В чём сила правды и как она делает нас свободными? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-16 21:13 Геродот, отец исторической науки, оставил об обычаях древних персов любопытное наблюдение: «Детей от пяти лет до двадцати, – пишет он, – обучают только трём предметам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду». «Наигнуснейшим пороком, – продолжает Геродот, – почитают они ложь; а вторым после сего – быть в долгах, как по многим другим причинам, так и потому, что должнику всегда необходимо бывает лгать». Нравственный кодекс персов вовсе не был в этом пункте уникальным явлением – убеждение, что правдивость является высочайшим моральным императивом, мы находим в основании всех мировых религий и большинства философских учений. Но можно ли считать подобные призывы простым нравоучением, способствующим, как и всякая мораль, выгодам не конкретного индивида, но скорее общества? Разумеется, это в интересах группы, если входящие в неё люди отличаются честностью, поскольку означает, что они предсказуемы и выполняют свои обязательства. На них можно рассчитывать, оказывать им помощь и получать её. С ними можно заключать сделки и координировать усилия, не опасаясь удара в спину, за счёт чего повышается сплочённость группы, её синергическая эффективность как во времена войны, так и во времена мира. Правдивость, таким образом, есть форма взаимности, а последняя представляет собой саму суть протоморали многих млекопитающих от крыс и волков до шимпанзе и homo sapiens. Напротив, чем меньше градус правдивости и взаимности в группе, тем хаотичнее и бессильнее она – входящие в неё единицы неохотно объединяют усилия и находятся в постоянных конфликтах. В природе достаточно пары аморальных индивидов (то есть не играющих по правилам взаимности и не учитывающих групповой интерес), чтобы вся группа быстро дошла до вымирания. В качестве примера можно взять наших ближайших сородичей шимпанзе. Порой они проявляют чудеса эмпатии и взаимопомощи, но у них есть и тёмная сторона: они не брезгают отбирать еду и воровать даже у собственных детёнышей, им знакома месть, жестокость, война за власть, а время от времени они прибегают к убийству и поеданию себе подобных – к каннибализму. Когда в обезьяньем сообществе заводятся те, кто бесконтрольно обращают эти тёмные инстинкты против собственных членов, всему сообществу приходит скорый конец. В первую очередь выживают, следовательно, группы с высокой внутренней солидарностью и честностью, потому до наших дней сохранились общества с такими религиями, которые её проповедуют и стараются усилить; остальные уже давно сгинули. Взаимность и правдивость есть фундамент социального взаимодействия, но подобные наблюдения совсем не исчерпывают глубины предмета. Более высокий уровень постижения её ценности именно для индивида, а не только для общества, был доступен великим мыслителям и пророкам, начиная от Заратустры, Будды, Лао-Цзы, Сократа и Иисуса, хотя они никогда не формулировали этого ясно. Оно было доступно (часто в полуинтуитивной форме) практически всем монашеским и духовным движениям Индии, Китая, Ближнего Востока и Греции, где повсеместно существовал запрет на произнесение лжи. Запрет этот не связывался с некоей греховностью, а был очень прагматическим, холодным расчётом, что особенно подчеркнуто проговаривалось в ранних йоге, санкхья, буддизме и иных индийских практиках. Подобно, к примеру, половым отношениям, ложь для этих людей не содержала в себе чего-то глубинно порочного, просто она подрывала силы и сбивала с курса, это было как плохим выбором питания для спортсмена. Если хочешь – пожалуйста, молния тебя не поразит, но в высшей лиге ты уже не сыграешь. Дело в том, что наши созидательные инстинкты, всё, что жаждет вверх, противостоит бессмысленному страданию и искажениям восприятия, не является единственной частью личности. Мы суть арена битвы разнонаправленных сил, что доказали современные науки о мозге, в первую очередь технология функциональной МРТ, хотя это в общем-то и так было понятно многие тысячи лет. По совокупности эволюционных причин в человеке присутствует много такого, что заставляет его без всякой нужды мучиться, разлагаться, разрушать себя и окружающее; то, что подавляет критическую мысль, вынуждает ходить кругами и действовать себе во вред. Всё это – специфические мозговые модули, нейронные сети, которые в силу устройства нервной системы укрепляются при периодической активации и теряют силу при периодической деактивации. Когда мы с ясностью увидели нечто в себе или окружающем мире, но мешкаем задержать свой взор, продумать и исследовать, когда открыто не проговариваем это внутри себя и вовне, мы всерьёз рискуем. Мы рискуем, что соответствующие нейронные сети ослабнут, и этот свет покинет столь неблагодарное сознание. Стоит этому превратиться в привычку, как человек увязает в трясине самообмана и внешней манипуляции, которые тотчас же водворяются на место, где должна находиться здоровая и сильная способность суждения. Мы лишаем её необходимой жизненной опоры, если не стараемся внимательно всматриваться в предстающее взору и честно признавать, как обстоят дела, кто мы есть и чего хотим, что нам близко или чуждо. Этим укрепляется склонность к заблуждению, мы шаг за шагом перемещаемся во всё более иллюзорную вселенную, попутно заражаясь целым букетом идеологических паразитов. Жизнь оказывается подчинена внешнему центру детерминации – противоречащим нашей природе установкам поведения, отражающим интересы внешних сил и многовековые ошибки. Человек должен хвататься обеими руками за всю доступную ему правду и поддерживать её актами речи, тогда этот островок света растёт, а зрение становится острее и цепче. Помимо свидетельств духовных поисков двух с половиной тысячелетий, сейчас в нашем распоряжении имеется и строго научное, нейробиологическое подтверждение описанного механизма. Как демонстрируют визуализации фМРТ, акт осознания и затем уверенной, свободной артикуляции трансформирует нашу личность и мозг, структуру нейронных сетей, что постепенно закрепляет одни поведенческие модели и подавляет другие. Проще говоря, большая правдивость с собой и другими напрямую переходит из речи в поступок, мы с большей легкостью начинаем жить в этой правде. Во-вторых, ложь – не просто эфемерное колебание воздуха, но поступок, активно меняющий обстоятельства жизни. Выпущенная на волю, она вынуждает соизмерять с ней наше поведение и фильтровать слова и реакции, чтобы избежать обличения. Ложь создаёт специфические ожидания у окружающих, влияя тем самым на действия человека, и жизнь начинает зависеть от длинной цепи неправд и недомолвок. Он не только сажает себя на эту цепь, но и должен бдительно следить за исправностью каждого звена, от чего теперь зависит то, чем он обладает и за что так держится. Опасность лжи – в её свойстве постепенно создавать искаженную структуру внутренней и внешней реальности, в которой мы оказываемся вынуждены играть по чуждым нашему существу правилам, то есть всё более утрачиваем свободу. Люди идут на компромиссы с сознаваемой ими правдой, соблазнившись материальным благополучием, статусом, властью или вниманием конкретного человека. Порой этого действительно удаётся достичь, однако краткосрочные выгоды оборачиваются долгосрочными потерями. Само стремлением к ним столь дорогой ценой основано на ошибочном понимании устройства человеческой психики. Нам не приносит прочного счастья то, что противоречит прогрессивной и творческой части нашего «Я», сколь бы желанным оно ни казалось. Ложь накладывает печать на род занятий, круг общения, набор тем и привычек – они становятся подчинены фальшивому ориентиру. Человек попадает в окружение людей, общение с которыми возможно, лишь если он будет значительно редактировать собственную личность. Будет коверкать или скрывать какую-то важную правду, порой подавлять самое сильное и ценное в себе. Или же это общение просто не в состоянии тогда раскрыть своего подлинного потенциала, оно лишается перспектив, поскольку в нём не звучит самое важное. Если тем, кто заминает или искажает правду, удаётся всё задуманное, они поселяются в золотой клетке. Жизнь в ней в лучшем случае подобна коматозному сну – лишенная полноты и смысла, но не чрезмерно тягостная за счёт самоослепления и предельного урезания личности. В худшем же случае их всю жизнь гложет червь сомнения и снедает тоска, заставляя недоумевать, как так вышло, что получая желаемое, они всё равно остаются с пустыми руками. Недостаточно «не врать себе» – это будто бы очевидно, хоть и непросто. Необходимо сделать следующий шаг и воспитать привычку к активной манифестации доступной нам ясности. Недостаточно воздерживаться ото лжи тем, с кем нас сводит судьба, – требуется сообщать им правду, прежде всего о том, кто мы, во что верим и к чему стремимся. Это задаёт верные ожидания и потому так формирует ткань реальности, что нам всё менее нужно прогибаться под ложные ориентиры. Такова была, я полагаю, одна из революций великих пророков: они не ограничивались этикой воздержания, и дальше всех здесь пошёл Будда. Пройдя обучение сперва джайнизму, а потом йоге у Алары Каламы, он отверг их все. В немалой степени это произошло по этой самой причине: джайны, йоги, как и остальные, учили его, что дабы добиться личной трансформации, счастья и избавления от сансары, нужно очистить себя ото лжи. Будда осознал, что этого мало и нужно деятельно утверждать правду. Они учили, что нужно воздерживаться от причинения вреда. Будда понял, что этого мало и требуется деятельно способствовать благу. И так – со всеми остальными правилами, которые те проповедовали. Каждому очевидно, что корректное знание является жизненной необходимостью. От него зависит, до какой степени мы можем добиться благополучия и свободы, поскольку последние представляют собой меру способности человека проявлять высшие возможности своей природы. Чтобы наше поведение пребывало в согласии с миром и нашим естеством, нам требуется знание о них, и знание о себе в самую первую очередь. В этом смысл известных слов Христа из Евангелие от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина, в той мере, в которой она доступна нашей способности суждения в каждый момент времени, даёт видение верного маршрута, а следование ему и равнозначно свободе. Счастье, творческую мощь, смысл и свободу мы вкушаем не при отсутствии обязательств и долга. Они обретаются в движении в продиктованном нашим существом направлении: в естественной зависимости. Что менее очевидно, но всё-таки совершенно верно, так это необходимость не отводить глаз и давать собственному знанию выражение, поскольку сам этот акт обладает колоссальным преображающим потенциалом. Конечно, правдивость не есть безошибочный этический компас и не существует столь конкретных и одновременно универсальных принципов, пригодных во всякой ситуации. Тем не менее воля к правде есть надёжное руководство к действию, к которому следует прибегать много чаще, чем человек привык, – по сугубо практическим соображениям. Если мы хотим быть, а не казаться, если мы стремимся к счастью и творческой самореализации, обрести их получится лишь в свободе и естественности. Последние же невозможны, когда мы привыкли избегать открытой манифестации правды перед самими собой и во внешнем мире. Они невозможны, когда мы искажаем её или запрятываем, чтобы подладиться под людей и обстоятельства, и загнали себя в положение, где без этого не обойтись. Конечно, какие-то люди и даже части нас самих будут этой честностью отсеяны, но хотя это может быть тяжело, в конечном счёте такие перемены всегда к лучшему. Общение же с оставшимися от неё только выигрывает, ибо встаёт на прочный фундамент и становится действительно аутентичным. Осмеливаясь быть честнее, мы бывает терпим то, что кажется убытками. Мы не получаем того, что нам будто бы нужно, или утрачиваем то, что берегли. В ретроспективе оказывается, что по большей части убытки эти – исчезновение опухолей и чужеродных наростов на теле нашего «Я». Отделение их болезненно, как всякая хирургическая операция, но за болевым шоком следует огромное облегчение и оказывается спасена жизнь. Те же утраты, что вполне реальны, всё равно меньше, и случаются они куда реже, чем когда мы идём на сделки с тем, что считаем правильным, и шаг за шагом сбиваемся с указуемого нашим внутренним компасом пути. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|