Про буржуазную служанку кибернетику

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Отдохнув немного от учебы, вновь почувствовал вкус к вечерним обсуждениям заумных текстов, и посетил сегодня первое в сезоне заседание "Клуба любителей интернета и общества".  Разбирали статью Славы Геровича о том, как культурные различия обществ в СССР и США влияли на немного разное понимание советскими и американскими учеными вопроса о том, в какую сторону развивать исследования искусственного интеллекта (статья доступна по ссылке).

В процессе немного затронули условия критики кибернетики в СССР в первые годы её существования, проскочила мысль, которую считаю важной.

Критика кибернетики шла вполне в русле господствующей в 40е годы научной парадигмы т.к. ряд положений новой науки противоречили павловской теории о рефлексах и марксистскому пониманию человеческого разума как общественной единицы, т.е. сущности, возникающей в общении с себе подобными, но никак не конструируемой в безвоздушном пространстве.

Павловскую теорию в итоге уточнили, а "общественный" подход к исследованиям искусственного интеллекта (т.е. попытки моделировать не единичный объект, а сеть объектов и их взаимодействия) вроде бы даже сейчас стал мейнстримом (понятно, что я почти наверняка сейчас искажаю, т.к. это просто подхваченные обрывки фраз. Кто больше в теме - дополните).

И в целом это выглядит нормальным процессом смены парадигм в науке, если бы не холодная война, в рамках которой оказалось очень удобно этот эпизод (который, кстати, длился совсем недолго, кибернетику на знамёна в СССР поднимают уже года с 1955) использовать как пугалку "коммунисты - обскурантисты".

Если бы переворот в физике случился на 20 лет позже, и СССР бы уже существовал, то вполне вероятно мы бы сейчас в "ироничных" газетных заметках читали бы о тупых приверженцах ньютоновской механики, которые из-за своего античеловеческого общественного строя отказывались признавать механику квантовую. При том, что некоторый скепсис в отношении новых научных идей - вообще-то явление само по себе здравое.

Собственно, мораль истории проста: хочешь понимания, а не пропаганды - суди о событиях определенного времени с учетом контекста этого времени.


Источник: vas-s-al.livejournal.com

Комментарии: