ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ В ПРЕДМЕТЕ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-09-22 04:25

Психология

Кризисный характер нашего бытия, ставший для нас уже очевидной нормой жизни, более чем наглядно показал многим специалистам тот методологический вакуум, который существует сегодня в области психологии, где по-прежнему доминируют преимущественно западные подходы, основанные на потребительских и гедонистических ценностях.

С точки зрения духовно-нравственного подхода парадигма светской, академической психологии поверхностна и ограничена поскольку оторвана от души и духа человека и неспособна отражать глубинные душевно-духовные процессы.

Можно сказать, проще — действующая парадигма академической психологии, рождённая около 140 лет назад на волне воинствующего гностицизма и атеизма, уже выработала свой ресурс, а потому нуждается в духовно-нравственном «апгрейде» или обновлении и возвращении к своим истокам, т.е. к знанию о душе.

Термин «психология» в его современном значении науки о душе появился на свет гораздо позднее и принадлежит, как свидетельствуют многочисленные научные источники, известному немецкому врачу и физиологу Вильгельму Максимилиану Вундту (1832 - 1920), впервые создавшему в 1879 году при Лейпцигском университете, где у него была ставка профессора, экспериментальную психологическую лабораторию.

Им был опубликован, пожалуй, один из первых научных трактатов о психологии под названием «Принципы физиологической психологии» где есть упоминания о психологии, как научной дисциплине, представляющей интерес в аспекте изучения физиологической зависимости между мозгом и разумом.

С тех пор на материалистической философской платформе, положенной в основу естественно-научного мировоззрения возникла экспериментальная наука психология.

Таким образом, в истории возникновения самого термина и понятия психология, мы обнаруживаем величайшую подмену принципиальных понятий и категорий.

Понятие о душе («психее»), как неуничтожимой, бессмертной и самосознающей тонкоматериальной сущности, имевшее место в ранних исследованиях Аристотеля и всей греческой философской школы в 18-19 веках было подменено более грубым и вещественным понятием «психики», имеющим отношение преимущественно к процессам перцепции и аперцепции на основе психофизиологии и нейрофизиологии.

Именно в этот период заката религиозной традиции и активного интереса к естественной науке, зарождающаяся научная психология и потеряла свою бессмертную душу, а вместе с ней и духовную ориентированность, сконцентрировавшись на внешней поведенческой стороне человека через призму естественнонаучных подходов.

Всё то, мистическое и сакральное, что имело отношение к жизни внутреннего человека, и что 18 столетий изначально составляло предмет душевных исследований и интересов философской мысли, было отвергнуто и подменено тем поверхностным, что было доступно для опытно-экспериментального исследования. В итоге из сакрального знания о душе в её вневременном, энергийном и духовном смысле, психология стала прикладной наукой о поведении в психофизиологическом значении и понимании.

При этом сама научная психология на начальных этапах своего развития имела преимущественно экспериментальный характер, ориентированный на опытный анализ психических свойств и явлений, что было свойственно всему естествознанию того времени.

При этом другая сакральная сторона психологии, связанная с душевно-духовной стороной жизни человека, попросту выпала из поля зрения естественной науки, оставшись по ту сторону научной парадигмы, а воинствующий атеизм и рационализм наоборот основательно утвердились в парадигме научной психологии, окончательно отринув все упоминания о бессмертной душе, как религиозном пережитке примитивного сознания.

В истории современной психологии мы находим с одной стороны разрыв изначальной традиции изучения души, а с другой стороны подмену исходного предмета изучения души на изучение психики, являющейся отражением лишь отдельных свойств души.

На таком вот бездушном базисе и родилась современная научная психология, совершив по истине «революционный» переход от сакральности и духовности к эпистемологии и гносеологии с подменой фундаментальной и глубинной категории души преходящей и более поверхностной категорией психики.

Совершенно очевидна вся односторонность, примитивность и относительность данного «научного» базиса и фундамента рациональной психологии, который не различает явлений совершенно разных когнитивных уровней и порядков (материальных и духовных), а грубо смешивает их все сводя на уровень и плоскость физиологии.

Можно сказать, что одним из самых главных недостатков доминирующей парадигмы рациональной психологии является её концентрация только лишь на одной низшей психофизиологической стороне природы и поведения человека, вследствие чего совершенно упускается из поля зрения высшая сторона жизнедеятельности человека - душевная и духовная.

Гноссеологический базис рациональной психологии строится таким образом, что в него изначально попадают только те явления и категории когнитивного характера, которые поддаются фиксации и экспериментальному подтверждению. При этом всё то, что не может быть жёстко зафиксировано и подтверждено экспериментально, соответственно, просто отрицается и не попадает в поле зрения парадигмы психологии. Именно по этой причине абсолютное большинство духовных артефактов и феноменов, имеющих официальное подтверждение и признание, таких как левитация, телекинез, нетление, целительство, пророчество, чудотворение, мироточение, взаимодействие с духами и т.д., имеющих отношение к сверхъестественному состоянию и знанию, просто не находят места и объяснения в рамках парадигмы рациональной психологии.

Соответственно и закономерности высших когнитивных порядков, имеющие отношение к душевно-духовному знанию (бессознательному) практически полностью выпадают из системы объяснения рациональной психологии, поскольку с одной стороны не могут быть восприняты рационально и зафиксированы, а с другой – не могут быть рационально объяснены.

Таким образом, можно говорить о том, что парадигма рациональной психологии в силу отсутствия у неё соответствующего сверхъестественного знания, инструментария и методологии попросту отрицает существование внутреннего душевно-духовного мира человека, а концентрируется исключительно на внешних уровнях психического бытия ощущениях, мышлении и чувствах, которые в наибольшей степени доступны исследованию и пониманию. При этом глубинная и наиболее важная, а по сути определяющая часть когнитивной сферы человека (душевно-духовная), именуемая в психологии индивидуальным и коллективным «бессознательным», оставалась и остаётся недоступной и как бы вовсе несуществующей.

Таким образом, исходя из вышесказанного, объектом парадигмы современной рациональной психологии изначально является как бы не вся когнитивная сфера в её многоуровневом понимании плоскостей психического, душевного и духовного, а только поверхностный уровень психического, причём, через призму нейрофизиологического.

По материалам психолога Константина Яцкевича

Комментарии: