Экзистенциальный разрыв: три регрессивные стратегии психики |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-10-19 18:55 В процессе непрестанного столкновения человеческой воли и желания с сопротивлением действительности в нас вырабатываются громадные объемы отрицательных переживаний. Беспрерывное трение о реальность, никогда не удовлетворяющую нашим аппетитам, её удары и толчки изнашивают психику индивида быстрее и неумолимее, чем это происходит с его телом. В то время как последнее худо-бедно умеет поддерживать собственную целостность, руководствуясь подробным набором генетических инструкций, область сознания является для природы экспериментальной и не регулируется равно надёжными алгоритмами. Иными словами, она в огромной мере отдана на откуп «человеческой свободе» – укрыться за подол матушки-природы и рассчитывать, что она всё зашьет и починит, как это происходит с порезанным пальцем, здесь не получится. Это приходится делать нам самим. То, как каждый из нас приучается реагировать на негативный опыт, является потому определяющим фактором в формировании личности и строя всей жизни, счастья и продуктивности человека. Невежество в отношении принципов работы своего внутреннего мира и нежелание переносить напряжение, связанное с конструктивным освоением отрицательных реалий, вынуждают человека прибегать к трём регрессивным стратегиям. Соблазняясь их легкой доступностью и экономностью с точки зрения затрачиваемых усилий, он не в состоянии распознать их разрушительной природы и сам приговаривает себя к отбыванию повинности в одном из кругов ментального ада, в зависимости от запущенности ситуации. Чтобы понять, почему этих стратегии именно три и какова их внутренняя динамика, необходимо понимание той фундаментальной структуры психики, которая и порождает весь негативный опыт за исключением физического стресса и боли. Её можно назвать экзистенциальным разрывом, под которым понимается конструируемая воображением дистанция между «я имею» и «я хочу», – коренное, неснимаемое и самоподдерживающееся противоречие в самом средоточии человеческой личности. Всякий раз, когда мы удовлетворяем свою потребность и хотя бы немного приближаем его нижнюю границу к верхней, мотивационные центры мозга балуют нас приятными переживаниями. Напротив, неудовлетворение потребности или перспектива оного, увеличивающие этот разрыв неудачи и разочарования провоцируют удар наотмашь. Вытеснение Так как любой негативный опыт представляет собой растяжение экзистенциального разрыва, первая уловка в его нейтрализации представляет собой попытку сделать вид, будто ничего не произошло и тем самым вернуть всё на свои места. Иными словами, болезненное переживание, вместо того чтобы быть освоенным и преодолённым, подвергается насильственному вытеснению. Непереваренное, оно оседает грузом в подполе бессознательного, откуда затем доносятся зловещие стуки бесов, родившихся из мелких уколов реальности, и демонов, порожденных травматическими переживаниями. Множась там с течением лет, никем не тревожимые и предоставленные сами себе, они крушат наш внутренний мир. Если же сила их становится достаточно велика, а нанесенные повреждения критическими, они прорываются наружу, что делает человека пациентом психиатра или психоаналитика. Как раз такие люди, начиная с Фрейда и по наши дни, составляют их профессиональный интерес, сами эти дисциплины в их современном виде родились в процессе осмысления феномена вытеснения. Отворачиваясь от причиняющих боль аспектов действительности, отказываясь их творчески воспринять и нейтрализовать, человек поселяет в себя гостей, деформирующих его психику и в конечном счёте наказывается за собственное малодушие. Если жизнь к нам милосердна, то вытеснение может быть эффективным средством избавления от умеренных и потому сравнительно безвредных болезненных переживаний. Их удаётся держать в подполе бессознательного и не обращать внимания на время от времени раздающиеся оттуда глухие постукивания. Но даже и в этом случае, если при содействии фортуны вытеснению удаётся обеспечить нам хрупкую гармонию, оно остаётся регрессивной стратегией, ибо человек не умеет вскрывать положительный потенциал негативного опыта – видеть в нём бесценный урок и стимул к росту, более того, само условие движения вперёд. Его развитие сковывается и задерживается, способность суждения и творческие силы оказываются подавлены. Дабы дать свободу высшим возможностям своего Я, такой индивид должен спуститься по лестнице в темноту и встретить лицом к лицу всё то, от чего он до тех пор отводил взгляд. Подлог Второй способ уменьшения остроты болезненного опыта состоит в сокращении экзистенциального разрыва путём опускания верхней границы через подмену наших изначальных целей и одновременно обесценивании, субъективном понижении значимости неудач в их воплощении. Не реализовав потребность, индивид ловким движением подменяет её чем-то другим, уверяя себя, что, в сущности, это было ему и не нужно, и девальвирует происшедшее, тем самым снижая масштабы понесенной утраты. Травматическое содержание негативного опыта сглаживается за счёт того, что человек встаёт на сторону собственного провала – не в состоянии достигнуть желаемого и не справляющийся со своими неудачами, он делает вид, будто желал достигнутого. Этот поразивший человека недуг можно назвать Стокгольмским синдромом, поскольку вследствие него люди становятся добровольными заложниками чуждых и враждебных им сил, образа жизни, работы, людей, обыкновений. Стоит только этой операции войти в привычку, как мы наблюдаем постепенное обрушение наших стандартов – отступая шаг за шагом, мы всё более отдаляемся от своей внутренней правды, отрекаемся от действительных идеалов, ценностей и желаний. Компенсация через агрессивное самоутверждение Итак, в ходе вытеснения мы отрицаем расширение экзистенциального разрыва, подлог же позволяет нам обратить его вспять благодаря опусканию верхней планки. Единственное, что остаётся теперь в нашем арсенале, – приближение нижней границы к верхней. Сделать это можно двумя путями. С одной стороны, перед человеком открывается конструктивный путь осуществления этого действия через творческое преодоление сопротивления действительности и собственное возвышение. С другой стороны, дабы оказаться выше, не обязательно подниматься наверх самому – можно опустить и низвести окружающий нас мир. Именно здесь, в этой изначальной интуиции и кроется лаконичная формула хорошо известного всем феномена, имеющего множество имён и обличий от бытового хамства до всепоглощающей злобы. Попранный жизнью, разочарованный и терпящий провал за провалом, человек как за соломинку хватается за возможность восстановить свою истерзанную самооценку и смыть осевшую на языке горечь поражения через унижение и агрессивное применение силы. Применение силы, в том числе силы оскорбить словесно, наполняет ощущением её наличия, служит по психологическим причинам доказательством её наличия и тем самым выступает иллюзорным антидотом от переживаемой индивидом постоянной униженности. Грубость, злоба, агрессия по своей природе являются регрессивной реакцией на испытываемые индивидом болезненные переживания, их отчаянной компенсацией и попыткой доказать свою ценность. Можно потому с математической точностью измерить глубину ненависти человека к самому себе, его неуверенности и униженности по той мере, с которой он агрессивно самоутверждается за счёт окружающего мира. Чем больше последнее, тем значительнее и первое. То, до каких дикостей люди доходят в мщении реальности за наносимые им поражения, ярко иллюстрирует история персидского царя Ксеркса. Как гласит античное предание, однажды Ксеркс в ходе военной кампании против Греции проводил переправу через Геллеспонт, когда погода вдруг внезапно переменилась и обрушившаяся буря разметала наведенные мосты, потопив немало персидских солдат. Разъяренный владыка решил наказать непокорную стихию и приказал бывшим при войске палачам высечь море плетьми и цепами. Обычный человек, однако, не осознаёт, что находится в куда более нелепом положении, чем Ксеркс, поскольку полагая, что бичует окружающий мир, он в действительности с ожесточением сечёт самого себя. Дающий волю гневу, если воспользоваться аллегорией из известной буддистской притчи, подобен тому, кто берёт в руки горящий уголь, чтобы бросить им в другого. Вовлеченные в агрессивное самоутверждение эмоции, хотя они и направлены вовне, являются внутренними процессами. Их носитель во всей полноте переживает присущую им разрушительность, отравляя собственное жизнеощущение, препятствуя счастью, притупляя способность суждения и снижая продуктивность. Одновременно с тем, как это было подтверждено в сотнях исследований последних десятилетий, они наносят огромный урон физическому здоровью человеческого организма, потенциально провоцируя дисфункцию всех его систем и ускоряя процессы старения и нейродегенерации за счёт хронически повышенного уровня стрессовых гормонов, в первую очередь кортизола. Экология души Современный западный мир поглощен вопросами экологии, и глупо было бы отрицать, что окружающая среда находится в критическом состоянии, а потому проблемы эти важны и насущны. Вместе с тем необходимо вспомнить, что слово «экология», произошедшее от древнегреческого ????? (жилище), означает «наука о доме» и предполагает умение беречь его. Главным домом людей, однако, является вовсе не вмещающая нас природа, а наше собственное сознание, в заботе о чистоте и здоровье коего мы ещё не сделали даже первых шагов. Душа сегодняшнего человека являет собой поистине постапокалиптический пейзаж – затянутый облаками и клубами ядовитых испарений, испещрённый кратерами и рытвинами, травмированный и засоренный куда сильнее, чем атмосфера и водоёмы нашей планеты. Чтобы на этой почве могли взойти посевы, требуется научиться управлять своим сознанием и в первую очередь нейтрализовывать и использовать негативный опыт. Конструктивный ответ на него носит двоякий характер. В первую очередь, он коренится в освобождении от желаний, дистанцировании от них, за счёт чего достигается сокращение экзистенциального разрыва. Мы сдвигаем верхнюю его границу вниз, однако, в отличие от рассмотренной выше операции подмены, это действие не влечет отказа от наших подлинных целей, лишь умеряет жадность, с которой мы их преследуем. Во-вторых, мы учимся вскрывать положительное содержание негативного опыта, признавая его неотъемлемой и необходимой частью игры, стимулирующей дальнейший рост. Вместо того чтобы вытеснять его или компенсировать через агрессивное самоутверждение, мы должны с интересом осваивать его и извлекать несомый им урок. Полушутя-полувсерьёз, можно сказать, что даже когда нам приходится мученически волочь свой крест на гору, неплохо помнить, что это хорошее фитнес-упражнение и целая школа закалки характера. Опознание положительного потенциала негативного вновь обрушивает верхнюю планку экзистенциального разрыва, не только высвобождая творческие возможности, но и делая неоценимый вклад в наше самочувствие. Можно согласиться с Христом в том, что Царство Божие пребывает внутри нас, – всё известное нам о человеке говорит в пользу данного утверждения. К этому, впрочем, нужно сделать куда менее утешительное добавление: внутри нас также располагаются все девять кругов ада, на которых медленно поджаривается большая часть человечества, и не после своей смерти, а прямо сейчас. Оба названных измерения не грядут когда-то в будущем и тем более после окончания жизни. Туда не раздают билетов священнослужители, и их не купить «добрыми» или «злыми» делами, хотя предпочтение тех или других имеет весомое значение для душевной экологии. Прежде всего это определенные режимы работы сознания, и дабы распахнуть двери в одно из них или поменять место собственной прописки, требуется понять, как оно работает, и действовать в опоре на это знание. Источник: vk.com Комментарии: |
|