ОБ АУТИСТИЧЕСКИХ И ПСЕВДОАУТИСТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-09-20 10:30

Психология

Автор: Воронков Б.В. - к.м.н., доцент кафедры психоневрологии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО СПбГПМУ.

Желания, грезы или опасения человека, как писали старые авторы, реализуются в содержании бредового психоза, если, конечно, суждено ему сойти с ума. Механизм этого понятен не совсем, но как-то сообразуется с тем, что аутистические идеи, соответствующие не реальности, а возникающим стремлениям и желаниям, коренятся в потребности удовольствия. В этой связи аутистические мышление понимается как аффективное мышление, как мышление эмоциональное или кататимное. Более того, оно наделяется защитной функцией: аутизм создает болезнь как щит от социальных проблем, решение которых не под силу личности. По сути как сознательный, или бессознательный варианты бегства в болезнь. А с помощью бредовых идей больной якобы пытается преодолеть противоречия окружающей действительности. Мне кажется, что здесь имеет место попытка психологически попять психотическое. Очень сомнительно, чтобы, психически заболевая, пациент что-то осознанно преодолевал, с чем-то боролся или выстраивал какую-либо защиту.

Отождествление Э. Блейером понятий аутизм и аутистические мышление и использование их при описании патологии не только шизофренного круга, но и других психических заболеваний, включая пограничные расстройства, и даже для характеристики особенностей нормальной психики, привело в дальнейшем к стишком широкому толкованию аутизма, включившему в себя различные, не сходные по происхождению и клинике психические расстройства – аутистические мышление, феномен инобытия при шизофрении, ранний детский аутизм и многие другие состояния, объединенные лишь признаком нарушения диалога пациента с внешним миром.

Независимо от степени отгороженности от реальности и глубины погруженности в свои мечты и грезы пациента с артистическим мышлением, представляется категорически неверным жестко отделять его от феномена аутизма. Аутистическое мышление патологично не потому, что оно аффективно, а потому, что пребывает в аутистическом контексте, то есть наблюдается у пациента с уже произошедшей аутистической трансформацией личности. Не стоит думать, что аутистическое мышление это механическое преобразование желаний в реальность под влиянием аффекта. При аутистическом мышлении в мир осуществившихся желаний уводит не столько аффект, сколько изменившаяся сущность самого пациента. Грезы становятся явью после того, как вместе с аутизмом приходит новое понимание значений событий, поступков, мимики, чему должны предшествовать изменившиеся само- и мироощущение. Аффект может увести в мир сбывающихся грез истерическую или инфантильную личность. Искать и находить прелесть не в реальном, а в воображаемом вовсе не значит иметь аутистическое мышление или быть аутистом.

Блейер видел в аутистическом мышлении инфантильный радикал, полагал, что оно всюду, где «логика отступает» и находил сходство аутистического мышления с детскими фантазиями, религией, любовью и мировоззрением. Воздержавшись от психиатрических оценок основанного на вере понятия религии, то есть той области, где логика действительно отступает, попробуем оценить степень аутистичности детских фантазий, мировоззрения и любви в варианте влюбленности, то сеть понятий, где логика так или иначе присутствует, по иногда возникает потребность в их отграничении от психотических состояний.

Продолжение в файле.

Источник:

XII Мнухинские чтения. «АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема». Сборник статей. Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова - СПб: Изд-во Виктория плюс, 2014. -250 с.

Комментарии: