Мысли про «The Great Hack» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-10 10:19 Отличное кино на вечер: нэтфликсовская документалка "The Great Hack" про печально известную Cambridge Analytica. Все 110 минут герои фильма пытаются разобраться с таргетированной политической рекламой, которую запустила эта фирма: как система была устроена, как много информации о пользователях в итоге выудили, и как все это понимать. И журналисты, и бывшие сотрудники компании чувствуют, что с дата-майнингом "что-то не так". Дальше классификация (а значит, и осмысление) содеянного почти не идет. Меня это бесит. Если непонятно, почему деятельность Cambridge Analytica сомнительна с общедемократической точки зрения, то фильм выглядит лишь кислым плодом досады проигравших недавно в США и Британии политических сил: какая жалость, что новую технологию использовали не мы; так не достанься же ты никому! При этом характерно, что одним из первых дата-майнинг (в меньшем масштабе) применял предвыборный штаб Барака Обамы, и никого это не смущало. Неужели "новое базовое право на информацию" становится в глазах создателей фильма нужным только тогда, когда информацию получают политические противники? Работу на администрацию Обамы в одном эпизоде незаметно приравнивают к "борьбе за права человека", что усиливает противный душок. И все же, мне кажется, интуиция "что-то не так" не врет и не отражает безосновательный страх инноваций. В таргетированной политической рекламе действительно есть изъян: нарушение права граждан на свободный и равный доступ к информации. Про второе определение очень часто забывают, но оно для либеральной демократии основное и неизбежное. Одна из логических основ народовластия — предположение, что все личности способны делать рациональный выбор, а группы — вести плодотворную дискуссию. Из этого следует равное и всеобщее голосование, свобода слова, общественное обсуждение политики. Но чтобы рассуждать, каждый должен обладать всей полнотой сведений о мире. Сегодня информация, которую мы получаем в медиапространствах, очень индивидуализирована. Свобода слова больше не оборачивается постоянным соприкосновением с мнениями, отличными от наших, в газетном ларьке, в дискуссионном клубе и при переключении каналов. С помощью новых медиа мы окончательно оказываемся в (мыльных) пузырях единомыслия: читаем то, что лайкнули наши друзья, держимся подальше от ютуб-каналов не согласных с нами людей. Все чаще мы отдаемся на волю алгоритмов предложения постов, которые знают, как нам угодить. В этом таится опасность: цензура, обусловленная не внешним давлением, а нашими собственными предпочтениями. Цензура, которой мы никогда не заметим и которая будет приносить нам радость. (Ну а кто хочет читать токсичные посты своих идеологических противников?) Это очень мощный механизм, который родился, видимо, случайно, при соприкосновении факторов психологии, экономики и технологического прогресса, но он может послужить буквально любым силам. Отличие от обычной таргетированной рекламы очевидно: если ваше представление о рынке штор будет извращенным и неполным, пострадают разве что ваш кошелек да интерьер спальни. Если такие проблемы начнутся с представлением о кандидатах на выборах — не только у вас, а у каждого избирателя, — пострадает общество. Медиапродукты Cambridge Analytica не выдержали бы испытания общественной дискуссией. Опубликованные на всеобщее обозрение, они были бы разоблачены идеологическими противниками, высмеяны как неграмотная и нечестная провокация. Желтуха, не достойная республиканской партии США. Однако эти посты заставали впечатлительных и не уверенных в политическом выборе людей в одиночестве, перед всемогущим экраном гаджета. Материалы Cambridge Analytica играли на эмоциях — но именно так, как это работало с каждым отдельным человеком; они жали на рычажки иррационального в конкретной личности, а потому были страшно эффективны. В каком-то смысле таргетированная пропаганда — продолжение вечной истории про "деньги выигрывают выборы" и "у кого бюджет больше, у того больше и голосов". Да, до конца влияние экономических факторов пресечь вряд ли возможно. (Точно так же, как и достичь абсолютно равной осведомленности обо всем на свете.) Но, я думаю, законодательное ограничение персонализированной политической рекламы в интернете было бы очень здоровой мерой. Не помешало бы и распространение базовых знаний о том, как дата-майнинг влияет на фид в соцсетях. Разумеется, я говорю о странах, в которых есть свобода слова, а не о тех, где интернет — единственное прибежище независимой информации, и новая ограничительная норма легко стала бы частью авторитаристского контроля. Кто-то из героев "The Great Hack" сказал, что новые Cambridge Analytica будут появляться всегда. И, кажется, в этом нет ничего плохого. Конкуренция на рынке и в политике двигает волну прогресса, которая таит в себе и вкусную рыбу, и всякие гадкие водоросли-веточки, и опасный мусор. Иногда люди, первыми выхватившие что-то интересное из этой волны, запечатлены в истории как визионеры. Иногда — как великие злодеи. Однако предугадать заранее, что принесет твое новаторство, бывает невозможно. Cambridge Analytica использовали доступные любой компании со специалистами по data science средства в рамках существовавших на тот момент законов. В ранних выступлениях сотрудников фирмы чувствуется истинный энтузиазм, наслаждение интересной работой без намеков на угрызения совести. Пусть потомки, по-новому смотрящие на дата-майнинг, учатся у прошлого и регулируют свои действия. А склонять специалистов Cambridge Analytica к раскаянию и рисовать из них мировое зло, как это порой пытаются сделать в фильме про «хак» без настоящего хакинга — дело некрасивое и откровенно нечестное. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|