Андрей Комиссаров: Искусственный интеллект и SMART-целеполагание. Первый алгоритм

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Одна из важных задач, стоящих перед Университетом 20.35, – создание искусственного интеллекта, который помогает строить и гибко изменять индивидуальные образовательные траектории. Но сам по себе искусственный интеллект – это не магический черный ящик, а прежде всего система узкоспециализированных обучающихся (например, нейросетевых) алгоритмов, каждый из которых натаскивается и учится на собственном массиве данных. И перед тем как приступить к построению искусственного интеллекта или даже обучению входящих в него нейросетей, необходимо собрать, проанализировать и разметить большие массивы данных. 

Работу в этом направлении мы решили начать с самого первого шага – с постановки целей. Образовательные траектории не возникают из воздуха. Им предшествует постановка цели обучающимся. Чего я хочу достичь? К какому состоянию я желаю прийти? Или в какую новую деятельность я хочу включиться? 

Цели на самообучение и саморазвитие должны формулироваться и переформулироваться самим человеком. Но, как оказалось, далеко не каждый способен поставить себе четкую, измеримую и достижимую цель. Именно поэтому первый нейросетевой алгоритм, к обучению которого приступила команда сервиса цифрового профиля и траекторий, стал алгоритмом SMART-целеполагания.

Мы видим его как чат-бот, способный, получая на входе весьма абстрактную цель самообучения и саморазвития, задавая наводящие вопросы и предлагая опции, привести ее к тому виду, который подходит для выстраивания базиса образовательной траектории. То есть к измеримому, четкому, достижимому и к тому же размеченному по универсальным терминологическим рубрикаторам (таксономиям описания деятельности). При этом важно, чтобы человек в процессе учился четче формулировать, лучше планировать достижение собственных целей. Таким образом, искусственный интеллект будет не только помогать, но и ненавязчиво обучать целеполаганию. 
 
Кстати, на недавней конференции Edtech Israel был озвучен новый термин, необходимость в использовании которого назрела достаточно давно. Это человеко-машинная педагогика, или HMP (Human-machine pedagogy). Суть описываемого феномена в том, что человек обучает искусственный интеллект, создаваемый для обучения людей. 

Интересно, что 18 сентября, после презентации Университетом 20.35 своих разработок в сфере ИИ, президент страны Владимир Путин на заседании Наблюдательного Совета АСИ в «Точке кипения – Коммуна» отметил: “Я (…) обратил внимание, скажем, на такой элемент, который не может не привлекать внимание. Это взаимное обучение между системами «искусственного интеллекта» и человеком, когда человек и «искусственный интеллект» обучают друг друга – такая, мне кажется, переходная модель развития в сфере образования, которая может привести к совершенно неожиданным и масштабным результатам”.   Вернусь к тому, каким образом искусственный интеллект будет обучать целеполаганию. Для этого мы запускаем исследование по целям самообучения и саморазвития, которые ставят себе люди. Наша задача - в формате анонимного опроса получить данные не менее чем с 10 000 респондентов разного возраста и социального статуса, чтобы собрать достаточный по объему датасет для обучения нейросети, а также выявить и описать базовые «ошибки» целеполагания.  Поэтому мы призываем всех читателей пройти опрос и поделиться им с друзьями и коллегами. Так мы сможем вместе поучаствовать в обучении искусственного интеллекта. 


Источник: ntinews.ru

Комментарии: