Послевоенное экономическое чудо в Южной Корее стало возможно во многом благодаря системе образования, ориентированной на подготовку квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей
Фото: KAIST
О том, можно ли достичь баланса между сотрудниками-людьми и программами, РБК рассказал Син Сон Чхоль, президент Корейского технологического университета Корейского института передовых технологий (KAIST), который считается одним из лучших в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Профессор Син — автор сотен научных статей, обладатель десятков патентов. Он участвовал в разработке национальной стратегии по развитию науки и технологий в Республике Корея.
В 1980-е годы правительство вашей страны смогло убедить многих профессоров-эмигрантов, работавших на Западе, вернуться на родину. В итоге соотечественники внесли большой вклад в развитие образования, науки и технологий в Корее. Почему они возвращались?
Это было очень важное для нашей страны время. Бурными темпами шла индустриализация, которая началась еще в конце 1970-х, развивалось производство полупроводников, автомобилей. Правительство хотело добиться настоящего прорыва, а для этого нужны были высококвалифицированные сотрудники. При этом условия жизни в то время были не очень хорошими. Корейские ученые, работавшие в развитых странах, в том числе в США и Японии, возвращались из чувства долга перед страной. Когда я сам в 1989 году снова оказался на родине после пяти лет работы в лаборатории Kodak при Северо-Западном университете США, моя зарплата на новом месте работы составляла лишь 20% от той, которая была у меня в Америке. Я вернулся потому, что сам был выпускником KAIST. Когда я там учился, университет целиком финансировался правительством, и я должен был вернуть свой долг, внеся вклад в развитие страны.
Российское правительство давно ищет способы вернуть научные кадры из-за рубежа, но тут один патриотизм вряд ли поможет.
Сегодня все по-другому даже в Южной Корее. У моего поколения было чувство патриотизма. У нового поколения оно не настолько сильное. Теперь нужно использовать другую мотивацию — обеспечить зарплату, сопоставимую с зарплатой в США, а также гарантировать необходимые условия для проведения исследований.
Какую роль в образовании должно играть государство?
В Южной Корее вопросами образования фактически занимается правительство. Но сегодня университеты просят больше автономии, стремятся к формированию более гибкой системы, ведь правительство иногда не может угнаться за переменами, связанными с меняющимися потребностями компаний. Нужно соблюсти баланс между университетской автономией и ролью правительства: вузам необходима господдержка, но при этом им нужна и гибкость в составлении учебных программ.
Должно ли образование быть бесплатным?
Если государство достаточно богато, оно должно оплачивать все расходы студентов. Это оптимальная ситуация. Но сегодня стоимость образования очень высока, и большинство правительств мира не может взять на себя все расходы. Часть расходов покрывается за счет потребителей. Годовой бюджет KAIST — это примерно $700 млн. Лишь 25% из этих денег — средства, которые выделяет правительство. Остальное поступает из других источников, поэтому привлечение средств — очень важная задача. Если вам нужно хорошее образование, за него приходится платить. Например, частные университеты в США дают намного более качественные знания, чем университеты, которые финансируются из бюджета своих штатов. Другими словами, вузам нужна поддержка и от государства, и от потребителей.
Как вы относитесь к новым технологиям в области образования — например, к онлайн-образованию?
Онлайн-образование, иммерсивные технологии очень важны, они позволяют удешевить процесс обучения и повысить его эффективность. Но личный контакт, передача знаний непосредственно от человека к человеку тоже важны. Эти подходы нужно сочетать.
Какую специализацию лучше выбирать нынешним студентам, чтобы быть успешными в будущем?
Искусственный интеллект и узкие области программирования очень важны. Но в то же время я хотел бы подчеркнуть, что фундаментальное образование сейчас намного важнее, чем поколением раньше. Дело в том, что технологии быстро меняются, и чтобы не отстать, нужны очень хорошие фундаментальные знания в точных науках и инженерном деле. Кроме того, важны гуманитарные и общественные науки, поскольку гуманитарии зачастую видят проблемы, на которые не обращают внимания «технари».
В ближайшие годы из-за автоматизации исчезнут очень многие специальности. Как в связи с этим должна измениться система образования?
В будущем нужно достичь гармонии между Homo sapiens и Robo sapiens — то есть с роботами, оснащенными искусственным интеллектом. Robo sapiens обладают целым рядом преимуществ перед людьми — например, очень хорошо считают, великолепно работают с данными, у них отличная память. В этих областях люди не смогут с ними конкурировать. Нам нужно развиваться в тех сферах, в которых мы превосходим Robo sapiens. Это креативность, мудрость, проницательность, способность к сотрудничеству.