Внутрипополяционная изменчивость по данным генетики

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Внутрипополяционная изменчивость по данным генетики

Обнаружение четких географических закономерностей, с одной стороны, развивает тенденции, показанные ранее (Rosser et al., 2000). С другой стороны, основной вывод этих авторов состоял в том, что географическое соседство, а не лингвистическое родство

задает структуру генофонда.

Результаты же нашего исследования, подтверждая важность географического фактора, указывают, что доминирует структурированность по лингвистическому принципу.

Это следует из результатов многомерного шкалирования (рис. 2). В этот вид анализа включены те народы, для которых имелись данные по

четырем или более региональным популяциям с объемом выборки не менее 70 человек.

В данном случае этнический фактор совпадает с лингвистическим, поскольку этническая принадлежность популяции определялась по языку. График показывает, что во всех случаях популяции, относящиеся к одному народу, кластеризуются совместно, образуя «этнические облака», почти не перекрывающиеся друг с другом (рис. 2).

Два исключения касаются славянских групп.

Во-первых, северные русские популяции не присоединяются к южным, а образуют отдельный кластер.

Во-вторых, популяции поляков, южных русских и украинцев формируют не три отдельных, а одно единое «этническое облако», демонстрируя общность генофонда.

Таким образом,

славяноязычные популяции, занимающие половину территории Европы, оказываются генетически не различными (как должно бы быть в случае доминирования в структуре генофонда географического фактора), а сходными, в согласии с лингвистическими данными о близком родстве восточнославянских и западнославянских языков.

Поскольку этнический фактор оказался столь существенным для структурирования европейского генофонда, был проведен анализ межпопуляционной изменчивости на двух уровнях популяционной иерархии:

а) внутриэтническом (различия популяций в пределах одного народа, т.е. оценка гетерогенности этнического генофонда);

б) межэтническом (различия между усредненными этническими частотами гаплогрупп разных народов

Европы).

Таблица 8 показывает, что в пределах Европы наибольшая гетерогенность характерна для финнов, хорватов, русских и итальянцев; шведы и немцы демонстрируют умеренную гетерогенность; другие народы (греки, турки, поляки, белорусы, украинцы) характеризуются сниженной в масштабе Европы гетерогенностью.

В среднем,

гетерогенность типичного европейского народа составляет 0.03 (GST=0.029, FST=0.027).

Таким образом, по гаплогруппам Y-хромосомы для населения Европы различия между популяциями одного этноса значительно меньше, чем различия этносов между собой (межэтнический уровень GST=0.15, FST=0.17). Общая величина межпопуляционных различий

по Y-хромосоме (суммарно внутриэтнический и межэтнический уровни) составляет для Европы около 0.19. Это является дополнительным подтверждением резко выраженных различий внутри Европы по Y-хромосоме (что видно и на рис. 2), поскольку по другим

генетическим системам межпопуляционная изменчивость Европы на порядок ниже: GST=0.02 (Балановская, Балановский, 2007).

Аналогичный анализ этнической гетерогенности проведен для народов Южной Сибири и Центральной Азии (табл. 8). Суммарные межпопуляционные различия в этом регионе (0.20) оказались практически такими же, как и для популяций Европы (0.19). Но, в отличие от Европы, основная часть изменчивости приходится на изменчивость внутри этнотерриториальных объединений (0.15), а на различия между ними остается только 0.06.

Такой результат объясняется тем, что этнотерриториальные объединения, выделяемые традиционно (хакасы, алтайцы), включают ряд малых народностей, генофонды которых значительно различаются между собой (Балаганская и др., 2011).

Балановский О.П.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ГЕНОФОНДА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ:

СИНТЕЗ ДАННЫХ О ГЕНОГЕОГРАФИИ

МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК И Y-ХРОМОСОМЫ

Комментарии: