ОН и СОН о чем-то высшем из цикла Современная философия науки |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-15 13:35 Вспомним, как говорил Хьюберт Дрейфус: «Люди начали воспринимать себя как объекты, встраиваемые в негибкие вычисления … машин... Наш риск не в наступлении эры суперинтеллектуальных компьютеров, а в выведении расы субинтеллектуальных людей». Американский философ сделал это заявление в то время, когда «вычисления машин» еще запросто можно было называть «негибкими». С тех пор народное хозяйство Искусственного Интеллекта произвело рекордный урожай разнообразных чудес, причем не только в самых заурядных областях типа распознавания образов, но и на некогда заповедных Елисейских полях людей – в искусстве и науке. За вычетом отдельных недосожженных еретиков, не осталось никого, кто бы еще сомневался в великом будущем преуспевающей технологии. И все же в приведенном пророчестве-предупреждении есть крупинка соленой истины. Взглянем на мир шахмат, где «умные» компьютерные движки оставили далеко позади себя не только простых смертных, но и его королей. Их способность давать быструю оценку позиции принесло игре беспрецедентное внимание любительской аудитории, но… На профессиональном уровне жизнь изменилась к худшему. Шахматы перестали быть наукой и искусством, как прежде. Они быстро превращаются в беспощадный спорт, где имеет значение только точный расчет вариантов. И это очень большое НО. Поведение шахматистов весьма близко тому, что предсказывал Дрейфус. Они предпочитают работать в режиме устройств ввода-вывода для вновь обретенных оракулов, а не ломать свою голову о комбинаторную стенку. Есть основания полагать, что похожая болезнь быстро распространяется и в других сферах современного общества. Стало слишком легко найти информацию, обратившись за помощью к Гуглу. Стало слишком соблазнительно убить свободное время, обратившись за помощью к Ютьюбу. Стало в целом слишком дешево что-нибудь сделать, обратившись за помощью к компьютерам. Мы пойманы в социальные сети, которые расстреливают нас очередями бессмысленных событий, каждое из которых требует свою долю внимания. Мы стоим по шею в потоке данных, подыхая от жажды в условиях скудного информационного контента. Клип-культура правит бал в среде бывших Пиноккио, на ходу превращающихся в пожирающие попкорн клик-машины. Парадоксально все выше на пирамиду наших ценностей поднимается не способность мыслить глубоко и креативно, а именно те качества, в которых железяки легко дают нам фору – быстродействие при принятии решений. Поэтому нисколько не удивляет, что Эверест рейтингов популярности компьютерных игр оккупировали бестолковые бегалки и стрелялки. Наших детей привлекают любые занятия, которые не требуют от них произведения ментальных усилий. Кто же сих странных игр чемпион? Это он, это ОН – Опиум для Народа. ОН же – прямая производная от вышеупомянутого НО. Ну, а что же наша замечательная система народного образования, неужели не может ничем помочь? Увы, она не только неспособна научить подрастающее поколение правильно работать мозгами – независимо, логически и творчески. Она быстро становится безнадежно отсталой в динамически меняющемся мире… В начале была Древняя Греция, где возникли и расцвели гимназии - прототипы современных школ. Система обучения вскарабкалась на новый уровень, когда в средневековой Европе повсеместно распространились университеты – прототипы современных академических учреждений. Вот вокруг этих созданий давайте мы и покружим сегодня на манер овода. Погрезим о чем-то высшем – образовании. Когда-то это были настоящие фабрики, выпускавшие всего лишь три основных продукта массового потребления: теологов, врачей и юристов. По пути к этим пикам знаний студентам требовалось преодолеть несколько трудных переходов – так называемых свободных искусств. Их было ровно семь штук (в соответствии с классификацией больших авторитетов, таких как Боэций) – магическое число. Очевидная идея была в том, что оно исчерпывает все науки, которые существуют. Так оно в принципе и было в те далекие времена. Соответственно, не было трудностей с утверждением учебной программы. Это был статический набор дисциплин, по отношению к которому не предполагалось, что его когда-нибудь придется менять. К тому же, он был системно построен. Подготовительный «тривиум» содержал грамматику, риторику и логику – необходимый инструментарий (Органон) для последующей работы с «квадривиумом». Тот, в свою очередь, состоял из арифметики (наука о числах), музыки (числа в движении), геометрии (наука о пространстве) и астрономии-астрологии (пространство в движении). Приличный размер этого фиксированного набора знаний имел очевидное следствие – обучение должно было продолжаться несколько лет. Успешное завершение марафона награждалось дипломом. Его избранные участники могли затем остаться в спорте и в конечном итоге начать восхождение к вершинам учительской карьеры вплоть до «доктора теологии». Видный мыслитель двадцатого века Людвиг Витгенштейн в свое время ввел в философский дискурс понятие «языковых игр». Упрощая, его основная идея была в том, что смысл слов, которыми мы пользуемся, зависит от контекста, от конкретной «игры», которой мы занимаемся. Обобщая и абстрагируясь от языка, мы с Вами называем любую основанную на правилах общественную деятельность «социальной игрой». Это может быть игра во все, что угодно – от церкви до государства. А теперь давайте представим себе и высшее образование как особь вида таких «социальных игр». Что это за игра? В современном академическом мире мы видим дальнего родственника, нет, даже mutatis mutandis копию вышеописанной средневековой системы. Студенты тоже должны поглотить ряд дисциплин в режиме комплексного обеда. Они тоже тратят лучшие годы своей жизни для завершения этого мега-проекта. В счастливом конце они тоже зарабатывают диплом. Как насчет профессоров? И они имеют свою собственную систему ученых степеней. В нашей игровой метафоре заслуги, которые они получают от своей деятельности, суть статический рейтинг, который не подвластен ходу времен. Не так-то просто присоединиться к такой игре – начальные инвестиции времени (и денег) весьма существенны. В случае того или иного сбоя второй шанс может не представиться – при этом его вероятность весьма высока. Может быть, преимущество такой системы в живом контакте амбициозной молодежи со зрелыми экспертами? Отнюдь – подавляющее большинство лекций содержит не что иное, как дайджесты из хорошо известных учебников. Учителя, как правило, не возражают заразить своей любовью к предмету студентов. Однако те, как правило, не отвечают взаимностью. В чем же причина такой холодности? Так говорил другой именитый философ: «Невежество – не просто отсутствие знаний, но их активное неприятие, отказ учиться, происходящий от малодушия, гордости или лени разума». Pace Карл Поппер, как и любой однострочник, эта модель страдает близорукостью, причем не на один, а на оба глаза. Запросто можно быть невежественным при большом желании учиться. Проблема безразличия к красоте игры коренится далеко не только в нехороших игроках, но и в ее устаревших правилах. Излишне долгая дорога в ВУЗах к дому знаний приводит к тому, что высшее образования становится уделом людей сравнительно нежного возраста. Столь же хрупкой является и их мотивация к приобретению знаний. Их настоящая цель - статический рейтинг. Но они еще и не хотят знать потому, что не знают, чего хотят. У них нет «карты знаний» и никто не научил их навигации по миру моделей. Они даже не в курсе того какое знание существует и для чего оно нужно. Более того, в современных условиях космический полет к далеким звездам учености регулярно не достигает цели. Набор предметов, которые предстоит изучить студентам, во многих случаях произволен. С нынешней скоростью жизни многие обретаемые ими профессии уже отдали концы к моменту начала обучения. Эта негибкая социальная машина образования на самом деле занимается сортировкой двуногих, а вовсе не помогает им развиваться. Похоже на то, что общество переросло эту социальную игру. Если мы не исправим правила, они расправятся с нашими правами на жизнь. К счастью, вполне достаточно произвести апгрейд. Спрос наличествует, и, как ему и полагается, порождает предложение. И на самом деле, существует много креативных подходов к разрешению этих проблем. Однако предлагаемые инновации все типа ad hoc, без адекватного осознания причин бедственного состояния социальной игры. Если вышеприведенный анализ верен, то они образуют три основные категории:
2. Пакетный режим обучения 3. Отсутствие знаний о знаниях Давайте вкратце обсудим их все по очереди. В идеале, хотелось бы иметь такую социальную игру, которая была бы открыта для всех желающих в ней поучаствовать, какого бы возраста и социального происхождения они ни были. Кто знает, как любая кухарка управится с математикой, если сильно захочет?! Мы должны приветствовать ее и предоставить возможность вырастить свой рейтинг динамически, с полного нуля. В идеале, хотелось бы иметь возможность выучить не больше и не меньше того, что нам реально нужно. В современном мире развелось намного больше семи чудесных наук древности. В этом бездонном океане знаний утонет всякий, кто пожелает его объять целиком. Зачем нам так необходимо исследовать меняющееся морское дно случайно выбранного района?! Мы должны иметь возможность быстро нырнуть в недра в выбранной отдельной точке. И вынырнуть обратно. В идеале, хотелось бы совместить глубокие познания в той или иной специальности с удаленным обзором эпистемологического ландшафта поверхности. Люди сильны тем, что понимают смысл. Понимание же состоит в способности обнаружения связей между разными модельными доменами. Почему тогда мы дрессируем наших детей исполнять негибкие алгоритмы и не показываем им общей философской панорамы странной игры по имени жизнь?! Мы вовсе не обязаны использовать «НО» машин из прелюдии к этой статье в режиме «ОН» опиума для народа. Мы вполне можем превратить его в волшебный СОН – Само-Обучение-Населения. Что это такое? По образу и подобию Википедии назовем нашу предлагаемую Интернет-систему на смеси латинского с нижегородским Самопедией. В чем ее отличие от оригинала? Она не содержит поверхностные знания обо всем на свете, но бросает свет мощного прожектора знаний на глубины знаний. В ее фокусе основной вопрос – «как обрести знания?» И дополнительные – «зачем нужны эти знания?», «откуда они возникли?», «какие проблемы еще не решены»? Она не представляет собой бесформенный набор знаний, но подробно описывает лестницу моделей для овладения ими. Ступеньками в ней могут служить, помимо прочего, упражнения, задачи и даже bona fide развивающие игры. Она не полагается на хаос гиперссылок, но активно использует упорядоченную «карту знаний». В ее структуре явно отражено на чем покоятся те или иные знания, какие когерентные модели расположены у них по бокам. Она не претендует на статус истины, но хорошо помнит об относительности знаний. Для каждой ментальной модели она динамически вычисляет ее рейтинг доверия. И пользователи Самопедии вовсе не безличные и безразличные Интернет-призраки. Это само-мотивированные люди, которые тоже могут обзавестись своими рейтингами. Рост оных производится посредством предоставления консультаций ближним своим, ответами на вопросы, публикацией статей, проведением вебинаров и т.д.. Осталось сделать так, чтобы эти рейтинги подтверждались авторизованными инстанциями и распознавались государством или хотя бы сайтами по поиску персонала, и колосс высшего образования на средневековых ногах быстро рухнет… Да, пусть это всего лишь СОН… Но сей СОН в летний день прогонит нашу ментальную лень. Сей СОН о чем-то высшем бытьможен. Cей СОН в наших силах сделать явью… Вот до чего нас вера в меру довела! Но и это еще не предел. Мы уже выразили наше «фи» проржавевшим социальным лифтам в сфере народного образования. Скажем теперь и «пси» все, что мы о нем думаем. Любовь к знаниям – принцип работы психики человека. Любовь к ближнему – ее родная и любимая дочь. Эпистемология рожает этику – только в Блоге Георгия Борского. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|