Герменевтический подход к исследованию правопорядка

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-08-30 00:49

Философия ИИ

Герменевтика – это не столько доктрина, картина мира или научный метод (хотя и то, и другое, и третье…), сколько сама практика интенсивного мышления, в которой выявить значение знака – значит сделать его явным в том числе для других.

Герменевтический подход ориентирован на общение с многообразием предметов, включая устное звучащее слово, письменные тексты и визуальные символы.

Герменевтика требует как систематичности, т.е. постоянства работы с текстами для поддержания непрерывности смыслового континуума, так и свободы, т.е. мыслительной раскрепощенности.

Герменевтический подход опирается на бесспорную смысловую открытость текста одновременно как на факт и ценность.

При этом даже самая сложная интерпретация неизбежно обедняет многозначность символа; исходный текст всегда богаче полученного толкования; любая интерпретация дает лишь отдельный сегмент общего смысла.

Разумеется, речь вовсе не идет о дурной индифферентности бесконечных значений, при которой любое из них считается одинаково пригодным, а значит, их ценность девальвируется. Герменевтика не лишена собственной идеи истинности, которая рассматривается, впрочем, не как единственно возможная правильность идеи, а как последовательность (когерентность), согласованность идеи и текста, допускающая плюралистичность и даже противоположность получаемых интерпретаций, но не в ущерб их сообразности предмету толкования.

С герменевтической точки зрения основополагающей функцией правопорядка выступает не столько управление, разрешение конфликтов или защита чьих-либо интересов, сколько смыслопорождение.

Разумеется, такого рода приоритеты не могут не входить в противоречие с внутренними установками самого правопорядка, следствием чего становятся своего рода «антигерменевтические» настроения и установления в недрах официального права.

Одним из проявлений этой тенденции является принцип «окончательности толкования», присущий отечественной модели конституционного правосудия (ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ).

Создатели концепции конституционного судопроизводства расходятся с представителями философской герменевтики, когда полагают, что устранение этой неопределенности возможно (1) путем выработки единственно верного решения и (2) его легализации через авторитет государства.

Понятие «справедливость», как известно, в Конституции Российской Федерации использовано лишь один раз – в Преамбуле, в контексте «памяти предков, передавших нам веру в добро и справедливость». С точки зрения герменевтики, корректен и плодотворен вопрос: что в данном случае понимается под справедливостью? На этот вопрос существуют относительно разнообразные ответы, одному или нескольким из которых, в свою очередь, можно придать официальное привилегированное значение. Однако с точки зрения юридической практики излишним окажется вопрос, который исходя из герменевтического подхода, напротив, является не менее приемлемым, чем предшествующий: почему в преамбуле Конституции справедливость связывается именно верой? Он позволяет выявить заложенную в тексте скрытую установку на иррациональность, в силу которой ценности предстают предметом веры, а не знания.

(Полный текст см.: Правопорядок и его институциональные основы: Сборник трудов международной научной конференции. Воронеж, 2019. С.75-79


Источник: m.vk.com

Комментарии: