В 1953 году у 27-летнего Генри Молесона в ходе нейрохирургической операции удалили среднюю височную долю коры вместе с гиппокампом: врачи рассчитывали, что так они избавят пациента от эпилепсии.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В 1953 году у 27-летнего Генри Молесона в ходе нейрохирургической операции удалили среднюю височную долю коры вместе с гиппокампом: врачи рассчитывали, что так они избавят пациента от эпилепсии. Теперь-то мы знаем, к чему приводит удаление гиппокампа, одного из самых главных центров памяти, но знание наше появилось как раз благодаря этому самому Генри, который после этого перестал запоминать новую информацию (при этом прежние, «дооперационные» воспоминания с ним остались).

Раньше считалось, что память распределена по мозгу и что одна зона легко может в этом заменить другую; теперь же выяснилось, что у памяти в мозге есть «места силы», которые ничем не заменишь.

В течение 50 лет г-н Молесон оставался главным «артефактом» для всех, кто так или иначе занимался памятью. По словам Якопо Аннезе (Jacopo Annese) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), б?льшая часть из того, что мы знаем про память, опирается на исследования, проведённые с пациентом Г. М. (как называли Генри Молесона до его смерти). Умер Г. М. в 2008 году, однако и после смерти он, что называется, продолжил служить науке: вышеупомянутый г-н Аннезе и его коллеги под руководством Сьюзен Коркин (Suzanne Corkin) разрезали замороженный мозг Г. М. на 2 401 кусочек, каждый толщиной 0,7 мм. Подробно рассмотрев все срезы, исследователи попробовали создать на их основе 3D-модель мозга.

Когда виртуальный мозг «собрали», оказалось, что значительная часть гиппокампа, которая, как считалось, была удалена при операции, осталась на своём месте. То, что при операции удалили не так много, как думали, учёные выяснили ещё в 1992 году, когда мозг Г. М. впервые просканировали на МРТ и обнаружили в нём часть гиппокампа. Но на сей раз стало ясно, что оставшаяся часть заметно больше, чем показал сканер. Неповреждённой оказалась вся задняя часть гиппокампа, причём всё в порядке было и на клеточном уровне.

Результаты работы исследователи опубликовали в Nature Communications.

Глобальную революцию в нейробиологии памяти эти данные не вызовут, однако какие-то представления об устройстве и функционировании нейронного аппарата памяти всё же придётся пересмотреть. Во всяком случае теперь можно точно сказать, что стало причиной антероградной амнезии Г. М.: во время операции у него вырезали энторинальную кору, которая соединяет гиппокамп с остальным мозгом. Гиппокамп оказался изолирован; он, может, и сформировал бы какие-нибудь воспоминания о настоящем, но им в нём неоткуда было взяться.

Так что амнезия у Г. М. случилась не столько из-за повреждения гиппокампа, сколько из-за отсутствия энторинальной коры — хотя и об этом авторы работы предпочитают говорить с большой осторожностью, имея в виду дальнейшие исследования. Впрочем, главным мотивом учёных в данном случае было вовсе не желание установить медицинскую правду: не каждый день исследователям предоставляется возможность проверить на мёртвом человеческом мозге данные, которые полвека аккуратно собирали на этом же мозге, но вживую.

Стоит также заметить, что не слишком верные заключения о причинах амнезии всё же натолкнули исследователей на правильные мысли о гиппокампе, и его роль в формировании памяти вряд ли будет оспорена, сколь бы внимательно учёные ни всматривались сейчас в мозг Г. М.

Комментарии: