Герменевтический подход к исследованию правопорядка |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-30 00:49 Герменевтика – это не столько доктрина, картина мира или научный метод (хотя и то, и другое, и третье…), сколько сама практика интенсивного мышления, в которой выявить значение знака – значит сделать его явным в том числе для других. Герменевтический подход ориентирован на общение с многообразием предметов, включая устное звучащее слово, письменные тексты и визуальные символы. Герменевтика требует как систематичности, т.е. постоянства работы с текстами для поддержания непрерывности смыслового континуума, так и свободы, т.е. мыслительной раскрепощенности. Герменевтический подход опирается на бесспорную смысловую открытость текста одновременно как на факт и ценность. При этом даже самая сложная интерпретация неизбежно обедняет многозначность символа; исходный текст всегда богаче полученного толкования; любая интерпретация дает лишь отдельный сегмент общего смысла. Разумеется, речь вовсе не идет о дурной индифферентности бесконечных значений, при которой любое из них считается одинаково пригодным, а значит, их ценность девальвируется. Герменевтика не лишена собственной идеи истинности, которая рассматривается, впрочем, не как единственно возможная правильность идеи, а как последовательность (когерентность), согласованность идеи и текста, допускающая плюралистичность и даже противоположность получаемых интерпретаций, но не в ущерб их сообразности предмету толкования. С герменевтической точки зрения основополагающей функцией правопорядка выступает не столько управление, разрешение конфликтов или защита чьих-либо интересов, сколько смыслопорождение. Разумеется, такого рода приоритеты не могут не входить в противоречие с внутренними установками самого правопорядка, следствием чего становятся своего рода «антигерменевтические» настроения и установления в недрах официального права. Одним из проявлений этой тенденции является принцип «окончательности толкования», присущий отечественной модели конституционного правосудия (ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ). Создатели концепции конституционного судопроизводства расходятся с представителями философской герменевтики, когда полагают, что устранение этой неопределенности возможно (1) путем выработки единственно верного решения и (2) его легализации через авторитет государства. Понятие «справедливость», как известно, в Конституции Российской Федерации использовано лишь один раз – в Преамбуле, в контексте «памяти предков, передавших нам веру в добро и справедливость». С точки зрения герменевтики, корректен и плодотворен вопрос: что в данном случае понимается под справедливостью? На этот вопрос существуют относительно разнообразные ответы, одному или нескольким из которых, в свою очередь, можно придать официальное привилегированное значение. Однако с точки зрения юридической практики излишним окажется вопрос, который исходя из герменевтического подхода, напротив, является не менее приемлемым, чем предшествующий: почему в преамбуле Конституции справедливость связывается именно верой? Он позволяет выявить заложенную в тексте скрытую установку на иррациональность, в силу которой ценности предстают предметом веры, а не знания. (Полный текст см.: Правопорядок и его институциональные основы: Сборник трудов международной научной конференции. Воронеж, 2019. С.75-79 Источник: m.vk.com Комментарии: |
|