ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ В ПРЕДМЕТЕ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-22 04:25 Кризисный характер нашего бытия, ставший для нас уже очевидной нормой жизни, более чем наглядно показал многим специалистам тот методологический вакуум, который существует сегодня в области психологии, где по-прежнему доминируют преимущественно западные подходы, основанные на потребительских и гедонистических ценностях. С точки зрения духовно-нравственного подхода парадигма светской, академической психологии поверхностна и ограничена поскольку оторвана от души и духа человека и неспособна отражать глубинные душевно-духовные процессы. Можно сказать, проще — действующая парадигма академической психологии, рождённая около 140 лет назад на волне воинствующего гностицизма и атеизма, уже выработала свой ресурс, а потому нуждается в духовно-нравственном «апгрейде» или обновлении и возвращении к своим истокам, т.е. к знанию о душе. Термин «психология» в его современном значении науки о душе появился на свет гораздо позднее и принадлежит, как свидетельствуют многочисленные научные источники, известному немецкому врачу и физиологу Вильгельму Максимилиану Вундту (1832 - 1920), впервые создавшему в 1879 году при Лейпцигском университете, где у него была ставка профессора, экспериментальную психологическую лабораторию. Им был опубликован, пожалуй, один из первых научных трактатов о психологии под названием «Принципы физиологической психологии» где есть упоминания о психологии, как научной дисциплине, представляющей интерес в аспекте изучения физиологической зависимости между мозгом и разумом. С тех пор на материалистической философской платформе, положенной в основу естественно-научного мировоззрения возникла экспериментальная наука психология. Таким образом, в истории возникновения самого термина и понятия психология, мы обнаруживаем величайшую подмену принципиальных понятий и категорий. Понятие о душе («психее»), как неуничтожимой, бессмертной и самосознающей тонкоматериальной сущности, имевшее место в ранних исследованиях Аристотеля и всей греческой философской школы в 18-19 веках было подменено более грубым и вещественным понятием «психики», имеющим отношение преимущественно к процессам перцепции и аперцепции на основе психофизиологии и нейрофизиологии. Именно в этот период заката религиозной традиции и активного интереса к естественной науке, зарождающаяся научная психология и потеряла свою бессмертную душу, а вместе с ней и духовную ориентированность, сконцентрировавшись на внешней поведенческой стороне человека через призму естественнонаучных подходов. Всё то, мистическое и сакральное, что имело отношение к жизни внутреннего человека, и что 18 столетий изначально составляло предмет душевных исследований и интересов философской мысли, было отвергнуто и подменено тем поверхностным, что было доступно для опытно-экспериментального исследования. В итоге из сакрального знания о душе в её вневременном, энергийном и духовном смысле, психология стала прикладной наукой о поведении в психофизиологическом значении и понимании. При этом сама научная психология на начальных этапах своего развития имела преимущественно экспериментальный характер, ориентированный на опытный анализ психических свойств и явлений, что было свойственно всему естествознанию того времени. При этом другая сакральная сторона психологии, связанная с душевно-духовной стороной жизни человека, попросту выпала из поля зрения естественной науки, оставшись по ту сторону научной парадигмы, а воинствующий атеизм и рационализм наоборот основательно утвердились в парадигме научной психологии, окончательно отринув все упоминания о бессмертной душе, как религиозном пережитке примитивного сознания. В истории современной психологии мы находим с одной стороны разрыв изначальной традиции изучения души, а с другой стороны подмену исходного предмета изучения души на изучение психики, являющейся отражением лишь отдельных свойств души. На таком вот бездушном базисе и родилась современная научная психология, совершив по истине «революционный» переход от сакральности и духовности к эпистемологии и гносеологии с подменой фундаментальной и глубинной категории души преходящей и более поверхностной категорией психики. Совершенно очевидна вся односторонность, примитивность и относительность данного «научного» базиса и фундамента рациональной психологии, который не различает явлений совершенно разных когнитивных уровней и порядков (материальных и духовных), а грубо смешивает их все сводя на уровень и плоскость физиологии. Можно сказать, что одним из самых главных недостатков доминирующей парадигмы рациональной психологии является её концентрация только лишь на одной низшей психофизиологической стороне природы и поведения человека, вследствие чего совершенно упускается из поля зрения высшая сторона жизнедеятельности человека - душевная и духовная. Гноссеологический базис рациональной психологии строится таким образом, что в него изначально попадают только те явления и категории когнитивного характера, которые поддаются фиксации и экспериментальному подтверждению. При этом всё то, что не может быть жёстко зафиксировано и подтверждено экспериментально, соответственно, просто отрицается и не попадает в поле зрения парадигмы психологии. Именно по этой причине абсолютное большинство духовных артефактов и феноменов, имеющих официальное подтверждение и признание, таких как левитация, телекинез, нетление, целительство, пророчество, чудотворение, мироточение, взаимодействие с духами и т.д., имеющих отношение к сверхъестественному состоянию и знанию, просто не находят места и объяснения в рамках парадигмы рациональной психологии. Соответственно и закономерности высших когнитивных порядков, имеющие отношение к душевно-духовному знанию (бессознательному) практически полностью выпадают из системы объяснения рациональной психологии, поскольку с одной стороны не могут быть восприняты рационально и зафиксированы, а с другой – не могут быть рационально объяснены. Таким образом, можно говорить о том, что парадигма рациональной психологии в силу отсутствия у неё соответствующего сверхъестественного знания, инструментария и методологии попросту отрицает существование внутреннего душевно-духовного мира человека, а концентрируется исключительно на внешних уровнях психического бытия ощущениях, мышлении и чувствах, которые в наибольшей степени доступны исследованию и пониманию. При этом глубинная и наиболее важная, а по сути определяющая часть когнитивной сферы человека (душевно-духовная), именуемая в психологии индивидуальным и коллективным «бессознательным», оставалась и остаётся недоступной и как бы вовсе несуществующей. Таким образом, исходя из вышесказанного, объектом парадигмы современной рациональной психологии изначально является как бы не вся когнитивная сфера в её многоуровневом понимании плоскостей психического, душевного и духовного, а только поверхностный уровень психического, причём, через призму нейрофизиологического. По материалам психолога Константина Яцкевича Комментарии: |
|