ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-09-24 13:50

наука

Мне кажется, систему школьного образования в нашей стране можно охарактеризовать одним словом. Но поскольку слово это - неприличное, пришлось написать подробную статью. Чтобы вместо “всё плохо” чётко увидеть, в чём именно заключается и как создаётся разрушительный эффект. Чтобы было понятно, что именно нужно менять. Я выделила 6 основных проблем на примере обучения математике: директивный способ подачи знаний, плохо составленные программы обучения, бесполезные цели, отсутствие учёта индивидуальных особенностей учеников, внешнее оценивание и эмоциональное насилие. Это лонгрид, приготовьтесь.

(Если в вашей школе или в школе вашей деточки дела обстоят иначе - это прекрасно! Кстати, напишите об этом, чтобы я порадовалась. Увы, это не отменяет того, что во многих школах всё обстоит именно так. Привет от репетитора с непрерывным 8-летним стажем).

1. Директивный способ организации процесса обучения

Обычно учебный процесс в школе организован таким образом.

Во-первых, существует жёстко заданный учебный план, составленный до начала учебного года - то есть готовая программа занятий. Учащийся не принимает никакого участия в составлении этой программы, ему не даётся выбора, он не может влиять ни на содержание своего обучения, ни на последовательность изучаемых тем.

Во-вторых, по большей части занятия математикой в школе проходят в лекционно-семинарском формате, то есть сначала учитель пересказывает учебник [причём теми же заумными словами, какими он написан], а потом все вынуждены решать задания, где применяется материал из этого объяснения. Этот директивный, предписанный формат - неживой, неинтерактивный, негибкий и скучный. А последовательность происходящего, на мой взгляд, противоположна естественной жизненной: ведь сначала у человека возникает интерес, вопрос или задача, и только потом ищутся средства, помогающие её решить. Здесь же как будто сначала объясняют, как пользоваться молотком, потом дают гвоздь и предлагают вбить его в стену, а про картину, которую можно было повесить на этот гвоздь, деликатно умалчивают.

Поскольку ученику не дается никакого выбора, он не становится субъектом своей деятельности, а является объектом, претерпевающим обучение себя, пассивным реципиентом информации и исполнителем поставленных учителем задач. В этом процессе у ученика не возникает:

- своего интереса;

- своих целей;

- своей воли.

=> образование - процесс насильственный.

2. Плохо подобранные по содержанию и нелогично [для усвоения] выстроенные учебные материалы.

Школьная программа (по любому предмету) зачастую построена таким образом, что совершенно не поднимается вопрос, а зачем, собственно, всё это нужно. В какую систему это всё вписано, что ещё есть? А почему мы изучаем именно это? А где это применяется? А когда это было изобретено и какова история этого открытия? Хотя это как раз то, что может быть очень увлекательным, вызывать интерес и мотивацию вникать и погружаться! Такое ощущение, что из школьных предметов (по крайней мере, из математики точно) выбивают смысл, изгоняют жизнь, оставляя только сухую теорию, но даже её дают ужасно сложно и несвязно, как будто нарочно скрывая логические связи. В результате, даже если знания усваиваются, они существуют разрозненно, бессистемно, оторванно друг от друга (например, аналитическая и графическая сторона одного и того же явления). А ведь математика, напротив, - очень красивая и логичная наука. Но этот секрет обычно не раскрывается.

=> образование - процесс неинтересный.

3. Информация вместо развития мышления

Но самая главная содержательная беда заключается в том, что происходит подмена смыслов образования. Не только на уроках математики - но на них в особенности, и это парадоксально! - учеников пичкают знаниями, а не учат анализировать, простраивать ход мысли, творчески подходить к решению задач. Список важнейших для жизни навыков, которые можно развивать на материале математики, я напишу потом отдельно; факт тот, что вся система оказывается перевёрнутой с ног на голову: материал - совершенно бесполезный сам по себе - становится самоцелью. Зачем, ну зачем человеку квадратные уравнения, формулы сокращённого умножения и логарифмы? (Разумеется, они эстетически прекрасны, но сейчас речь о пользе). Да низачем. А вот навыки организации внутренней и внешней реальности, которые очень удобно развивать при помощи действий с математическими объектами, - это то, что даёт человеку билет в самостоятельную жизнь, где он способен понимать и организовывать различные процессы.

Я очень часто сталкиваюсь с тем, что ученикам в школе запрещают думать самим или решать другими способами, не дают увидеть свободу и красоту закономерностей. Самый частый ответ учеников на мой вопрос “а почему так?” - “так надо!”, никакой идеи о том, откуда вообще берутся правила и почему нужно делать именно так, нет - это реально воспринимается на уровне магических законов. Всё заставляют учить, но хотела бы я знать, зачем это нужно?

В результате школьная математика предстаёт перед учащимися в виде набора не связанных между собой непонятных правил, в соответствии с которыми нужно выполнять бессмысленные действия. Какое кощунство, причём здесь вообще математика?!..

=> образование - процесс бесполезный.

4. Не учитываются индивидуальные различия учеников.

Школьное обучение - массовое. Оно совершенно не рассчитано на то, что все учащиеся очень разные и имеют индивидуальные особенности. А они в реальности - имеют. Даже если поделить их на группы по гипотетическому уровню (очень, кстати, сомнительное с психологической точки зрения действие!), всё равно это будет 15 абсолютно разных учеников, которые просто не способны одновременно и одинаково воспринимать информацию. А нужно так организовать работу на уроке, чтобы это было продуктивно в идеале для каждого. Это очень сложная задача. Перечислю пока несколько основных категорий особенностей, которые, на мой взгляд, играют большую роль в процессе обучения:

- тип восприятия информации (образное и логическое мышление устроены совершенно по-разному, это должно влиять на способ подачи материала);

- темп усвоения и количество необходимых повторений для закрепления на действительно глубоком, осознанном уровне (бессмысленно и очень вредно требовать от “медленных” быстрого решения или понимания);

- зоны актуального и ближайшего развития (важно не завышать и не занижать сложность задачи и количество оказываемой помощи);

- эмоциональные особенности, проявляющиеся при встрече с испытанием;

- общее психологическое состояние (проблемы и переживания, не связанные с учебным процессом).

Идеи, которые невольно транслируются имеющейся системой:

- Неважно, какой ты и что с тобой происходит, нужно соответствовать заданным критериям и выполнять заданные нормативы.

- Если ты не соответствуешь - с тобой что-то не в порядке.

=> образование - процесс обезличивающий.

Понятно, что директивная подача материала, скучная, бесполезная и одинаковая для всех программа и условия обучения в общей массе дают низкие показатели усвояемости материала. На мой взгляд, успешными в этой системе могут быть либо ученики с очень высоким уровнем субъектности (либо тревожности), которые в силу тех или иных причин сами себе ставят цели на этих занятиях, либо ученики, у которых заведомо хорошие природные способности, и им это ненапряжно – одним глазом глянул, одним ухом послушал, и всё интуитивно получается (правда, качество полученного таким образом знания остается под вопросом). Те, у кого и субъектность, и природные способности развиты не очень, оказываются на обочине образовательного процесса.

И здесь, по моим наблюдениям, учащиеся делятся на две категории: те, кто не хотят (но технически - могли бы), и те, кто объективно не могут (в силу психологических трудностей, нейро-проблем, больших пробелов и др сложностей, которые самостоятельно решить им не под силу).

И те, и те ученики маркируются снаружи и внутри как отстающие и вообще перестают заниматься, потому что в таких условиях у них ничего не усваивается, нет понимания, зачем им это нужно, и нет никакой мотивации прикладывать усилия. Работать исключительно на цель “сдать экзамен”, на мой взгляд, противоестественно и крайне вредно. Реакция избегания как раз ОЧЕНЬ адекватна с точки зрения личности, для меня это скорее показатель здоровья! Ученик избегает насиловать себя, слава Богу! Для ребят из второй категории это ещё вопрос столкновения с собственной неуспешностью, бессилием; для некоторых это может быть чем-то просто невозможным.

И то, и другое избегание выглядит так - ученик спит на парте, сидит в телефоне, рисует, болтает, уходит с урока, иногда запускается психосоматика, и он действительно бесконечно болеет. И учителю в этом месте задаться бы вопросом: с чем это связано? Что я могу сделать? Как я могу помочь? Однако сложность в том, что такими вопросами может задаться учитель, готовый пересматривать свои методики, видящий в ученике личность, понимающий, что неуспевающий ученик – это человек, действительно неспособный заинтересоваться имеющимся процессом обучения, то есть поставленный перед необходимостью заставлять себя заниматься неинтересными и бесполезными вещами, и чаще всего вдобавок имеющий психологические трудности и нуждающийся в помощи и поддержке, а не вредный ленивый тупица, игнорирующий гениальное творчество этого учителя. А для этого у учителя должно быть всё в порядке с самооценкой, то есть он не должен в факте неуспеваемости ученика видеть неуважение к себе и покушение на свой профессионализм, а в самом ученике - врага, с которым нужно бороться. Увы, чаще всего учитель с этой задачей не справляется и создаёт проблему №5.

5. Эмоциональное насилие.

Вот это я считаю просто апогеем безумия системы.

Сначала создаются все условия для того, чтобы обучение было неудобоваримым, и, получив ожидаемые логичные результаты неуспеваемости, система реагирует насилием. Не попыткой разобраться, помочь, что-то изменить, а насилием. Учитель злится, кричит, наказывает, иногда даже оскорбляет и унижает учеников. Это не какие-то исключительные вопиющие случаи, это система. У нас так принято. Учитель, наделённый властью, - фигура, которую нужно бояться, стесняться, обманывать, потому что он всё равно не будет слушать; это человек, лишивший себя человеческих качеств, он всё знает и никогда не ошибается, он не может быть на равных с учеником, он имеет право кричать и ругаться, устраивать репрессивные меры в виде самостоятельных работ и выставления двоек (об этом следующий пункт). Какая-то невероятная личностная пропасть между учителем и учеником.

=> образование - процесс унизительный.

6. Внешнее оценивание.

И вишенка на торте - внешняя оценка. Ещё один гвоздь в гроб, в который школа упрятала субъектность ученика. Вот что действительно нужно в жизни: умение анализировать свою работу, честно признавать свои неудачи и замечать успехи, на основании этого корректировать старые цели и формулировать новые. Невероятно важно - самому оценивать свою работу по значимым для себя критериям. А вот что происходит, если работу оценивает кто-то другой. Человек перестаёт быть субъектом и становится оцениваемым объектом. Он невольно становится зависимым от этой внешней оценки, оценка становится самоцелью, появляются способы-хитрости повлиять на эту оценку со стороны ученика, а со стороны учителя оценка может быть способом управления и запугивания; снова искажаются смыслы деятельности. Для меня это процесс деградации субъектности. Не говоря уже о том, что внешняя оценка всегда несправедлива. Объективные критерии вроде количества ошибок в сочинении или количества решённых заданий не учитывают личную динамику. Если раньше ученик делал 20 ошибок в диктанте, а сейчас делает 10, то его динамика просто ошеломляющая, а с точки зрения объективных критериев и то, и то - просто двойка. Если раньше ученик не знал, как решить задачу, а теперь знает, но ошибается в ходе решения - это содержательно огромная разница, а в баллах - одинаково плохо. Для кого-то общие критерии недостижимы в принципе, и если измерять движение ими, то проще вообще ничего не делать, потому что всё бесполезно, и только будешь ощущать себя ничтожеством. С необъективными критериями ещё сложнее. Здесь и отношение учителя играет роль, и его личные предпочтения и вкусы, а кто сказал, что они правильные и почему вообще нужно равняться именно на них?..

=> образование - процесс тревожный.

Итого

Образование - это процесс насильственный, неинтересный, бесполезный, обезличивающий, унизительный и тревожный.

Если общими словами: оно - образование - абсолютно неадекватно, т.к. искажает, даёт неверное представление о действительности и формирует навыки и способы восприятия, противоположные тем, что нужны в реальной жизни.

Здоровое, развивающее, а не разрушающее личность образование может вырасти только на интересе и осознанной пользе, а базироваться оно может исключительно на уважительных человеческих отношениях с учителем.

Евгения Пак


Источник: www.facebook.com

Комментарии: