ПОЧЕМУ МЫ ВЕРИМ В ГОРСОКОПЫ ИЛИ ЭФФЕКТ БАРНУМА (ФОРЕРА)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-09-19 18:36

Психология

Эффект Барнума (Форера) - это когнитивное искажение, проще говоря, распространенная ловушка человеческого мышления.

Это искажение объясняет веру в гороскопы, хиромантию, гомеопатию, соционику и т.п.

Как видите, у этого эффекта несколько названий, поскольку не один специалист обращал на него внимание.

Финеас Барнум - это известный американский шоумен, известный своими психологическими манипуляциями. Он не исследовал данный эффект (по крайней мере, в научном смысле), но активно использовал.

Бертрам Форер - американский психолог, который провел научный эксперимент, доказавший существование этого эффекта.

Эксперимент был достаточно прост - психолог дал своим студентам специальный тест, результаты которого должны были описать их личность. Однако вместо реальных результатов каждый студент получил один и тот же текст - расплывчатый и неконкретный.

Форер взял его из гороскопа. Вот этот текст:

" Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность. "

После этого психолог попросил студентов оценить результат по 5-балльной шкале, в зависимости от того, насколько он соответствует действительности. Проще говоря - насколько он им подходит.

Средней оценкой стали 4,26 балла.

Впоследствии этот эксперимент повторяли множество раз с другими людьми и другими тестами, но, чтобы убедиться в существовании эффекта, достаточно вспомнить об огромном количестве людей, которые отстаивают истинность гороскопов и подобного.

На эффект влияют несколько факторов:

- Субъект должен считать, что результат применим только к нему, что это его личный результат.

- Субъект должен чувствовать авторитет человека, составившего описание.

- В описании должны быть преимущественно позитивные характеристики (но не только позитивные).

Помните о том, что знание об эффекте уберегает вас от когнитивного искажения.

Комментарии: