10 ловушек сознания, которым не стоит верить

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-10-24 10:10

работа мозга

Наше сознание – сложнейший механизм, иногда понять его работу бывает непросто. Особенности человеческого сознания и подсознания порой ставят нас в тупик, загоняя в самые настоящие когнитивные ловушки. Сегодня на How to Green мы рассмотрим 10 психологических эффектов, с которыми вы наверняка уже встречались, но при этом могли и не подозревать, что это ваше сознание бросает вам вызов и подкидывает парадоксы и головоломки.

Ловушка 1. Стадное чувство

Стадный инстинкт или групповое мышление – один из самых древних и самых мощных психологических механизмов. Он помогал нашим предкам выживать, а нам – благополучно существовать в едином социуме. Но стадное чувство – это когнитивное искажение, из-за которого мы можем принимать неправильные решения и делать неверные выводы. Мнение большинства – очень сильный психологический инструмент, способный управлять сознанием даже тех, кто в это большинство пока еще не входит. Поэтому эффективность совещаний в некоторых фирмах ставится под сомнение – велика вероятность выбрать не правильную идею, а просто самую популярную.

Челленджи в интернете, модные тренды, политические движения и даже финансовые пирамиды в своем основании имеют именно этот механизм. Поэтому не стоит забывать о том, что стадное чувство – это ловушка мышления, и всегда помнить: мнение большинства – не есть истина в последней инстанции, а вы всегда имеете право на собственное мнение.

shutterstock_1261985368.jpg

Ловушка 2. Розовые очки

Людям свойственно воспринимать события из прошлого в более приятном свете, чем это было на самом деле. Такой эффект «розовых очков» объясняется тем, что со временем мы перестаём помнить детали и вспоминаем события в целом. Через пару месяцев после отпуска на море мы забыли об очередях на паспортном контроле, плохо работающем кондиционере или шумном соседе в отеле, зато с тоской вспоминаем о морских волнах и вкусных ужинах на закате.

В ходе одного исследования людей просили описать свои значимые жизненные события сразу после того, как они произошли, и спустя некоторое время. В итоге сразу после событий люди вспоминали не только положительные моменты, но и негатив. Но спустя время неприятные детали они уже забывались.

Ловушка 3. Селективное восприятие

Как это ни противоречит нашему стремлению к эмпатии и желанию замечать даже малейшие детали, но факт остается фактом: мы охотнее замечаем то, что хотим увидеть, и с лёгкостью игнорируем неинтересное или то, что нам не нравится. Этот приём использовали авторы ролика, которые призывали участников дорожного движения внимательнее относиться к велосипедистам, которых обычно не ожидают увидеть на дороге.

shutterstock_641395942.jpg

Ловушка 4. Парадокс Монти Холла

Парадокс Монти Холла – математическое явление и парадокс теории вероятностей, который дал название и психологическому эффекту. Он назван в честь ведущего американской телепередачи «Let's make a deal» и заключается в том, что шансы на выигрыш при смене мнения в условиях частичной осведомленности возрастают. Например, ведущий предлагал игроку открыть одну из трёх дверей – за одной игрока ждал приз, за двумя другими – пустота. Игрок называл номер двери, которую хотел открыть. Ведущий, которому известно, где приз, открывал одну из двух проигрышных дверей и спрашивал игрока, хочет ли он поменять мнение или по прежнему желает открыть первую выбранную дверь.

Математическое объяснение этого парадокса доказывает, что смена мнения в такой ситуации даёт больше шансов на победу: изначально выбранная вами дверь имеет шанс на выигрыш 1 к 3, а 2 другие – 2 к 3. Когда одна из проигрышных дверей открылась, все шансы на выигрыш невыбранных вами дверей переносятся на оставшуюся дверь.

В жизни часто на первый взгляд кажется, что смена решения не принесёт никакой пользы и не увеличит шансы на успех. Однако этот парадокс может стать научной основой для принятия решений и изменения стратегии поведения и поможет избежать ловушки излишней уверенности в правильности своего выбора.

Ловушка 5. Цвет имеет значение

О психологии восприятия цвета написано немало статей и книг. Чёрное стройнит, красный – цвет скорости, голубой успокаивает. Все эти популярные мнения на самом деле имеют право на существование. В своей книге «Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии» Джозеф Халлинан описывает один любопытный эксперимент, в ходе которого пациенты считали идентичные чёрные и красные капсулы сильнодействующими средствами, а белые называли слабыми или вообще бесполезными.

shutterstock_444993412.jpg

Ловушка 6. Эффект сверхуверенности

Эта ловушка сознания основывается на собственном мировосприятии и заключается в том, что мы склонны переоценивать себя и свои силы, а также давать неправильные прогнозы. Эффект становится сильнее, когда мы узнаем в какой-то области что-то новое – нам кажется, что «белых пятен» на карте нашего сознания становится все меньше и скоро они и вовсе исчезнут, в то время как карта эта невероятно огромна и вся по сути своей вся – сплошное белое пятно.

Наиболее подвержены такому эффекту профессионалы в разных сферах – им действительно кажется, что в своей отрасли они знают все. На самом деле прогноз курса валют через 2 года, сделанный профессором экономики, будет мало отличаться своей вероятностью от аналогичного предположения, которое сделает смотритель в музее. Этот эффект не связан с эгоизмом или другими отрицательными чертами характера и не свойственен одним лишь оптимистам – такому искажению восприятия собственного мнения подвержены абсолютно все.

Ловушка 7. Гипотеза справедливого мира

Люди верят, что мир справедлив, и в итоге каждый получает именно то, что заслужил. К сожалению, это не так, и чем раньше мы смиримся с тем, что «справедливый мир» – это лишь очередная когнитивная ловушка, тем проще и адекватнее будем реагировать на все жизненные ситуации, особенно неприятные.

shutterstock_1134130748.jpg

Ловушка 8. Феномен Баадера – Майнхоф

Вам знакомо чувство, возникающее, например, после покупки машины, когда кажется, что половина города ездит на такой же модели такого же цвета? Или если вы только что узнали о парадоксе «Монти Холла», и в тот же день ленте Facebook замечаете статью об этом феномене? Такое явление называется феноменом Баадера – Майнхоф, или иллюзией частности. Это когнитивное искажение объясняется склонностью людей к двум другим психологическим ловушкам, описанным выше, – селективному восприятию и эффекту сверхуверенности – мы стремимся замечать те факты и доверять той информации, которые в большей степени соответствуют нашему мнению и картине мира. Так что мы действительно скорее замечаем то, что узнали недавно и что нам интересно, и поэтому этим эффектом часто пользуются маркетологи, заставляя нас думать о том или ином товаре, постоянно замечать его и в итоге покупать – потому что «у всех уже это есть» и «такое сейчас на пике моды».

Ловушка 9. Синдром самозванца

Синдромом часто страдают люди, добившиеся успеха в какой-либо сфере. Внезапно им начинает казаться, что эти успехи достались незаслуженно. Они чувствуют себя в роли обманщиков, которые отбирают трофей у тех, кто этого заслуживает больше. Если вы испытываете такие неприятные чувства по отношению к себе и своим достижениям, составьте список вещей, которые вы сделали на пути к цели и которыми гордитесь. Тогда вы увидите, что ваши труды были вознаграждены не просто так и перестанете напрасно терзать себя. Подробнее о синдроме самозванца вы можете прочесть в статье по этой ссылке.

shutterstock_508251841.jpg

Ловушка 10. Эффект прожектора

Людям свойственно переоценивать внимание окружающих к собственной персоне. Представьте, что вы споткнулись на лестнице или на колготках появилась стрелка. Кажется, что все вокруг только это и замечают. На самом деле здесь срабатывает эффект прожектора, из-за которого мы переоцениваем важность собственных переживаний и наблюдений для внешнего мира. Он свойственен практически всем и берет свои истоки из детства, когда для нас существовала всего одна точка зрения – наша собственная, а также эффекта сверхуверенности, из-за которого человек переоценивает точность своего мировосприятия на основе личного опыта и отношения к самому себе. Просто примите как данность – других людей больше всего на свете интересуют они сами, а ваша стрелка на колготках или неловкость даже если привлекут чужое внимание на пару секунд, будут быстро забыты за собственными проблемами.

Удивительно, но даже собственному сознанию не всегда можно доверять на все сто. Таким когнитивным ловушкам бывают подвержены практически все – просто старайтесь быть внимательнее и помните о подобных психологических трюках. Не всегда стоит безоговорочно доверять первым появляющимся идеям – даже если это ваши собственные мысли.


Источник: howtogreen.ru

Комментарии: