Музыка и нарушения нервно-психического развития — Памела Хитон / ПостНаука |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-06 09:45 В Год музыки Великобритании и России 2019 мы вместе с Посольством Великобритании в Москве рассказываем о том, как музыка влияет на наши эмоции, помогает ли она справиться со стрессом и почему звуки застревают у нас в голове. Исследовать влияние музыки при нарушениях нервно-психического развития нужно и для разработки теории, и для клинического применения. Очевидное клиническое применение музыки — терапия. При лечении дефектов речи часто используют элементы музыкальной терапии, особенно для улучшения слухового восприятия и памяти у детей с нарушениями развития. Между эмпирическими исследованиями и терапией есть прямая связь: исследования предоставляют нам данные, на основании которых терапевты разрабатывают различные подходы к работе с такими детьми. Когда речь идет о нарушениях нервно-психического развития, нужно помнить, что они отличаются от травм мозга у взрослых. Такие дети нетипично обрабатывают музыку с самого рождения. Мы можем обнаружить, что они любят и слушают музыку, но воспринимают и запоминают ее не так, как дети с типичным развитием. Многие из когнитивных и перцептивных механизмов, затронутых при нарушениях нервно-психического развития, важны для восприятия музыки. У многих детей с такими нарушениями часто встречаются проблемы с теми аспектами восприятия и познания, которые могут повлиять на восприятие музыки. У них можно заметить проблемы с перцептивными навыками. При некоторых языковых нарушениях возникают трудности с различением «па» и «ба», из-за чего может быть сложно дифференцировать тоны в музыке. У некоторых детей есть проблемы с кратковременной или долговременной памятью, синтагматическими связями, извлечением структур из информации. Например, у детей с синдромом Вильямса есть проблемы с целостным восприятием. Можно предсказать, что оно важно для музыки, и у таких детей мы увидим нарушения в тех областях восприятия музыки, которые связаны с целостным восприятием. При специфических расстройствах речи наблюдаются трудности с языком, и очень похожие проблемы мы видим и в музыке. Это соотносится с теориями о том, что для обработки речи и музыки мы используем одни и те же ресурсы. Существует важная модель американского исследователя Пателя, согласно которой мы обрабатываем синтаксис в музыке и языке с помощью одних и тех же нейронных и когнитивных ресурсов. Мы можем приложить эту теорию к случаям специфических расстройств речи. Проблемы, которые возникают при обработке синтаксиса, мы видим во время обработки музыкальной гармонии. Это лишь один пример того, как мы можем развивать теорию взаимовлияния музыки и нарушений развития. Когда мы обрабатываем эмоции в речи и музыке, мы работаем с похожими психоакустическими сигналами. Мы можем исследовать детей, которые не очень хорошо воспринимают эмоции в голосе (у детей с нарушениями зрения такое встречается), и посмотреть, как они распознают их в музыке. Если обнаружится, что эмоции в музыке распознавать легче, чем в голосе, мы сможем использовать эти данные в терапии. В последнее время становится все очевиднее, что у детей редко бывает одно нарушение нервно-психического развития. Если мы исследуем аутизм, мы видим много детей и с двигательными нарушениями: у них много проблем с развитием координации. Встречаются и другие сопутствующие расстройства, например языковые проблемы. У некоторых людей с аутизмом есть специфические расстройства речи. У детей с нарушениями зрения и слуха часто довольно высокий уровень аутизма. Мы даже видим некоторых детей с синдромом Вильямса, соответствующих диагностическим критериям аутизма. У многих из них видна смешанная симптоматика. Сейчас обозначилась тенденция к тому, чтобы сравнивать нарушения развития друг с другом. Это поможет нам понять, какие факторы уникальны для каждого из расстройств, а какие — общие. Например, если мы посмотрим на специфическое расстройство речи и дислексию, мы увидим людей, у которых есть оба расстройства, но они могут проявляться и по отдельности, у них есть специфические характеристики. Имеются достоверные данные о том, что музыкальная терапия очень полезна при аутизме. Рандомизированные исследования показывают, что она может помочь с фундаментальными нарушениями коммуникации. Кроме того, одно важное американское исследование показало, что музыку можно использовать для выявления речи у детей с аутизмом, которые не могут говорить. Она помогает уменьшить тревожность при некоторых нарушениях развития. Есть много способов использовать музыку: она может помочь нам с эмоциями, помочь почувствовать связь с другими людьми, когда возникают трудности в общении. Что касается составных компонентов музыки, их можно использовать для развития слухового восприятия. Это поможет, например, в распознавании фонем. Таким образом, занятия музыкой и умение более эффективно анализировать высоту звука распространяются на владение языком. Мы видим положительные эффекты для детей, имеющих трудности с речью.Можно использовать ритмику языка, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями или детям, имеющим проблемы с моторикой. Если у нас получится побудить ребенка начать играть на музыкальном инструменте, это поможет ему развить мелкую моторику. Мы можем использовать музыку как среду для обучения, потому что она вовлекает эмоционально. Если у ребенка проблемы с двигательными функциями, то, вероятно, это будет мотивировать его отрабатывать движения рук лучше, чем другие терапевтические подходы. Мы многого не знаем о нарушениях нервно-психического развития и музыке. Некоторых детей с такими нарушениями чрезвычайно трудно тестировать. Например, я исследовала, как дети с синдромом Дауна распознавали эмоции. Они плохо справились с заданием, но я ни секунды не сомневаюсь, что они чрезвычайно чувствительны к музыке, я видела это много раз. Согласно программе эксперимента ребенок должен был послушать музыку, посмотреть на картинки и решить, какая из них соответствует музыке. Детям было гораздо интереснее смотреть на меня, и им было трудно сосредоточиться на задании. Таким образом, на основании эмпирических данных мы не можем утверждать, что дети с синдромом Дауна чутко воспринимают музыку, но, вероятно, это так. То же самое можно сказать и о тех детях с аутизмом, чей интеллект работает на невысоком уровне. Все свидетельствует о том, что они очень чувствительны к музыке, но мы не можем это проверить с помощью тех программ исследования, которые мы используем в психологии.
Мы также знаем, что у детей могут быть проблемы с некоторыми аспектами музыки. Например, при синдроме Вильямса возникают проблемы с целостным восприятием, но эти дети обожают музыку. Слушают ли они ее по-другому? В ней есть смены тембров, пульс, темп, ритм, и это значит, что неспособность распознать мелодию может и не быть большой проблемой. Даже люди с такими нарушениями могут многое получить от музыки. У детей со специфическими расстройствами речи наблюдаются проблемы со слуховой памятью. Наше исследование показало, что при этом нарушении у них плохая музыкальная память. Но музыка вызывает у детей эмоциональные реакции, то есть дает какой-то эффект. У нас нет достаточно чувствительных инструментов, которые покажут нам, что происходит с этими детьми. Когда наша программа исследования ставит детей в невыгодные условия, потому что требует от них сосредоточиться, что-то запомнить или управлять своими движениями, мы делаем вывод, что они не справляются с заданием. Но на самом деле это мы не справляемся с задачей разработать программу, которая подойдет для исследования таких групп. Так что нам нужно включить воображение и начать думать о том, как такие дети воспринимают музыку. Источник: www.youtube.com Комментарии: |
|