Суть. Лекция #2. Эволюция поведения. «Биология поведения человека» [Роберт Сапольски. Стэнфорд]

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Предыдущий конспект: лекция #1.

Курс рассказывает о взаимосвязи физиологии и человеческого поведения. О скрытых эмоциях, мыслях, воспоминаниях и т.д. Как одни составляющие могут влиять на другие при различных обстоятельствах. По ходу курса объясняется социальное поведение человека, в том числе — отвратительно ненормальное поведение. Биология поведения нужна, когда вы в суде, голосуете на выборах, выбираете тратить или не тратить деньги на решение какого-то вопроса и можно ли его вообще решить, когда пытаетесь понять близкого человека, погрузившегося в депрессию и в множестве других ситуаций.

Автор конспекта: Евгений Недельский.Корректор: Татьяна Архарова.Источник конспекта: Заметки Юджина.Источник лекций: 25 лекций в озвучке от VertDider.

Лекция #2. Эволюция поведения, I.

YouTube1:37:00

Особенности животного по его черепу.

Только лишь взглянув на пару черепов животных и зная, кто из них самец, а кто самка, можно узнать вес и размер их тел, чем они болели, были ли проблемы с пропитанием, рожала ли самка, часто или редко, ходили ли они на двух ногах. Обладая нужными инструментами можно догадаться, кто с большей вероятностью изменял другому, насколько они были агрессивны, рожала самка близнецов или по одному ребёнку, выбирали ли самцов за родительские качества или за размер и крутость, какова была средняя продолжительность жизни и живут ли самец и самка одинаково долго или существуют значительные различия.

Существует внутренняя логика в том, как организмы функционируют, как они устроены, как они эволюционировали, пытаясь найти оптимальное решение. Именно благодаря ей можно сделать такие предсказания. То же самое можно применить для объяснения эволюции поведения. Это надежный способ в случае птиц, рыб и приматов.

Человек где-то посередине: мы не конкурирующий и не парный вид. Потому что люди:

  • не такие разные по размерам, как бабуины, но и не полностью одинаковые;
  • мужчины живут меньше женщин, но ненамного;
  • состоят в моногамных отношениях, но на деле часть из них немоногамны. Большинство культур на планете, пока до них не добрались миссионеры, допускали полигамию. Но в большинстве полигамных культур многие люди создавали пары и были моногамны. У людей есть экономическая полигамия (больше внимание достается очень богатому) и демографическая полигамия (многие мужчины не возвращаются с войны).

Факты о Дарвине:

  1. Дарвин не открывал явление эволюции, люди знали про неё за долго до него. Дарвин вывел один из принципов эволюции — естественный отбор.

2. Дарвин не единственный автор идеи естественного отбора, был и второй — Альфред Рассел Уоллес. Но по какой-то причине история забыла Уоллеса, а Дарвину досталось всё внимание.

Признаки в популяции со временем меняются, при достаточном количестве изменений происходит видообразование.

Логика теории эволюции Дарвина:

  1. Наследуемые черты. Некоторые признаки передаются по наследству, они могут переходить от поколения к поколению, их называют генетическими. Но это некорректное название, вернее сказать — наследственные признаки.

2. Изменчивость. Существует изменчивость признаков, есть несколько версий признака, и все они могут быть унаследованы. Некоторые версии признаков более адаптивны, чем другие.

3. Размножение. Суть не в выживании наиболее приспособленного, суть в размножении — сколько копий генов вы передали следующему поколению.

4. Мутации. Вероятность случайного появления новой версии признака. По причине мутаций состав популяции может довольно сильно меняться.

Поведение человека и эволюция Дарвина.

Все главные моменты теории Дарвина можно применять и к поведению человека:

  1. Передача поведения по наследству: типы, признаки, классы поступков. Они варьируются в той или иной степени среди индивидуумов. Некоторые черты поведения передаются по наследству. Есть связь генетики и поведения. Но это не означает, что поведение определяется генами. Есть только определенная доля их влияния.

2. Некоторые варианты поведения более адаптивны, чем другие.

3. Более адаптивное поведение становится более распространенным со временем.

4. Периодически появляются мутации поведения, которые вносят новые изменения в него.

Опровержение популярных заблуждений.

Миф: естественный отбор определяется выживанием самого приспособленного.

Правда: не выживание самого приспособленного, а размножение определяет эволюцию.

Миф: животные совершают поступки на благо всего вида. Например, огромное стадо зебр встречает на своём пути реку с крокодилами. Старая зебра расталкивает всех на своём пути и приносит себя в жертву крокодилам, чтобы вся остальная стая в это время могла пересечь реку чуть дальше, пока крокодилы заняты той старой зеброй.

Правда: животные совершают поступки для передачи как можно большего количества копий своих генов. Старая зебра не расталкивала всех на своём пути, её выталкивали вперед, потому что она старая и слабая. Никакого группового отбора и поступка на благо вида тут нет.

Максимизация количества копий в следующем поколении.

Происходит 3 путями:

  1. Индивидуальный отбор — желание размножаться и передавать как можно больше копий своих генов следующему поколению. Некоторые аспекты такого отбора называют «эгоистичный ген», но это не совсем он, лучше использовать термин «индивидуальный отбор». Индивидуальный отбор в рамках полового отбора оставляет те признаки, которые считаются более привлекательными.

2. Естественный отбор — выявление наиболее приспособленного организма. Признаки, способствующие выживанию. Например, большие острые рога у лосей, позволяющие им защититься от хищников или сражаться за самку.

3. Половой отбор — отбор признаков без адаптивной ценности, но которые по какой-то причине привлекают представителей противоположного пола, позволяя оставлять больше копий своих генов. Такие признаки не имеют никакой ценности для выживания. Но если они помогают привлекать партнеров, то такие признаки в ходе эволюции начинают встречаться чаще. Например, рога лосей могут стать зеленоватые и с красивыми узорчиками, потому что они выглядят привлекательно для самки.

Часто пути отбора противоречат друг другу и вынуждены находить баланс между собой. Например: самки некоторых рыб предпочитают самцов с более яркой окраской, но более яркий окрас делает самцов легкой добычей для хищников.

Принципы оптимизации эволюционного поведения.

(В рамках индивидуального отбора).

1.1. Индивидуальный отбор — желание передать следующему поколению как можно больше копий своих генов для увеличения эволюционного успеха. Самый простой способ — вести себя так, чтобы самому размножаться как можно чаще.

1.2. Родственный отбор — помощь родственникам, которая увеличивает их репродуктивный успех. Помогая родственнику, особь увеличивает шанс передачи части своих генов, которые есть у родственников. Чем ближе степень родства, тем больше копий общих генов.

1.3. Взаимный альтруизм — взаимное сотрудничество. Быть эгоистом — не самая лучшая идея с точки зрения эволюции. Взаимный альтруизм эволюционно выгоден даже для неродных особей, с условием не вкладывать больше, чем можешь получить. Такой альтруизм чаще всего проявляется у социальных, умных и долгоживущих позвоночных, чтобы иметь шанс встретиться с тем, кому помогли и наладить систему взаимозачетов. Но он может возникать и в других системах, даже у бактерий.

1.4. Желание жульничать и способность распознать ложь — постоянная готовность в возможному обману, даже в стабильных и взаимовыгодных отношениях. Животное или пытается где-то схитрить, или не дать схитрить другому.

Люди гораздо чаще замечают обман и жульничество, чем спонтанное проявление доброты и альтруизм: 75% против 25%. У шимпанзе наблюдается такая же предрасположенность. Есть некий баланс между сотрудничеством и взаимовыгодой. Можно попробовать просчитать оптимальную стратегию поведения для конкретной особи конкретного вида: когда сотрудничать, а когда обманывать. В этом помогает математика, в частности, теория игр.

Теория игр в поведении.

Есть игра, которая демонстрирует работу сотрудничества и жульничества: эволюция доверия.
Скриншот из игры.

Согласно теории игр, есть формальные игры, для которых существуют различные стратегии, построенные на логике выбора: сотрудничать или обмануть. Теория игр применима и к эволюции. У некоторых людей зона мозга, отвечающая за удовольствия, активна, когда они успешно обманывают соперника, у других — когда они успешно сотрудничают. И это различие сильно зависит от пола.

  1. Стратегия «зуб за зуб» является очень выгодной с точки зрения выигрыша для каждого из двух оппонентов.
  • Принцип. Вы начинаете с сотрудничества. Затем отвечаете аналогичным действием на действие оппонента: если он сотрудничает, то и вы сотрудничаете, если он жульничает, то и вы жульничаете, если он снова стал сотрудничать, то и вы снова сотрудничаете.
  • Минусы. Уязвима к ошибочным сигналам: когда один сотрудничал, а второй это воспринял как жульничество. В итоге второй ответил на жульничество, первый увидел это жульничество и ответил своим жульничеством, и так далее. Поэтому есть ещё более выгодная стратегия.

2. Более выгодная стратегия «прощение».

  • Принцип. Стратегия как в «зуб за зуб», только в ситуации, если цикл жульничества проходит много раз (например, 5 раз), в следующем раунде один игрок опускает свои принципы и начинает ход с сотрудничества. Это возвращает всё на своим места.
  • Минусы. Вас могут использовать. Прощение может быть использовано в своих интересах вашими соперниками, если в их стратегии нет прощения на прощение.

3. Поэтому есть ещё более выгодная стратегия.

  • Принцип. Начинаете со стратегии «зуб за зуб». Если игрок на протяжении многих раундов никогда не подводил вас, вы переходите на прощение — вы достаточно имели дело с игроком, чтобы доверять ему. Вопрос только в том, как много раундов должно пройти, чтобы начать применять стратегию прощения.

Представителям биофлоры часто свойственна игра «зуб за зуб». Но в реальной жизни, в отличии от теории игр, часто ведется параллельно несколько игр: правила ведения одной игры начинают психологически просачиваться в другую. Мир биологии поведения — это, как правило, мир гораздо более сложных игр. Ведь можно параллельно вести разные игры: узнавать, как тот или иной субъект вел в себя в других играх ранее (его репутацию), возмещать отсутствие сотрудничества в одних ситуациях сотрудничеством в других и т.д.

Продолжение в лекции #3…


Источник: m.vk.com

Комментарии: