О разумных пределах автоматизации |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-25 08:36 Корабль "Союз" с роботом Федором (ныне Скайбот какой-то) не сумел пристыковаться к МКС. Причина банальна и не раз проявлялась в предыдущих полетах - отказ системы взаимных измерений "Курс". Почему "Курс" так часто отказывает, несмотря на дублирование комплектов - отдельный вопрос к отечественной радиоэлектронной промышленности, здесь мы его касаться не будем. Но во всех предыдущих случаях, начиная с 80-х годов, даже отказ "Курса" не вел к отмене стыковки. Командир экипажа брал управление на себя и стыковал корабль в ручном режиме. Естественно, новоназванный Скайбот этого сделать не сумел, потому что его этому "не учили". Робот Федор вообще в большинстве сложных операций действует не как собственно робот, т.е. полностью автоматическое устройство, а как телеоператор. Повторюшка, если по-русски, которая удаленно копирует действия человека. Но сидя на Земле, корабль не состыкуешь - пробовали строить такие контура управления, но из-за задержки сигнала и краткости зон видимости не получилось. На автоматических корабля "Прогресс" проблема отказа "Курса" решается с другой стороны, т.е. со станции. На корабле и станции стоит так называемая ТОРУ - аппаратура управления в телеоператорном режиме (снова телеоператор, только , в отличие от Федора, не презентабельный, просто ящик с проводами). Космонавты со станции наблюдают за подходом "Прогресса" и в случае чего берут управление на себя, "подтягивая" корабль к МКС. Иногда неудачно - на "Мире" Циблиев влепил "Прогресс-М34" в модуль "Спектр", чем, по сути, поставил на "Мире" жирный крест. Но в большинстве случаев стыковки в режиме ТОРУ заканчивались успешно. На "Союзе" ТОРУ не ставилась - зачем, там же командир есть? Хотя ее установка вполне возможна, т.к. системы управления "Союзов" и "Прогрессов" почти одинаковы. Однако "Союзы" настолько давно не летали в беспилотном режиме, что, похоже, об этом нюансе - "Союз" без экипажа при отказе "Курса" не состыкуется - просто забыли. Или не сочли вопрос важным из-за свойственной России мелочной экономии. На отписках Федора в Инстаграмм сосредоточились. Удивительно, что никто не озаботился более тяжелой нештаткой - а если бы "Курс" из-за неисправности повел корабль на станцию с превышением скорости или мимо узла. Тогда что - таран? Пролеты в нескольких сантиметрах от станции с большой скоростью имели место на "Салютах" и "Алмазах". В общем, история с Федором дает повод поразмышлять в двух направлениях. А) О вреде и даже серьезной опасности пиара Роскосмоса для космонавтики и космонавтов и Б) о том, что автоматизация должна внедряться в повседневную жизнь, а не в выполнение уникальных операций. В производство массового продукта - на 100% или как можно ближе к этой цифре. А там, где нужно сделать что-то, что может сто раз пойти не так, давайте оставим человека. Таких дел немного и человеков для них нужно тоже немного, как-нибудь найдем желающих. Комментарии: |
|