Пять мифов об интеллекте и мышлении |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-09 15:15 Многие распространенные определения интеллекта антинаучны. Мы верим, что когнитивные способности можно измерить с помощью IQ-теста, математическое мышление присуще людям с более развитым левым полушарием, мужское и женское мышление отличаются, а хорошему лидеру необходимо прокачать эмоциональный интеллект. Что из этого правда, а что — миф? Разбираемся с популярными теориями об интеллекте и мышлении. Физики и лирики Гипотеза о различиях правой и левой части мозга пришла из науки, но в популярном изложении теорию изрядно исказили и самое главное — из нее выпала часть, связанная с изучением эпилепсии. Все началось в 1960-1970 годы с исследования ученого Роджера Сперри и его студента Майкла Газзаниги, которое впоследствии принесло Сперри Нобелевскую премию в 1981 году. Сперри и Газзаниги заинтересовались экспериментальной методикой лечения эпилепсии, придуманной хирургом Уилльям ван Вагененом. Врач фрагментарно разъединял связь между левой и правой половиной мозга, осуществляемую за счет мозолистого тела черепа. Ван Вагенен утверждал, что умственные способности и поведение пациентов, в целом, оставались прежними. Однако Сперри, проведя осмотр больных, обнаружил некоторые специфические изменения: часть пациентов не могли назвать вещи, за распознавание которых была ответственна правая часть мозга, но узнавали предметы, за которые отвечала левая. Продолжив свои наблюдения, Сперри пришел к заключению, что за речь ответственна левая часть мозга. Так, за левой половиной закрепилась функция контроля языка и логики, а за правой — визуальное восприятие и ориентирование в пространстве. Со временем, в массовой культуре укрепилась идея о том, что каждая половина мозга отвечает за свой тип мышления. При этом, у людей более развито одно из полушарий: если это левое, то такой человек лучше справляется с математикой, рациональным мышлением и логикой; если это правое — то человеку присуще творческое мышление, и он склонен к импровизации. Более поздние исследования доказали, что дихотомия полушарий преувеличена. Для математических же задач и вовсе принципиальна связь между половинами мозга. Чем сложнее задача — математическая или любая другая — тем большее значение приобретает обмен информацией между двумя половинами мозга, в этом соглашаются современные ученые. Научный журналист Карл Циммер поясняет, что в популярной психологии упускаются особенности взаимодействия между левым и правым полушарием. К примеру, левое полушарие специализруется на распознавании звуков, из которых складываются слова, и синтаксисе фразы, но у него нет монополии на обработку речи. А правое полушарие помогает распознавать интонацию, ритм и выражение, с которым произносится фраза. Для понимания речи собеседника нам не обойтись без задействования обеих половин мозга. Эмоциональный интеллект Понятие «эмоционального интеллекта» популяризировал журналист Дэниел Гоулман в 1995 году, подхватив термин, предложенный ранее двумя психологами Джоном Майером и Питером Саловей. В определение ЭИ (эмоционального интеллекта) входит способность распознавать чужие эмоции и понимать свои, умение различать разные типы эмоций и применять эти знания на практике. Традиционное представление об эмоциональном интеллекте основано на двух предположениях:
Лиза Фелдман Баретт, доктор психологии и автор книги «Как создаются эмоции: секретная жизнь мозга» объясняет в своей статье, почему восприятие эмоций как некого набора универсальных состояний (злость, обида, зависть, радость и т. п.) ошибочно. Баретт уверена: заранее заготовленные шаблоны лишь заведут нас в тупик; чем больше мы тренируемся видеть новые, необычные модели поведения — тем лучше. Впрочем, у исследователей есть и ряд других претензий к теории эмоционального интеллекта:
Как насчет многочисленных тестов, созданных для измерения ЭИ, и текстов о том, почему успешным руководителям нужно развивать эмоциональный интеллект? Такие тесты скорее можно отнести к индустрии развлечений, чем к науке. Уже к 2004 году благодаря мета-исследованию американских психологов стало ясно, что корреляции между продуктивностью на работе и эмоциональным интеллектом статистически незначительна. К слову, сам Гоулман не ожидал, что его книга приобретет такой широкий резонанс — в особенности, в сфере менеджмента и карьерных советов. По мнению журналиста, некоторые авторы статей делают заявления о важности эмоционального интеллекта для развития карьеры и лидерских качеств, безосновательно и искажая изначальную идею автора. IQ-тест показывает уровень интеллекта Тест на определение коэффициента интеллекта вызывает множество споров. Одни говорят, что в нем не учитываются различия, присущие разным культурам, из-за чего у белых европейцев результаты всегда будут выше. Другие обращают внимание на разницу между ситуацией прохождения теста и поведения человека в действительности — это напоминает аргумент об ограниченности данных, полученных в лабораторных условиях. Впрочем, главная проблема кроется в другом. Тест Стэнфорд — Бине, один из наиболее популярных тестов на определение коэффициента IQ, предполагает, что всю совокупность различных навыков и умственных способностей можно суммировать и выразить через единый показатель. Научный журналист Роджер Хайфилд обоснованно считает такое обобщение ненаучным и бессмысленным. До сих пор не существует универсального определения интеллекта, однако мы можем измерить некоторые из когнитивных способностей. Такие как кратковременная память, логическое мышление, лингвистические навыки и ряд других. Хайфилд и его коллеги выяснили, что как минимум эти три типа мышления активизируются в мозге независимо друг от друга. И простое сложение активности того или иного региона мозга не способно отразить реальную картину когнитивных процессов, происходящих в наших головах. Мы используем 10% своего мозга Миф о том, что мы обычно задействуем лишь 10% своего мозга, пользуется особой популярностью в массовой культуре и существует едва ли не с начала XX века. Благодаря нему легко представить, будто в каждом из нас дремлет супергерой, которого можно разбудить при желании и определенной тренировке. На этом сюжете, в частности, спекулирует Люк Бессон в своем фильме «Люси», где главная героиня оказывается способна управлять всем объемом и потенциалом своего мозга. К той же идее нередко прибегают авторы программ по саморазвитию и самопровозглашенные лайфкоучи. Доказать антинаучную природу этой теории можно несколькими способами. К примеру, снимки, сделанные с помощью позитронно-эмиссионной томографии, показывают, что во время выполнения разных когнитивных задач активируется бОльшая часть мозга. С точки зрения эволюции, теория также звучит неубедительно: зачем человеку нужен такой огромный мозг, если 90% объема — не функционально, при этом на поддержание его жизни уходит много энергии. Кроме того, будь этот миф правдой, люди, часть мозга которых пострадала в результате несчастного случая или болезни, не заметили бы особенной разницы в своем поведении и самочувствии после инцидента. В действительности же, увы, почти ни один случай повреждения мозга не остается без последствий для человека. Мужской мозг отличается от женского В своей недавней книге «Гендерный мозг» Джина Риппон, специалист по когнитивной нейровизуализации, разоблачает известный стереотип о мужском и женском типе мышления. Центральная мысль Риппон строится вокруг социальной и культурной природы мифа. Как ни грустно это осознавать, пока общество и доминирующая культура производит, а не подавляет гендерные клише, избавиться от псевдонаучных теорий, подобных идее о гендерном мозге, крайне сложно. Автор книги признается, что ее собственное исследование было попыткой обнаружить различия между мужским и женским мозгом. Лишь сопоставив данные нескольких научных трудов, Риппон была готова признать абсолютную несостоятельность мифа. Одна из последних находок, позволяющих разоблачить теорию гендерного мифа, — тот факт, что наш мозг меняется на протяжении жизни. На возникновение новых нейронных связей влияет не только образование, но и наша работа, хобби, привычки и занятия спортом. Таким образом, с точки зрения различия между мозгом разных людей, жизненный опыт имеет гораздо большее значение, чем пол. Мозг московского доставщика еды будет сильно отличаться от мозга бразильского футболиста и от мозга нью-йоркского таксиста на пенсии. Риппон говорит, что идея мужского или женского мозга подразумевает гомогенность, статичность и типизацию мышления. Словно все мужчины похожи друг на друга. В то время как принцип пластичности мозга утверждает несостоятельность конфликта между природой и воспитанием. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|