Что говорят генетики о казахских родах, рассказал эксперт |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-09-27 06:11 Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов рассказал Tengrinews.kz о последних результатах исследования антропологии и генетики казахов. По его словам, исследования свидетельствуют о том, что этногенетический коллектив, который сейчас называется казахами, сложился в эпоху Золотой Орды. Сообщается, что генетические отличия между казахскими родами не превышают 0,01 процента. Ниже комментарий Жаксылыка Сабитова: Современные казахи XX века, по данным ученого Оразака Исмагулова ("Этническая дерматоглифика казахов"), антропологически ничем не отличаются от кочевого населения Золотой Орды XIII века. В дозолотоордынскую эпоху у населения, проживавшего на территории современного Казахстана, соотношение монголоидности и европеоидности составляло 50 на 50. После того как кочевники из Восточной Азии мигрировали из-за завоеваний Чингиз-хана, начались процессы складывания новой этногенетической общности. В итоге в XIII веке повысилась доля монголоидности с 50 до 70 процентов. С тех пор это соотношение не менялось. Эти выводы подтверждаются данными анализа советского антрополога Леонида Яблонского, в результате которого кочевникам Золотой Орды (Нижнее Поволжье) наиболее близки оказались современные казахи, в то время как современные татары, узбеки и чуваши ближе к городскому населению Золотой Орды. Для средневекового народа верна аксиома, что этногенез казахов равен этногенезу казахских родов. Согласно исследованию этнического состава казахов, обнаружили присутствие 23 "осколков" средневековых народов и племен, 21 из которых восходит к золотоордынским племенам. Таким образом, исторические источники подтверждают, что этногенез казахов восходит к племенам Золотой Орды. В своей научной работе The Genetic Legacy of the Expansion of Turkic-Speaking Nomads Across Eurasia коллектив генетиков во главе с Баязитом Юнусбаевым изучал тюркские народы Евразии. Они придумали новую методику оценки времени смещения генетических компонентов у современных тюркских народов, то есть они фактически датировали "время рождения нового этногенетического коллектива". По их расчетам, время рождения казахов как единого этногенетического коллектива можно датировать XIII-XIV веками (1230-1340-е годы), что совпадает с выводами антропологов. Казахи сформировались из двух больших этнических пластов: тюрко-кыпчакского местного "домонгольского" населения и монголо-тюркского (в составе войск Чингиз-хана, помимо доминирующих монгольских частей, было и немалое количество представителей различных восточнотюркских племен). На данный момент историческая наука пополнилась двумя источниками, которые помогают по-новому взглянуть на происхождение казахов, - данные ДНК-шежире. В советское время казахстанскими историками весьма ограниченно использовался этот вид источников. В шежире (генеалогическая родословная у казахов), как и в любом письменном источнике, есть некоторое количество ошибок при ретрансляции сведений из поколения в поколение. Безусловно, нельзя утверждать, что шежире является 100-процентным источником, но, с другой стороны, игнорировать его не стоит. В 2000-х годах у историков появился новый инструмент проверки информации: генетическая обработка разных видов данных Y-хромосомы позволила установить высокий уровень достоверности шежире. Согласно данным популяционной генетики и расчетам TMRCA, те рода, которые считались в советской историографии различного происхождения (например, племена, входящие в Байулы или Алимулы), по данным ДНК-анализов, происходят от одного предка по мужской линии. Большинство казахских родов на 70-90 процентов состоят из генетических потомков по мужской линии общего предка, жившего в эпоху Золотой Орды и занимавшего высокое социальное положение в рамках политической системы (эмир, карачи-бек и так далее). Казахские рода имеют различное происхождение по мужской линии, но при этом аутосомно едины. Многие родоначальники (так сказать, отцы-основатели) казахских родов были эмирами и карачи-беками золотоордынских ханов. Если говорить конкретно по родам, генетически установлена историчность многих личностей. Ниже перечислены топ-5 персонажей из шежире, чья историчность была доказана генетикой. Алау из рода Алшин. Он есть в шежире рода Алшин, а также в отдельных письменных источниках. Согласно источникам, он жил в эпоху золотоордынского Аз-Жанибек-хана и был его эмиром. Согласно шежире и генетическим данным, к роду Алшин относится около 30 процентов современных казахов, входящих в состав таких родовых подразделений, как Алимулы и Байулы. То есть такие рода, как Адай, Бериш, Алтын, Жаппас, Шеркеш, Таз, Ысык, Есентемир, Байбакты, Кызылкурт, Тана, Маскар, Кете, Шекты, Торткара, Шомекей, Каракесек, Карасакал, согласно шежире, являются не отдельными родами разного происхождения, а ветвями большого казахского рода Алшин. Генетически подтверждают верность шежире в данном случае на 95 процентов. Генетически принадлежность к данному роду можно установить, протестировав мутацию под названием Y15552. Майкы-бий из рода Уйсун. Он был современником Чингиз-хана, Джучи. При Бату он уже был пожилым человеком и подал в отставку. Майкы-бий известен в казахских мифах и легендах, он присутствует в шежире как прародитель племени Уйсун среди казахов. По шежире его потомками являются такие рода, как Албан, Суан, Дулат, Шапрашты, Ысты, Ошакты, Сргелы, Шакшам, Сары-Уйсун. Генетические исследования показывают, что в целом данные шежире совпадают с данными генетики. Генетически принадлежность к данному роду можно установить, протестировав мутацию под названием Y12782. Акжол и его сын Кара ходжа из рода Аргын. Эти эмиры были соратниками таких золотоордынских ханов, как Урус-хан, Тохтамыш-хан и так далее. Около 15 процентов современных казахов относят себя к потомкам Акжола. Шежире рода Аргын было проанализировано нами, и подавляющее большинство аргынских подродов относится к одной гаплогруппе. Генетически принадлежность к данному роду можно установить, протестировав мутацию под названием L1323. Нангудай из рода Конырат (Кунгират). В казахских шежире предком рода Конырат считался Нангудай. Этот эмир был приближенным хана Узбека и на протяжении 40 лет входил в состав правящей элиты Золотой Орды. По данным первоисточников, он происходил от двоюродного брата Борте, его потомки переехали в улус Джучи еще в 1230-х годах, а в 1240-х годах они приняли ислам. Две ветви казахских коныратов генетически совпали между собой, подтвердив высокий уровень достоверности шежире коныратов. Генетически принадлежность к данному роду можно установить, протестировав мутацию под названием F3881. Аккобек и Кобланды из рода Кыпчак. В шежире казахского рода Кыпчак, как установил известный казахстанский историк Айболат Кушкумбаев, одним из родоначальников считается некий Аккобек. Просмотрев источники XIII века и фольклор тюркских народов, Кушкумбаев утверждал, что Аккобек из казахского шежире идентичен Аккобеку, вождю племени Токсоба-Кыпчак, который воевал с другим кыпчакским вождем Котяном Сутоевичем из рода Дурут. Его жизнь зафиксирована как в арабских источниках XIII века, так и в одноименном героическом эпосе сибирских татар, который был записан в XIX веке. Генетически принадлежность к данному роду можно установить, протестировав мутацию под названием BY17659. При этом надо помнить о том, что, несмотря на то что по своему происхождению казахские рода хоть и отличаются, но по общегенетическому портрету представители рода Адай на западе, Найман на востоке, Аргын на севере и Дулат на юге аутосомно едины и имеют одинаковый "общегенетический портрет". Генетически отличия между казахскими родами не превышают 0,01 процента от всего генома, а отличия в У-хромосоме не такие уж и большие, чтобы их абсолютизировать. Источник: tengrinews.kz Комментарии: |
|