фрод. Это вопрос окупаемости. Для нас год — максимальный срок, когда должна окупиться инвестиция. По нашим расчетам, за год ты только научишь ИИ делать нужные тебе действия со средней точностью. Для максимальной точности нужны 2 года и дорогие специалисты. Мы поняли, что это нерентабельно, и решили, что это не наш формат. Мы не того уровня, чтобы инвестировать в долгосрочную перспективу и такие сложные технологии. И у нас ограничена команда. Для поддержки бизнеса достаточно нескольких ключевых человек, остальные занимаются тестированием бизнес-гипотез, поиском новых возможностей развития. — Сколько человек сейчас у вас в команде? — 23 человека. Можем набрать людей под конкретные задачи. Это одно из преимуществ агрегатора — маленькие затраты на команду. В том числе за счёт этого наш ROI всегда больше 100%. В среднем мы держались на уровне 150%, это высокий показатель. Он уменьшался только тогда, когда мы включали спортивный интерес и тестировали новые проекты. Но у нас все равно была планка — сколько чистой прибыли должен получить инвестор. Это маржа 50%. В офлайне 30% — это уже круто. Почти у всех бизнесов средний показатель маржи — 15-20%. А у нас в 2,5 раз больше. Оставшиеся 50% идут на маркетинг, зарплаты и так далее. — Я правильно понимаю, что ваша команда работает не только на Trud, но и на других проектах? — Да, у нас есть благотворительные проекты Noblest.org и Charitymark.org, Rulla, Trud.ua. Все это — наши тестовые площадки для проверки гипотез. Trud.com — основной и единственный бизнес. А на остальных можно экспериментировать, искать возможности развития. Мы выделяем людей только в том случае, если та гипотеза, которую мы хотим проверить на вспомогательном проекте, окупит этот «шеринг ресурсов».. — Расскажите, кто именно у вас в команде? — У нас все разбито на отделы. Есть техническая (разработчик, дизайнер, тестировщик и верстальщик), продуктовая, маркетинговая (SЕО и SMM) команды, контент-команда, команда парсинга. У нас свои технологии парсинга. Раньше мы думали, что чтобы запустить новую страну, нам нужно потратить время sales-менеджера, привлечь порталы, получить вакансии и запустить сайт. Сейчас мы можем за 3-4 дня напарсить нужный контент для запуска одной страны, а порталы тревожить уже только тогда, когда будет трафик. У всех есть KPI — парсить не меньше 100 сайтов за месяц, модерировать не меньше 30 тысяч единиц контента и так далее. Но каждый человек в команде отвечает и за общий результат. Есть KPI по доходам всего проекта. Это всегда очень спорный вопрос: вроде бы человек сделал все возможное, а другие подразделения подкачали. Но собственнику от этого ни холодно, ни жарко: план не выполнен, непонятно, почему кто-то должен получать бонусы, когда проект на этом только потерял деньги. — А кто занимается выходом на зарубежные рынки? — Когда мы первый раз выходили за рубеж, понимали, что в идеале нужен отдельный менеджер со знанием языка под каждую страну, который бы привлекал клиентов, наращивал ссылочную базу, занимался переводами. Но мы развивались без них, так как это было дорого. Один специалист вел 25 стран. Во вторую попытку у нас было больше 20 людей под каждую страну, со знанием языка, в основном студенты (это намного дешевле, особенно на стадии эксперимента). Модель показала отличные результаты. — Хочу закончить парой общих вопросов про рынок. Какие тренды на рынке трудоустройства вы видите сейчас? Хотя в интернете пугают, что люди останутся без работы, потому что есть искусственный интеллект, чат-боты и роботы, я кардинально не согласен с этой позицией. — Кто-то манипулирует этим, чтобы быть в тренде и пиариться, кто-то просто не сильно разбирается в теме. ИИ заменит настолько маленькое количество людей, что на общую картину, особенно в России и СНГ, это никак не повлияет. Здесь наоборот предложений по работе больше, чем спроса. Многие работодатели жалуются, что не могут найти себе сотрудников. Если бы все вакансии были закрыты, тогда, наверное, безработица бы повышалась из-за ИИ. Но нас это коснется в самую последнюю очередь, а наши дети выучатся только на те специальности, которые будут востребованы. Поэтому баланс будет только тогда, когда люди начнут повышать свою квалификацию. Они будут приносить больше пользы работодателям, работодатели — повышать зарплаты, экономика — развиваться, страна — выходить из кризиса. На рынке глобально ничего не поменяется. Работодателям по-прежнему нужно будет искать сотрудников, соискателям — работу. На рынке будут порталы, агрегаторы, инструменты для упрощения работы HR. Однако из-за перенасыщения сервисами останутся только крупные компании. Они будут применять у себя инновационные технологии вроде ИИ — и уже это делают. Это моё видение развития рынка на год, максимум два вперёд. Что будет дальше, прогнозировать уже сложно. — А какие страны наиболее перспективны с точки зрения jobs-стартапов? — Проникновение интернета растет в странах Африки и Ближнего Востока, где проживает 1,1 млрд и 440 млн человек соответственно. Всем им нужны работа и образование. Туда, где людей много и уровень жизни не очень высокий, есть смысл зайти уже сейчас, и за несколько лет нагенерировать большие объемы трафика, чтобы потом было проще конкурировать. Материалы по теме:«Нашим приложением пользуется каждый второй врач в России». Как два брата создали «Справочник врача» и захватили рынок ©Rusbase, 2019 Источник: rb.ru Комментарии: |
|