Что такое психолингвистика? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-10-25 14:30 Краткий ответ не так труден: это языковедческая дисциплина, изучающая язык как достояние человека. Всё. Более развёрнутый ответ сложнее и труднее. Первое и главное, с чем нужно справиться, — это некоторые застывшие и живучие, хотя и отжившие своё, штампы мнений о психолингвистике. Во-первых, это мнение, будто психолингвистика — наука «на стыке» лингвистики и психологии. Чтобы разобраться с этим, надо задаться вопросом: какая психология и какая лингвистика имеются в виду? Если разуметь под ними дескриптивизм, преобладавший в англосаксонской науке почти весь XX век, и столь же устойчиво и долго преобладавший там же как единственная психология бихевиоризм, то, разумеется, психолингвистика (даже та, которая возникла после 1953 года) оказалась на широкой меже, которую почти никто не обрабатывал. Она взяла кое-что из той психологии и кое-что из той лингвистики и поставила перед собой принципиально иные цели, поэтому был неизбежен отход от изначальной базы. И поэтому же принципы Хомского и его школы (скорее, армии) и казались на этом фоне поистине революционными, а потом неоднократно менялись. Если считать лингвистикой европейскую и русскую традицию, а психологией, соответственно, школу, например, Ж. Пиаже и школу Л.С. Выготского, то психолингвистика оказывается не «между» языкознанием и психологией, а «вырастает» из них — иначе ставит вопросы, интересовавшие и языковедов, и психологов, переформулирует постулаты и идеи, не раз высказывавшиеся и теми, и другими, и пытается решить их новыми методами, привлекая и синтезируя данные ряда научных направлений. Во-вторых, нередко встречаются мнения о том, что психолингвистика исследует психологическую реальность лингвистических или каких-то других моделей речи и языка. Следует понимать, что между языком как достоянием человека и языком как системой, описанной лингвистом, нет прямого соотношения. Языковая система — это система строго определённых переменных и однозначных, хотя и множественных и пересекающихся, связей между ними; язык как достояние индивида — это открытая и динамическая система опор и ориентиров, используемых человеком как в большей или меньшей степени подходящих для достижения некоторой цели взаимодействия с другими людьми. Вторая не может использоваться без привлечения эмоций, памяти, воли, воображения и т.д. При таком разнообразии элементов второй системы и внутренних и внешних связей никакая строгая научная система не может быть её адекватным отражением (вопрос о том, как же её тогда изучать, оставим пока в стороне, помня, что он совсем не безнадёжен). В-третьих, одним из главных предметов изучения психолингвистики якобы является онтогенез речи. Это неверно лишь в некотором отношении. Проблемы овладения родным и неродным языком, конечно, исконно и глубоко интересны психолингвистике, но в той степени, в какой они помогают решить обозначенные выше проблемы: особенности языка как достояния индивида, связи внутри этой системы и её внешние связи с другими явлениями психики, с деятельностью человека вообще. В-четвёртых, считается, что психолингвистика — это чисто экспериментальная дисциплина. Это в большой степени верно, но с одной существенной оговоркой: психолингвистика не только экспериментальная дисциплина и не только психолингвистика экспериментальная дисциплина. То есть наличие эксперимента в некотором исследовании не делает его автоматически психолингвистическим. Об этом говорено уже сотни раз, но до сих пор ещё встречаются мнения, будто если в исследовании есть хоть какая-то мало-мальски экспериментальная часть, то всё — это психолингвистика. В психолингвистике эксперимент распространён благодаря точке зрения на язык и основному гносеологическому принципу: если язык толкуется как достояние человека и нельзя априорно постулировать некоторые положения о его характеристиках, а можно только вывести их из наблюдаемых фактов использования языка человеком, то надо поставить человека в некоторые условия и «заставить» его пользоваться в этих условиях языком. По результатам такого использования языка в зависимости от условий можно обобщённо судить о характеристиках языка, его внутренних и внешних связях и закономерностях его использования. Эксперимент есть как бы способ получения эмпирического материала (как раскопки для историка или палеонтолога), с которым предстоит работать. Ни один палеонтолог не осуществляет раскопки ради раскопок, он не завершает ими исследование, а начинает с них; но многие из тех, кто мнит себя психолингвистами, поступают именно так — они проводят эксперимент ради эксперимента; «исследование» на этом и завершается. Речь пока шла о том, чего не должно быть в понимании психолингвистики как науки, теперь нужно сказать о том, что в таком понимании должно обязательно присутствовать. Чтобы изучать язык как достояние человека, необходимо рассматривать его в более широком контексте — в широком контексте психической и социальной деятельности, вообще в контексте жизни человека. Поэтому отечественная психолингвистика и называется теорией речевой деятельности (а из этого идут очень серьёзные следствия). Язык используется человеком для познания и общения. При этом познание следует понимать в самом широком смысле: не только эмпирическое и теоретическое, но также творческое, чувственное, эмоциональное познание и переживание мира во всём богатстве его. А общение — это не просто передача информации, это совместная деятельность людей для обмена культурно-историческим и личным опытом и обобщения его. То есть язык рассматривается как инструмент личностного и деятельного переживания мира предметов и людей, входящий частично в результат этого переживания. В отличие от лингвиста перед человеком не стоит задачи однозначно и непротиворечиво распределить слова и их части по ящичкам семантических или морфологических категорий, вывести абстракции закономерностей их связей, для него важно лишь использовать язык для взаимодействия с другими людьми. Поэтому слова и их связи в сознании человека объёдиняются не по тем же признакам, что в теории лингвиста, а в зависимости от ситуаций их использования и от переживаний человеком этих ситуаций и их изменений, спровоцированных словами. Человеку во всё том же отличие от лингвиста нет необходимости разграничивать паронимы и метонимии, крылатые слова и жаргонизмы, для него не существует ни антонимов, ни деепричастий, ни фонем, ни сверхфразовых единств. Человек организует свой речевой опыт по его большему или меньшему соответствию тем или иным ситуациям взаимодействия с другими людьми. Это и есть то, на чём зиждется даже самый примитивный, но по-настоящему психолингвистический подход к анализу языковых явлений: они рассматриваются как «часть» сознания человека, служащая для жизненных целей самого человека, а не для целей научного описания множества фактов. В этом случае нельзя игнорировать, что языковые явления связаны как с сознанием и психикой («внутренние» связи), так и с целями и обстоятельствами жизни человека («внешние» связи). При этом и опыт познания мира и общения в нём, и опыт организации познания и общения с помощью языка эмоционально переживаются и оцениваются человеком, связывая процессы внешнего мира, частью которого является сам человек, и образы этих процессов, отражающие их в сознании человека. Поэтому никакое лингвистическое описание языковой системы не даёт познания языка как достояния человека, о чём говорилось выше. Таким образом, психолингвистика изучает язык как «часть» сознания, используемую человеком, чтобы отражать мир в своём сознании и чтобы жить и действовать в мире. Иначе говоря, психолингвистика есть наука о языке как достоянии человека, позволяющем ему организовывать и обобщать опыт эмоционально переживаемого познания мира и общения с миром в самом широком смысле слова. Ещё иначе: психолингвистика есть наука о том, как опыт использования языка в целях общения и познания зависит от внешних условий и внутренних факторов человеческого сознания.? Источник: m.vk.com Комментарии: |
|