«Гендер — это колониалистское изобретение» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-28 15:06 Мадина Тлостанова — профессор гендерных исследований в Линчёпингском университете (Швеция). В 2009-м году вышла ее книга “Деколониальные гендерные эпистемологии”, до сих пор остающаяся самым значимым трудом, посвященным синтезу деколониального подхода и гендерных исследований, из опубликованных на русском языке. Мадина Тлостанова также активно публикуется в англоязычных академических журналах и издательствах и является важной фигурой в деколониальном движении. Мы поговорили с ней о деколониальном мышлении, колониальности знания, власти и гендера и феминизме в России. Интервьюер — Жайворонок Даниил, независимый исследователь, автор нестабильного телеграм-канала “Смерть и Мебель”(А здесь еще одно недавнее интервью анарха-феминисток AnFem с Мадиной Тлостановой) — Давайте начнем с прояснения того, что такое деколониальный поворот? — Честно говоря, мне не очень нравится сам термин «поворот» в отношении деколониальности, потому что он сразу же отсылает нас к другим поворотам — новому материализму, аффективности и т.д., которые претендуют на ревизию предшествующей теории и, хотя бы неявно, на свое превосходство и стремление заменить собой прежние дискурсы. Деколониальность как совокупность определенных оптик, принципов критического мышления, экзистенциальных позиций, подходов к активизму и этических установок не ставит своей целью повернуть все предшествующее развитие науки и социальной реальности в свою сторону, но лишь предлагает свой взгляд в качестве одной из возможностей для тех, кто ее хочет и может разделить. Не случайно, у нас в ходу другие самоназвания — деколониальная опция (выбор), деколониальная мысль. Деколониальность выбирает свой параллельный путь размежевания вместо соперничества, и при этом, путь отказа от претензий на единственно верную истину. Чаще всего деколониальность связана с позицией колониального различия или шире «экстериорности» как онтологической и эпистемологической внешнести по отношению к проекту модерна. Эта инаковость в деколониальности представляет собой не объект исследования, а собственное выстраданное состояние, точку, в которой мы существуем и из которой говорим. Деколониальность — это критика и преодоление тех привычек, натурализованных взглядов и установок, которые модерность с ее неотъемлемой темной колониальной стороной внедрила в наше сознание, того, как колониальность отрицает, обесценивает, искажает, уничтожает и присваивает другие знания, субъектности, мироощущения и мировоззрения… На формирование деколониальной мысли оказали влияние критическая теория (пост)модерности, южно-азиатские и латиноамериканские субалтерные исследования, теология и философия освобождения 1960-1970-х гг., дебаты в латиноамериканской теории по поводу теории зависимости, споры о природе латиноамериканской модерности и постмодерности в 1980-х гг., последовавшее за этим обсуждение гибридности в антропологии, культурных исследованиях в 1990-е годы, чикана-феминизм, постколониальные исследования, африканская философия, модифицированный миросистемный анализ Валлерстайна и т.д. Но главным источником были и остаются знание и мышление дискриминируемых групп, прежде всего, коренных народов и потомков африканских рабов. Деколониальная мысль вырастает на границах эпистемологических систем, акцентируя неевромодерные модели мышления как источник знания, отвергаемого или присваиваемого западным миром. — Как связаны деколониальный подход и феминизм? — Для меня не существует феминизма в единственном числе. Он давно и успешно распался на десятки, если не сотни направлений, которые порой стоят на диаметрально противоположных позициях — эпистемологически, политически, этически, экзистенциально. На сегодняшний день уже нет ни одной категории или установки, которую бы разделяли все феминистки. Поэтому надо уточнить, о каком именно феминизме идет речь. С Если же мы ограничимся деколониальностью, то здесь существует и давно и успешно развивается деколониальный феминизм. Феминистская струя деколониальной мысли, на мой взгляд, — одна из самых интересных, многообещающих и важных. Основной принцип модерности/колониальности — принцип мизантропического скептицизма, если процитировать Мальдонадо-Торреса, принцип, согласно которому лишь некоторые группы людей рассматриваются как в полной мере люди, тогда как остальные изымаются из модерности и из [определения] человечества. И основными инструментами такой таксономизации являются раса, гендер и сексуальность, которые на протяжении всей модерности обеспечивали ее механизм обынаковления, обесценивания человеческих и иных жизней и евромодерного превосходства. При этом раса и гендер тесно взаимосвязаны и часто переводятся друг в друга… Важное понятие, предложенное деколониальной феминисткой Марией Лугонес — колониальность гендера. Оно связано с определенной трактовкой сексуальности и гендера, связанной с реальным и символическим насилием в ходе разворачивания модерности/колониальности. Колониальность гендера нужна Лугонес для осмысления особых путей взаимодействия современной/колониальной системы и гендерных и сексуальных аспектов модерности/колониальности. Она полагает, что неверно рассматривать эту систему как всего лишь циркуляцию власти, организующей частную сферу, доступ к и контроль над сексуальностью и демографией. Это бы означало продолжение биологизации гендера и игнорирование эпистемологической стороны, то есть, знания вместо мифологизированной природы. Понятие гендера в деколониальном феминизме рассматривается как колониалистское изобретение, обеспечивающее продолжающееся преимущественно биологическое восприятие пола. Колониальная модерность принесла гетеросексуальную диморфную интерпретацию пола и бинарное разделение на мужчин и женщин, которое стало использоваться как признак принадлежности к человечеству. Большая часть неевропейских народов превратилась в не_вполне людей в этой системе, и одним из решающих факторов стало как раз то, что они оказались лишены гендера. Натурализация сексуальных различий — еще один результат использования современной науки как инструмента обынаковления как и в случае с расой. Лугонес привлекает внимание к скрытой связи между покорением природы и переносом эксплуатации с (европейского) человека на природу. При этом колониальность гендера позволяет провести неевропейские народы, а сегодня мигрантов, беженцев, транссексуальных и небинарных людей и многих других по ведомству природного, а не культурного или социального. Это ведет к дегуманизации как форме колониальности бытия. Согласно Лугонес, современная инструментальная идея природы, тесно связана с изобретением колонизирующего понятия гендера. В логике мизантропического скептицизма колониальные субъектности как результат расиализированной и гендерно отмеченной телесности, становятся невидимыми, причем стирается именно их человеческое начало. Сегодня эта логика также хорошо видна в диалектике невидимости и гипервидимости мигрантов и беженцев. Еще один элемент деколониального феминизма, который стоит упомянуть, это глубинные коалиции. Согласно Лугонес, глубинные коалиции не пытаются нивелировать различие и гетерогенность ни в сторону глобального универсализма, ни в сторону партикуляризма. Они помогают выстраивать взаимодействия на основе этих различий и разнообразия, осознания наших специфических конфигураций порабощения и доминирования, но без того, чтобы на них зацикливаться, и непременно со стремлением превзойти их и выйти в плюриверсальный мир к совместной борьбе разных, но взаимосвязанных иных. Буквально несколько месяцев назад вышла превосходная коллективная монография «Разговор лицом к лицу. Визионерская философия Марии Лугонес», в которой авторы из разных стран, разделяющие постулаты деколониального феминизма, обсуждают и развивают основные идеи Марии Лугонес и то, как они могут преломляться в конкретных опытах борьбы в разных регионах и условиях. Но я почти уверена, что и она останется неизвестной для русскоязычного читателя, как и практически все работы самой Лугонес (мне известен только один и неудачный перевод ее ранней статьи). — Что означают такие понятия как колониальность знания и власти? — Центральная для деколониальной мысли идея — это предложенная Кихано «колониальная матрица власти» (или сокращенно — колониальность), иначе говоря, полная зависимость моделей мышления, создания и интерпретации мира от норм, созданных и навязанных евромодерностью. Деколониальность тогда представляет собой эпистемологическое, политическое и культурное движение за освобождение от этих ограничений, с постоянным акцентом на том, что достижения модерности неотделимы от расизма, гетеропатриархальности, экономической эксплуатации и дискриминации неевропейских систем знания. Колониальность основывается в своем зарождении на определенном сочетании торгового капитализма, миссионерского христианства и изобретении идеи расы для последующей таксономизации человечества. Это и есть темная сторона модерности, без которой последняя просто невозможна. Колониальность проявляется во всех областях действительности — от экономической колониальности (капитализма) до колониальность власти, мышления, бытия, гендера, памяти и ощущения. Причем риторика модерности, которой внимает человечество вот уже более пятисот лет, всегда скрывает за собой логику колониальности. Колониальность — это не колониализм, а скорее его след, это те структуры власти, знания, восприятия, бытия, которые возникли в результате колониализма, но продолжают существовать и сегодня, определяя все сферы жизни. По мысли Мальдонадо-Торреса, колониальность переживет колониализм, потому что она остается живой в книгах, в академических критериях, в культурных моделях, в здравом смысле и в самовосприятии людей, в их надеждах и чаяниях и во многих других аспектах современности. Колониальность знания — важнейший элемент глобальной колониальности, неотделимый от всех остальных аспектов модерности. Ведь модерность во многом создает и провозглашает себя сама и затем запускает в мир, онтологизируя свои эпистемологические конструкты. Как идея модерность нуждается в системе знаний, которая бы ее легитимировала, и сама же и легитимирует эту систему знаний, тем самым делая свое превосходство и бесспорность как бы вечными. Идея модерности и легитимирующая ее система знания стали механизмом для дезавуирования всех других систем знания и представления других исторических процессов как выпавших из модерности. Подобный метаязык имеет способность отделять познаваемое от познающего, сказанное от говорения, создавать эффект онтологии, якобы независимой от субъекта. Тогда модерность превращается в конструкцию метаязыка, который возник в рамках европейского Возрождения и был тесно связан с имперской экспансией. В последующие несколько веков он трансформировался, но суть оставалась прежней и в эпоху Просвещения, и в европейском романтическом универсализме, и в позитивистский и эволюционистский период. Во второй половине XX века метаязык модерности оказался снова изменен в рамках неолиберализма, чтобы стать уже глобально господствующим. Деколониальное понятие, которое хорошо описывает колониальность знания — это «хюбрис» (буквально — необузданность, бесчинство) нулевой точки отсчета. Согласно Сантьяго Кастро-Гомесу, хюбрис нулевой точки представляет собой особую европоцентристскую позицию чувствующего и думающего субъекта, изъятого из пространственного и исторического контекста. Подобная делокализация исключает любые другие возможные пути производства, распространения и репрезентации знания. Это ведет к выстраиванию нормативной картины мира на основании жесткой сущностной прогрессистской модели. С помощью этой стратегии западная научная мысль позиционирует себя как единственная узаконенная форма производства знания, а Европа обретает эпистемологическое превосходство над всеми другими культурами в мире. — В ваших работах встречается критика интерсексционального феминизма. Не могли бы вы описать, за что критикуется интерсекциональный подход и почему это важно? — В моих работах критикуется не сам интерсекциональный феминизм, хотя это тоже очень спорное понятие, с моей точки зрения, некий искусственный конструкт (есть ряд исследователей, прежде всего, афро-американских, для которых это понятие важно и которые с ним долгие годы работают, но вряд ли стоит называть их по этой причине интерсекциональным феминизмом, поскольку это всего лишь часть их методологии и возможно не самая главная), а скорее то, как концепт интерсекциональности присваивается теми ветвями феминизма, которые не имеют к нему изначально никакого отношения и возможно даже противоречат по своим установкам. Затем этот концепт выхолащивается, деполитизируется, иногда даже институциализируется, и начинает использоваться либо как инструмент проставления галочек (в многочисленных документах, которые должны доказывать толерантность и принцип включения в действии), либо как элемент самооправдания, самолегитимации, например, белой феминистки, рассуждающей об иных. Включив в свою работу реверансы по поводу собственных привилегий, такая авторка тем самым покупает себе индульгенцию и дальше может уже, не боясь обвинений, писать любую расистскую чушь (как часто бывает), но поскольку есть отсылка к магическому заклинанию интерсекциональности, обвинить ее в необъективности гораздо сложнее. Проще говоря, позднее европейское открытие интерсекциональности и ее искаженное встраивание в давший трещины западно-европейский феминизм с целью не дать разрушиться его воображаемому зданию и сплотить все более расходящихся в разные стороны европейских феминисток, мне кажется довольно сомнительным и, по сути, воспроизводящим все те же принципы колониальности знания, о которых мы уже говорили. Что касается самого интерсекционального подхода, с моей точки зрения, он сильно переоценен в том плане, что это само собой разумеющаяся вещь, о которой писало и пыталось его практиковать множество феминисток задолго до введения термина. Интерсекциональная оптика — это азы любого настоящего феминизма. Однако сам по себе такой анализ ни к чему не ведет, он лишь описывает ситуацию, хотя и довольно точно. И в этом его основная проблема, с моей точки зрения. На своем пути от локальной истории «цветных женщин» в США до превращения в новый глобальный зонтичный термин,интерсекциональность утратила связь с местом, как и свою укорененность в определенной локальной истории, став делокализованным принципом, механически пристегиваемым к любому анализу. Сегодня это чаще всего так называемый транснациональный феминизм, еще один конструкт, произведенный в США и затем распространенный на весь мир, на знамени которого значится интерсекциональность. Но одной констатации пересекающихся и взаимодействующих дискриминаций не достаточно. Это уводит нас от сохраняющихся властных асимметрий, от ответа на вопрос, кто говорит от имени интерсекциональности и с какой позиции, чего этот говорящий, собственно, добивается? Реального изменения ситуации или очередной фетишизации различия и инаковости и/или снисходительной благотворительности миссионерского синдрома? Так что я не против интерсекциональности, но против ее абсолютизации и за ее дальнейшую проблематизацию. — Что, с точки зрения деколониального феминизма, можно сказать о современной политике в отношении гендера и сексуальности в России? — В последние четыре года я не имею возможности и времени отслеживать все, что происходит в России. Поэтому говорить о современной гендерной и сексуальной политике подробно я не в праве. Для меня очевидно, что на словах происходит поворот к традиционализму, сконструированным условным ценностям с консервативными гендерными и сексуальными представлениями и ролями, удобными для управляющих. Но реальность не обязательно соответствует этой риторике, и как во всем остальном, здесь царствует когнитивный диссонанс, который стремительно усиливается. — Какую роль играет феминизм: он сопротивляется колониальности знания и власти или является частью колониального проекта? Или и то, и другое? — И то и другое. Как было сказано выше, нет феминизма вообще, поэтому нужно уточнять о каком феминизме идет речь. Институализированные его варианты (насколько я понимаю, в России их осталось совсем немного и они ютятся в нескольких вузах и научных центрах) компромиссны поневоле, чтобы выжить, хотя среди них есть достаточно критические позиции, но эта критика все же ограниченная и предсказуемая политически, идеологически и эпистеомологически. Она описывает, как правило, проблемы определенных групп, выдавая их за всеобщие. Освященные государством формы гендерных дискурсов, которые были в СССР, в усеченном и искаженном виде есть и сегодня и они, конечно, озабочены сохранением status quo и поддержкой генеральной линии власти. Но их, вероятно, не стоит даже называть феминизмом. Это скорее антифеминизм. Активистские формы феминизма в современной России я знаю недостаточно хорошо, но то, что мне доводилось читать, говорит об их большей смелости и как ни странно, концептуальной подкованности и широте кругозора, нежели в случае с институализированными гендерными дискурсами. — На мой взгляд, в современном феминизме в России, как в академическом, так и в активистском, слабо представлены пост-, де- и — Как я уже сказала, я слабо себе представляю современный феминизм в России. Если академический я еще могу отследить по текстам (и они, увы, не радуют, желание что-то читать чаще всего быстро пропадает, поскольку ни проблематика, ни подходы мне не близки), то активистский знаю не достаточно, потому что для этого надо вариться в соответствующем соку, быть знакомой с людьми и т.д. Я знаю лишь небольшую часть российских активистов и движений. Они мне гораздо симпатичнее академического феминизма, но и здесь я не вижу особых точек соприкосновения с тем, что интересно в феминизме мне как деколониальному исследователю. Отсутствие связей между академическим и активистским феминизмом особенно характерно для России, где активизм, тем более гендерный или связанный с вопросами сексуальности, практически оказывается поставлен вне закона и пропасть между чахлыми, но при этом претендующими на элитарность ростками академического феминизма и активизмом, который занят реальными делами и людьми, очень велика. Хотя вполне возможно, что я просто не знаю каких-то новых молодых исследователей, которые работают с пост-, де- или антиколониальной оптикой. То, что мы с вами ведем этот разговор, впрочем, уже показывает, что ситуация меняется. Пятнадцать-десять лет назад, когда я писала первые работы на эти темы, они встречались либо в штыки, либо с полным непониманием, зачем это мне нужно и зачем это нужно в России. Это такая типичная колониальная амнезия и синдром белой невинности, ну, не совсем белой, конечно, если уж следовать логике расизма до конца, а так скажем, воспринимающей себя как белую. Есть в этом и определенный след имперского различия, и комплекса неполноценности с этим связанного и, конечно же, след колониальности знания, в соответствии с которой знание может производить только западный исследователь, а российский — в лучшем случае, применять эту теорию к своему материалу. Таково разделение труда в мировом академическом феминистском производстве знания. Немногочисленные российские академические феминистки поэтому хорошо знают западный высоколобый феминизм (читай: белый, привилегированный, слепой ко всему остальному) и успешно применяют, условно говоря, Д. Батлер и Д. Харауэй в анализе своих примеров. Это все старые проблемы нашей науки и социальной реальности, которые так и не были решены и уже, видимо, не будут. Что касается отсутствия пост-, де- и Причем я не говорю о том, что надо слепо заимствовать постколониальную теорию или деколониальность, хотя попытки такие, весьма неудачные, были сделаны в последние годы. Но если мы и отказываемся от откровений Хоми Бабы, потому что они описывают реальность взаимоотношений Великобритании и Индии и, следовательно, нам не подойдут, сами то проблемы сложнейшего взаимодействия метрополии и разного типа колоний, сателлитов и прочих форм управления в истории царской России, СССР и России современной от этого не исчезают и требуют какого-то осмысления, причем нами самими, а не Впрочем, это долгий разговор, где важно, в том числе, и кто попадает в академию и почему, кто из попавших туда локальных гендерных гуру проблематизирует свое позиционирование в России и как? Кто решает, кого и когда переводить и издавать в области современной критической теории, в том числе и феминистской? Кто и как это собственно делает? Еще один момент — отсутствие преемственности. Это проблема феминизма вообще, как такового, а не только российского. Он начинается заново с каждым поколением. Впрочем, новая российская волна феминизма мне гораздо симпатичнее, чем то, с чем мне пришлось сосуществовать в 1990-е и 2000-е годы. Это люди более свободные, открытые разным позициям, не скованные архаическим иерархиями и искусственно созданными канонами. В последние несколько лет я все чаще получаю письма от молодых ученых и — Расскажите, пожалуйста, о том, чем вы занимаетесь в данный момент? Ваши текущие исследования — они о чем? — Сейчас у меня или даже со мной происходит поворот — только уже не деколониальный, а затрагивающий более широкие области знания, деятельности, субъектности и бытия и связанный с попыткой осмысления глобальных вызовов и сегодняшнего глобального кризиса и размышлений о том, что этому можно реально противопоставить. Деколониальность при этом никуда не ушла, а стала одной из органичных частей того, для чего мне пока сложно подобрать какое-то простое название. Все началось с того, что вместе с известным теоретиком дизайна Тони Фраем (основателем и директором лаборатории на краю света в Тасмании) мы стали размышлять о современном безбудущном мире и о том, что из него ушло политическое, хотя политики, казалось бы, как никогда много, об онтологическом дизайне, о кризисе и возрождении воображения. В итоге мы завершаем с ним работу над книгой, которая представляет собой попытку сформулировать основные аспекты глобального кризиса (куда входит и политика с ее устаревшими институтами и инструментами, и необратимые изменения климата, и новая гонка вооружений, и технологическая колонизация, меняющая природу человека, и инструментализация знания, и многое другое, причем все это тесно взаимосвязано и невозможно понять одно без другого) и послужить толчком к обсуждению и в идеале к зарождению нового политического воображения. Это на данный момент мое любимое, еще не рожденное детище, но есть и много побочных отпрысков в виде цикла статей, критикующих присвоение, искажение и деполитизацию деколониального дискурса в Западной Европе и США, хроническое отсутствие постсоциалистических голосов и знаний в современной эпистемологической матрице. Поскольку уже четыре года я живу и работаю в Швеции, в будущем мне хотелось бы вплотную заняться и Шведской имперско-колониальной конфигурацией прежде всего, через дискриминацию ее коренных народов — саамов, с учеными, активистами из числа которых я активно сотрудничаю, но также и через другие забытые страницы истории, неудобные для сегодняшнего положительного имиджа Швеции. Кстати, многие из них были связаны с соперничеством и противоборством с Россией. Источник: syg.ma Комментарии: |
|