ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-24 13:50 Мне кажется, систему школьного образования в нашей стране можно охарактеризовать одним словом. Но поскольку слово это - неприличное, пришлось написать подробную статью. Чтобы вместо “всё плохо” чётко увидеть, в чём именно заключается и как создаётся разрушительный эффект. Чтобы было понятно, что именно нужно менять. Я выделила 6 основных проблем на примере обучения математике: директивный способ подачи знаний, плохо составленные программы обучения, бесполезные цели, отсутствие учёта индивидуальных особенностей учеников, внешнее оценивание и эмоциональное насилие. Это лонгрид, приготовьтесь. (Если в вашей школе или в школе вашей деточки дела обстоят иначе - это прекрасно! Кстати, напишите об этом, чтобы я порадовалась. Увы, это не отменяет того, что во многих школах всё обстоит именно так. Привет от репетитора с непрерывным 8-летним стажем). 1. Директивный способ организации процесса обучения Обычно учебный процесс в школе организован таким образом. Во-первых, существует жёстко заданный учебный план, составленный до начала учебного года - то есть готовая программа занятий. Учащийся не принимает никакого участия в составлении этой программы, ему не даётся выбора, он не может влиять ни на содержание своего обучения, ни на последовательность изучаемых тем. Во-вторых, по большей части занятия математикой в школе проходят в лекционно-семинарском формате, то есть сначала учитель пересказывает учебник [причём теми же заумными словами, какими он написан], а потом все вынуждены решать задания, где применяется материал из этого объяснения. Этот директивный, предписанный формат - неживой, неинтерактивный, негибкий и скучный. А последовательность происходящего, на мой взгляд, противоположна естественной жизненной: ведь сначала у человека возникает интерес, вопрос или задача, и только потом ищутся средства, помогающие её решить. Здесь же как будто сначала объясняют, как пользоваться молотком, потом дают гвоздь и предлагают вбить его в стену, а про картину, которую можно было повесить на этот гвоздь, деликатно умалчивают. Поскольку ученику не дается никакого выбора, он не становится субъектом своей деятельности, а является объектом, претерпевающим обучение себя, пассивным реципиентом информации и исполнителем поставленных учителем задач. В этом процессе у ученика не возникает: - своего интереса; - своих целей; - своей воли. => образование - процесс насильственный. 2. Плохо подобранные по содержанию и нелогично [для усвоения] выстроенные учебные материалы. Школьная программа (по любому предмету) зачастую построена таким образом, что совершенно не поднимается вопрос, а зачем, собственно, всё это нужно. В какую систему это всё вписано, что ещё есть? А почему мы изучаем именно это? А где это применяется? А когда это было изобретено и какова история этого открытия? Хотя это как раз то, что может быть очень увлекательным, вызывать интерес и мотивацию вникать и погружаться! Такое ощущение, что из школьных предметов (по крайней мере, из математики точно) выбивают смысл, изгоняют жизнь, оставляя только сухую теорию, но даже её дают ужасно сложно и несвязно, как будто нарочно скрывая логические связи. В результате, даже если знания усваиваются, они существуют разрозненно, бессистемно, оторванно друг от друга (например, аналитическая и графическая сторона одного и того же явления). А ведь математика, напротив, - очень красивая и логичная наука. Но этот секрет обычно не раскрывается. => образование - процесс неинтересный. 3. Информация вместо развития мышления Но самая главная содержательная беда заключается в том, что происходит подмена смыслов образования. Не только на уроках математики - но на них в особенности, и это парадоксально! - учеников пичкают знаниями, а не учат анализировать, простраивать ход мысли, творчески подходить к решению задач. Список важнейших для жизни навыков, которые можно развивать на материале математики, я напишу потом отдельно; факт тот, что вся система оказывается перевёрнутой с ног на голову: материал - совершенно бесполезный сам по себе - становится самоцелью. Зачем, ну зачем человеку квадратные уравнения, формулы сокращённого умножения и логарифмы? (Разумеется, они эстетически прекрасны, но сейчас речь о пользе). Да низачем. А вот навыки организации внутренней и внешней реальности, которые очень удобно развивать при помощи действий с математическими объектами, - это то, что даёт человеку билет в самостоятельную жизнь, где он способен понимать и организовывать различные процессы. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что ученикам в школе запрещают думать самим или решать другими способами, не дают увидеть свободу и красоту закономерностей. Самый частый ответ учеников на мой вопрос “а почему так?” - “так надо!”, никакой идеи о том, откуда вообще берутся правила и почему нужно делать именно так, нет - это реально воспринимается на уровне магических законов. Всё заставляют учить, но хотела бы я знать, зачем это нужно? В результате школьная математика предстаёт перед учащимися в виде набора не связанных между собой непонятных правил, в соответствии с которыми нужно выполнять бессмысленные действия. Какое кощунство, причём здесь вообще математика?!.. => образование - процесс бесполезный. 4. Не учитываются индивидуальные различия учеников. Школьное обучение - массовое. Оно совершенно не рассчитано на то, что все учащиеся очень разные и имеют индивидуальные особенности. А они в реальности - имеют. Даже если поделить их на группы по гипотетическому уровню (очень, кстати, сомнительное с психологической точки зрения действие!), всё равно это будет 15 абсолютно разных учеников, которые просто не способны одновременно и одинаково воспринимать информацию. А нужно так организовать работу на уроке, чтобы это было продуктивно в идеале для каждого. Это очень сложная задача. Перечислю пока несколько основных категорий особенностей, которые, на мой взгляд, играют большую роль в процессе обучения: - тип восприятия информации (образное и логическое мышление устроены совершенно по-разному, это должно влиять на способ подачи материала); - темп усвоения и количество необходимых повторений для закрепления на действительно глубоком, осознанном уровне (бессмысленно и очень вредно требовать от “медленных” быстрого решения или понимания); - зоны актуального и ближайшего развития (важно не завышать и не занижать сложность задачи и количество оказываемой помощи); - эмоциональные особенности, проявляющиеся при встрече с испытанием; - общее психологическое состояние (проблемы и переживания, не связанные с учебным процессом). Идеи, которые невольно транслируются имеющейся системой: - Неважно, какой ты и что с тобой происходит, нужно соответствовать заданным критериям и выполнять заданные нормативы. - Если ты не соответствуешь - с тобой что-то не в порядке. => образование - процесс обезличивающий. Понятно, что директивная подача материала, скучная, бесполезная и одинаковая для всех программа и условия обучения в общей массе дают низкие показатели усвояемости материала. На мой взгляд, успешными в этой системе могут быть либо ученики с очень высоким уровнем субъектности (либо тревожности), которые в силу тех или иных причин сами себе ставят цели на этих занятиях, либо ученики, у которых заведомо хорошие природные способности, и им это ненапряжно – одним глазом глянул, одним ухом послушал, и всё интуитивно получается (правда, качество полученного таким образом знания остается под вопросом). Те, у кого и субъектность, и природные способности развиты не очень, оказываются на обочине образовательного процесса. И здесь, по моим наблюдениям, учащиеся делятся на две категории: те, кто не хотят (но технически - могли бы), и те, кто объективно не могут (в силу психологических трудностей, нейро-проблем, больших пробелов и др сложностей, которые самостоятельно решить им не под силу). И те, и те ученики маркируются снаружи и внутри как отстающие и вообще перестают заниматься, потому что в таких условиях у них ничего не усваивается, нет понимания, зачем им это нужно, и нет никакой мотивации прикладывать усилия. Работать исключительно на цель “сдать экзамен”, на мой взгляд, противоестественно и крайне вредно. Реакция избегания как раз ОЧЕНЬ адекватна с точки зрения личности, для меня это скорее показатель здоровья! Ученик избегает насиловать себя, слава Богу! Для ребят из второй категории это ещё вопрос столкновения с собственной неуспешностью, бессилием; для некоторых это может быть чем-то просто невозможным. И то, и другое избегание выглядит так - ученик спит на парте, сидит в телефоне, рисует, болтает, уходит с урока, иногда запускается психосоматика, и он действительно бесконечно болеет. И учителю в этом месте задаться бы вопросом: с чем это связано? Что я могу сделать? Как я могу помочь? Однако сложность в том, что такими вопросами может задаться учитель, готовый пересматривать свои методики, видящий в ученике личность, понимающий, что неуспевающий ученик – это человек, действительно неспособный заинтересоваться имеющимся процессом обучения, то есть поставленный перед необходимостью заставлять себя заниматься неинтересными и бесполезными вещами, и чаще всего вдобавок имеющий психологические трудности и нуждающийся в помощи и поддержке, а не вредный ленивый тупица, игнорирующий гениальное творчество этого учителя. А для этого у учителя должно быть всё в порядке с самооценкой, то есть он не должен в факте неуспеваемости ученика видеть неуважение к себе и покушение на свой профессионализм, а в самом ученике - врага, с которым нужно бороться. Увы, чаще всего учитель с этой задачей не справляется и создаёт проблему №5. 5. Эмоциональное насилие. Вот это я считаю просто апогеем безумия системы. Сначала создаются все условия для того, чтобы обучение было неудобоваримым, и, получив ожидаемые логичные результаты неуспеваемости, система реагирует насилием. Не попыткой разобраться, помочь, что-то изменить, а насилием. Учитель злится, кричит, наказывает, иногда даже оскорбляет и унижает учеников. Это не какие-то исключительные вопиющие случаи, это система. У нас так принято. Учитель, наделённый властью, - фигура, которую нужно бояться, стесняться, обманывать, потому что он всё равно не будет слушать; это человек, лишивший себя человеческих качеств, он всё знает и никогда не ошибается, он не может быть на равных с учеником, он имеет право кричать и ругаться, устраивать репрессивные меры в виде самостоятельных работ и выставления двоек (об этом следующий пункт). Какая-то невероятная личностная пропасть между учителем и учеником. => образование - процесс унизительный. 6. Внешнее оценивание. И вишенка на торте - внешняя оценка. Ещё один гвоздь в гроб, в который школа упрятала субъектность ученика. Вот что действительно нужно в жизни: умение анализировать свою работу, честно признавать свои неудачи и замечать успехи, на основании этого корректировать старые цели и формулировать новые. Невероятно важно - самому оценивать свою работу по значимым для себя критериям. А вот что происходит, если работу оценивает кто-то другой. Человек перестаёт быть субъектом и становится оцениваемым объектом. Он невольно становится зависимым от этой внешней оценки, оценка становится самоцелью, появляются способы-хитрости повлиять на эту оценку со стороны ученика, а со стороны учителя оценка может быть способом управления и запугивания; снова искажаются смыслы деятельности. Для меня это процесс деградации субъектности. Не говоря уже о том, что внешняя оценка всегда несправедлива. Объективные критерии вроде количества ошибок в сочинении или количества решённых заданий не учитывают личную динамику. Если раньше ученик делал 20 ошибок в диктанте, а сейчас делает 10, то его динамика просто ошеломляющая, а с точки зрения объективных критериев и то, и то - просто двойка. Если раньше ученик не знал, как решить задачу, а теперь знает, но ошибается в ходе решения - это содержательно огромная разница, а в баллах - одинаково плохо. Для кого-то общие критерии недостижимы в принципе, и если измерять движение ими, то проще вообще ничего не делать, потому что всё бесполезно, и только будешь ощущать себя ничтожеством. С необъективными критериями ещё сложнее. Здесь и отношение учителя играет роль, и его личные предпочтения и вкусы, а кто сказал, что они правильные и почему вообще нужно равняться именно на них?.. => образование - процесс тревожный. Итого Образование - это процесс насильственный, неинтересный, бесполезный, обезличивающий, унизительный и тревожный. Если общими словами: оно - образование - абсолютно неадекватно, т.к. искажает, даёт неверное представление о действительности и формирует навыки и способы восприятия, противоположные тем, что нужны в реальной жизни. Здоровое, развивающее, а не разрушающее личность образование может вырасти только на интересе и осознанной пользе, а базироваться оно может исключительно на уважительных человеческих отношениях с учителем. Евгения Пак Источник: www.facebook.com Комментарии: |
|