Virtual self |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-13 19:00 Чем дальше мы продвигаемся на пути развития технологий, тем чаще в интересе смотрим на мечты прошлого о будущем. Мы приходим к фантазиям киберпанка и стимпанка, получая такие игры как Cyberpunk и Halo, насыщенные голограммами и фантомами с человеческим сознанием внутри. В искусстве и массовой культуре наблюдаем визуализацию логики наших двойников: от тех же голограмм в «Blade Runner 2049» (2017) до персонализированных смайликов в IOS. Хоть идея раздвоения или даже дисперсии образа субъекта не нова и имеет завидную историю: можно вспомнить как Чарльза Кули с его теорией зеркального Я, так и Эмиля Бенвениста с «Общей лингвистикой», но с развитием технологий эти отражения нас получают себе собственный мир, в котором могут конкурировать за жизнь с реальным. В терминах Жижека, они получают реальность фантазии, которая во многом материализирована и теперь представляет собой интернет, где уже настоящий человек за монитором играет роль разрушителя фантазии, вторгаясь в происходящие события. В своём же эссе я хочу рассмотреть несколько моделей которые могут описать репрезентацию нас в сети – это проекция, фантом и доппельгангер. Как можно заметить основополагающим различием между тремя терминами является степень автоматизации и свободы воли у конструируемого онлайн субъекта. Проекция в этом случае исходит из логики практически полного контроля над нашей онлайн-персоной – это или мы настоящие, или маска, которая надевается нами сознательно. В пике социальной активности и с наличием знания о тотальной прозрачности – это приводит нас чуть ли ни к виртуальному эксгибиционизму, когда мы зная, что наши данные и информация утекают в другие устройства и демонстрируются при нашем попустительстве всему социуму, продолжаем потребление и перфоманс собственной жизни. При подобном восприятии, виртуальное превращается в орудие и одновременно колонизированную нами реальность, где операционализируется метафорика виртуального пространства: мы закладываем в дизайн интерфейса «офис», понятный нам рабочий стол, «корзину», тем самым помогая своей ассимиляции (ассимиляции колонизатора) и ставя фантазию в зависимость от метафор к реальному миру. Но подобная логика исходит из множества допущений и делает взгляд на виртуальный мир катастрофически темпоральным (укоренённым в конкретном моменте, слепке реальности), не учитывая других акторов в сети: так показателен крах логики самотоваризации, которая ставится под удар развитием deepfakes, и не покрывается этой описательной моделью, ведь мы изначально воспринимаем себя не как объект, который можно украсть и девальвировать (постоянным возникновением фейков, низвести оригинал до фейка), а субъект, который в состоянии защищать свою аутентичность. Мы не верим, что «булыжник как орудие пролетариата», может потом сам стать пролетариатом и ослушаться. Проблему взгляда в перспективе и других агентов отчасти ликвидирует фантом: он говорит нам, что находясь в сети мы создаём и потом начинаем бороться не с алгоритмами и машинами, находясь в пространстве-рабе реальности, а встречаемся с материализованным следом себя: это можете быть вы из прошлого (фотографии вас 5-летнего, которые выложили родственники; это может быть неожиданно всплывший ответ на ваш комментарий к видео на YouTube, который вы написали 5 лет назад и уже возможно не согласны с тем, что в нём написано), а могут быть и ваши знакомые транслирующие информацию о вас. Мы начинаем постоянно сталкиваться с этим следом, претендующим на репрезентацию нас, и конкурирующим с объективной реальностью за экраном. А этот концепт получает и более философский смысл, в контексте Жака Деррида, след ведёт нас от одного означающего к другому и так снова и снова, не доходя до реального означаемого, ведь вы находитесь вне этой реальности (это воплощает один из страхов, что, сняв все наслоения и маски, в которых мы предстаём перед обществом мы обнаружим пустоту и уже не найдём себя). Это очень хорошо переносит на киноэкран Сатоси Кон своим фильмом «Perfect Blue» (1998), в котором главная героиня борется с спроектированной своими галлюцинациями образом себя прошлой, и под конец мы уже теряемся, где настоящая главная героиня. Так фантом ставит в центр важный вопрос аутентичности, который в проекции не проблематизируется и берётся за предпосылку. Но у этого концепта возникают даже чисто технические проблемы, допустим австралийский исследователь Пол Артур пишет в своей статье Coda: Data Generation, что с постоянным экспонентным ростом количества данных о нас, мы вступаем в эру рассеянной субъектности и чем сильнее это рассеивание, тем слабее наш контроль над собственным я. И границы аутентичности начинают размываться от постоянной бесконтрольной экспансии. Ещё осложняет ситуацию и постоянная континуальность сети (когда мы уходим в оффлайн, то онлайн не останавливается, даже если мы ушли навсегда). В этом случае актуальным снова становится Бодрийяр, в контексте которого Я – это ещё один большой нарратив, работающий только при существовании смерти, которая фактически является тем единственным, что не имеет потребительской стоимости и закладывает основание в реальность. В сети же смерть ставится под вопрос и очень редко даже беря во внимание создаваемые сейчас digital-кладбища может быть финализирована и воплощена в виртуальном пространстве. В случае отсутствия смерти возможно следует обратиться к другому механизму фиксации своей самости, это допустим к одниму изглавных оснований субъектности – к нашим воспоминаниям, так Джон Локк именно на идиосинкратической истории человека строил мостик к его идентичности. В мире сети же наша автобиография превращается уже в авто/биографию: история поиска и алгоритмы, которые строятся на её основании превращаются уже в автоматизированную биографию фантома, который начинает конкуренцию с тобой за твою собственную субъектность. Так этот концепт тоже становится испещрённым проблемами и требует дальнейшего исследования. Абсолютизацией логики свободы воли виртуального двойника служит концепт доппельгангера, где создание своего сетевого аватара становится процессом отчуждения себя, не зря в сам термин вкроен романтизированный страх перед другим, где всегда есть конфликт и репрессированная сторона. Ведь виртуальный Другой существует, даже по базовому алгоритму Декарта: картезианское когито имеет место, ведь со временем машина начинает мыслить, опираясь на алгоритмы предыдущего поведения пользователя и платформ, а следовательно существует. Но и как в литературе романтизма – концепт доппельгангера это очень часто антиутопия со страхом тёмной стороны личности, которая представляется как нарциссическое отражение субъекта (подобная интерпретация также свойственна допустим «Стадии зеркала» в психоанализе идентичности Лакана). Именно с подобным нарциссическим и агрессивным воплощением сети воюет героиня фильма Даниэля Голдхабера «Веб-камера» (2018): её трансляции захватывает версия её самой и только через убийство фетишизированной версии себя, то есть через удаление она может вернуть себе контроль над своей идентичностью, однако в конце фильма героиня создаёт новый аккаунт, что показывает нам цикличность и фактическую невозможность полного уничтожения присутствия в сети, ведь в этой реальности мы практически никогда не включаемся в борьбу чтобы убежать, а боремся только ради того, чтобы восстановить контроль и в большинстве случаев просто не готовы к полному истреблению даже подконтрольной нам личной истории сети. Однако сейчас настолько огромная роль виртуального не может быть достигнута из-за даже отсутствия возможности квалиа для пользователя в современной сети, но возможно с постепенным технологическим развитием, этот отчасти технофобский концепт станет более основательным. В будущем только предстоит понять какая из рамок покажет себя самой правдоподобной. В этой теме ещё множество различных аспектов, которые могут как облегчить, так и значительно усложнить анализ: от разграничения собственного я и виртуального (Extended self), до особенностей вертикальности и горизонтальности среды, сдерживающий субъекта (можем ли мы воспринимать её как экосферу?). И скорее всего вопросы будут актуализироваться всё сильнее с ростом вовлечения человека и его сращиванием с медиумом передачи информации. Так возможно уже через пару десятилетий фраза Маклюена сократится и будет звучать уже иначе: “Me is the message”. Но именно сейчас попытка разобраться в ролях и связях между реальностью и нашими виртуальными копиями может дать нам шанс повлиять на их конструирование. Автор — Смирнов Филипп Источник: m.vk.com Комментарии: |
|