Ханна Сигал ввела гениальное в своей простоте различие между символом и символическим равенством. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-13 05:21 Ханна Сигал ввела гениальное в своей простоте различие между символом и символическим равенством. Работая в одно и то же время с психотиками и художниками, переживающими творческий кризис, она обратила внимание на общую им черту – трудности в формировании и использовании символов. Дальнейшие размышления над темой привели ее к сближению семиотической формулы Ч. Морриса «символ-символизируемая вещь-человек» с теорией депрессивной позиции М. Кляйн. Любой символ указывает на объект, а также – на его отсутствие. Процесс символизации прямым образом зависит от способности выносить отсутствие объекта (а значит, связан со скорбью, разлукой, депрессией…), а с другой стороны, может эту способность укрепить. Последнее – основной дар символической деятельности, от детской игры до высокого искусства. Идею Сигал подхватили многие аналитики, прежде всего, из круга других последователей Кляйн. Р. Мани-Керл и У. Бион предложили более комплексные модели развития «психических элементов» от наиболее примитивных до наиболее сложных и абстрактных форм. По сути, они стали развитием и разработкой теории Сигал. Так же общепринятым стало представление о нарушении способности к образованию символов у психотиков. Пациент Сигал, неспособный играть на скрипке из-за приравнивания этого акта к публичной мастурбации, зажил вечной жизнью в работах о психотическом мышлении. Однако, как и всякая изящная формулировка, идея Сигал начинает несколько расплываться при более пристальном рассмотрении. Действительно ли великое искусство только и целиком символично? Не воздействует ли оно на нас прямо и непосредственно – от цвета и фактуры полотен титанов Возрождения до шокирующих перфомансов современных художников-акционистов? «Я поднимаю слово «стул» и разбиваю им окно», - слова поэта или шизофреника? И не правы ли те, кто считает, что парадоксальное соприсутствие символической отдельности и ощутимой конкретности составляет самую суть подлинного эстетического переживания? (Отчасти, Сигал признала правоту этих комментаторов, ссылаясь в одном из поздних интервью на Эдриана Стоукса, указавшего ей на значение примитивного опыта в восприятии искусства. Через Стоукса это было отсылкой к концепции Дональда Мельтцера, которого по определенным причинам Сигал в этой время вряд ли хотела упоминать.) https://www.facebook.com/psychoanalystromanov/posts/1790149634367714?__xts__[0]=68.ARDpnxC0gFYQG1k-MU7S_gAwjuvoAaKJ1qyRyBB7qyVidhiPAL_PsS4EQ0A2pb9722uSjs37TMJ1EIoR8_eapd4vCve0_d5oGsSX13hzbe-s8T3oZ1IyzMUf--F0eUXlDhXcM858-GDHjyX6pjjBJs8PW_2YkqNkBVBzOvSlDEXhNM1OgGJc5myakKbR9KALy2dWE3koZCi46_SOFzd0Rg-QWr16nGYSNROtU4aIYnqmuXJt0ELsUx-0YUwAO1xj755dzmNyUlW6GhGpgQhBTbvGULOBv68ZGFeLMxIvvQWNOfetF9RJBIqyxY2dmhxtUkAodLBBI2p8Z9dOZyP6ozPJoSgG&__tn__= Если снова обратиться к психотическому мышлению – действительно ли в нем нет символизма? Как заметил в недавней лекции на школе ЕПИ Антуан Настази, психотическая негация, «нет» миру отсылает к началу мышления как такового – фрейдовскому отрицанию, прерывающему власть принципа удовольствия. Не стоит ли в этом месте вспомнить чуть более сложную формулу Фрейда: психотик обращается со словами, как с вещами, а с вещами – как со словами? Но необязательно обращаться к психиатрическим или художественным примерам, чтобы проиллюстрировать такого рода спутанность и парадоксальность. Повседневная жизнь полна примеров соприсутствия конкретного и символического, «психотической» веры в единство и восстановления раздельности. Как писал Э. Бренман о любви: «Я разделяю тот взгляд, что мы вынуждены проходить эти процессы от безумия к здравому рассудку; например, приведем аналогию из жизни: если бы молодой человек делал предложение реалистически и говорил «Я переоцениваю тебя как любовный объект», это было бы хоть и верным, но безумным. Мы считаем правильным, что сначала он идеализирует» (Бренман, Восстановление хорошего объектного отношения). Сходным образом размышлял Мельтцер, развивая идею одновременности депрессивной и параноидно-шизоидной и осцилляций между ними: «Я думаю, что Мелани Кляйн ошибалась, полагая, будто параноидно-шизоидная позиция в объектных отношениях предшествует депрессивной позиции. Этот предрассудок-преконцепция окрашивает ее язык и искажает ее мысли, посвященные процессам развития. … Он обладает как бы линейной структурой обладания и утраты, а не сложным образом, способным собрать вместе прошлое и будущее в непосредственность опыта настоящего. … Трагический элемент в эстетическом переживании состоит не в мимолетности, но в загадочном характере объекта: «Веселье, чьи уста всегда твердят / Свое “прощай”». Что это – правдивый объект, который всегда напоминает любящему о мимолетности, или терзающий, как La Belle Dame? Эстетический конфликт отличается от романтических мучений вот в каком отношении: его центральное переживание боли состоит в неопределенности, что склоняет к неверию и граничит с подозрением. Любящий беззащитен, как Отелло перед нашептыванием Яго, но его спасает стремление к знанию…» (Мельтцер, Эстетический конфликт). Введенное Сигал противопоставление символа и символического равенства, безусловно, содержит в себе зерно истины. Однако порой оно выглядит подкупающей, но слишком упрощенной формулой для описания сложного переплетения спутанности, раздельности, метафоричности и конкретности в человеческой душевной жизни. В конце концов, сама Кляйн объясняла кризис символической активности своего маленького пациента Дика страхом перед всемогуществом своих деструктивных фантазий («нет» миру) – и конкретность здесь была скорее следствием. Сегодня можно найти больше, чем две интерпретации такого рода поведения. Важнейшей функцией символа Сигал полагала налаживание нашей коммуникации с самими собой, с собственным бессознательным (Р. Бриттон отводит эту роль метафоре), и стоит поблагодарить великую ученицу Кляйн за то что у нас появилось больше вопросов, а значит – символов и метафор для описания и понимания собственных душ. Источник: Психоанализ и мир. Источник: www.facebook.com Комментарии: |
|